Презентация, доклад по литературе по теме Анализ стихотворения А.А.Фета Учись у них - у дуба, у берёзы (6 класс)

Содержание

Литературная разминкаТроп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.олицетворение Приём противопоставления понятий, явлений, образов и т.д. антитеза Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, скрытое сравнение.метафораИспользование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности.аллитерация, ассонансСопоставление изображаемого предмета или явления с другим.сравнениеОпределение при

Слайд 1Афанасий Афанасьевич Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы»
Урок литературы

в 6 классе
Афанасий Афанасьевич Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы»Урок литературы в 6 классе

Слайд 2Литературная разминка
Троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
олицетворение
 Приём противопоставления понятий,

явлений, образов и т.д. 
антитеза
 Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, скрытое сравнение.
метафора
Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности.
аллитерация, ассонанс
Сопоставление изображаемого предмета или явления с другим.
сравнение
Определение при слове, влияющее на его выразительность. 
эпитет

Литературная разминкаТроп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.олицетворение Приём противопоставления понятий, явлений, образов и т.д. антитеза Слово или выражение, употребляемое в

Слайд 3 Самое лучшее представление о поэте могут оставить люди, близко знавшие его.

Послушайте отрывок из письма, адресованного Фету его другом В.Соловьевым.

«Дорогой и многоуважаемый Афанасий Афанасьевич!
Приветствуют Вас звезд золотые ресницы, и месяц, плывущий по лазурной пустыне, и плачущие степные травы, и розы весенние и осенние; приветствует Вас густолистый развесистый лес, и блеском вечерним овеянные горы. И милое окно над снежным каштаном.
Приветствуют Вас все крылатые звуки и лучезарные образы между небом и землею. Кланяется Вам также и меньшая братия: слепой жук, и вечерние мошки, и кричащий коростель, и молчаливая жаба, вышедшая на дорогу. А наконец, приветствую Вас и я…»
Что можно сказать о человеке, к которому обращены эти строки?
Почему Соловьев свое приветствие помещает самым последним?
(Для Фета – все важны, человек – лишь часть природы)


Самое лучшее представление о поэте могут оставить люди, близко знавшие его. Послушайте отрывок из письма,

Слайд 5Анализ стихотворения История написания
Стихотворение написано  умудрённым опытом поэтом в 1883 году, когда

ему было уже за 60 лет(А.А.Фет  родился в 1820 году). В это период он уже вышел в отставку и занимался полностью своим любимым творчеством.
Анализ стихотворения История написанияСтихотворение написано  умудрённым опытом поэтом в 1883 году, когда ему было уже за 60

Слайд 6 Анализ стихотворения. Тема.
А.А. Фет принадлежал к представителям "чистой лирики". Его не

зря называют поэтом природы.
Определите тему.
В данном стихотворении тесно переплетаются две темы: описание природы, её законов и размышление над жизнью человека, смыслом человеческого бытия.
Анализ стихотворения. Тема. А.А. Фет принадлежал к представителям

Слайд 7Идея стихотворения
Первая строфа несет в себе идею стихотворения - это способность

переносить неприятности, страдания и невзгоды, которые приносит жизнь. Автор призывает учиться стойкости и выносливости у природы.
Идея стихотворенияПервая строфа несет в себе идею стихотворения - это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которые

Слайд 8 Композиция
Стихотворение построено на основе антитезы.

Большая половина произведения наполнена пессимизмом и ужасом суровой зимы, строки «сердце рвет» «за сердце хватает», противопоставляются надежде на весну: Но верь весне. Её примчится гений Опять теплом и жизнию дыша. Это заставляет ощутить прекрасный весенний образ.
КомпозицияСтихотворение построено на основе антитезы. Большая половина произведения наполнена пессимизмом и

Слайд 9Композиция. Какой совет даёт нам с вами поэт, описывая зимние невзгоды и

надежду на весну?

На смену угнетения и грусти приходит гармония, вера в красоту природы. Этими строками автор сравнивает и ситуации в жизни человека, как обычно бывает, что после плохих случаев и ситуаций, обязательно наступит "белая полоса"

Композиция. Какой совет даёт нам с вами поэт, описывая зимние невзгоды и надежду на весну?На смену угнетения

Слайд 10 Анализ образов Какие образы создаёт автор?
Дуб и береза

– традиционные деревья средней полосы России. (Аллегория: дуб и береза олицетворяют образы людей) Дуб символизирует мужское начало-стойкость и мужество; береза символизирует женщину-нежность и трепетность. Но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: «застыли слезы», «треснула… кора». Поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: "Они стоят, молчат; молчи и ты!".
Анализ образов Какие образы создаёт автор?Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы

Слайд 11Образ лирического героя Какие чувства переживает л.герой, настроение?
Строится на ассоциативном ряду испытываемых им

чувств горя, беды, неустроенности, тревоги, тоски, беспокойства, страха, сменяемых оптимистичной верой в торжество жизни.
Автор вместе с лирическим героем верит в торжество добра, красоты и гармонии в природе и в душе человека.
Образ лирического героя Какие чувства переживает л.герой, настроение?Строится на ассоциативном ряду испытываемых им чувств горя, беды, неустроенности,

Слайд 12Средства выразительности
Поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы:
за сердце

хватает холод лютый, деревья стоят и молчат, душа переболит
Эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы:
холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы.
Метафоры:
застыли слёзы;  «гений» весны, ветер рвет листы, дышать теплом и жизнью.
Таким образом, поэт хочет подчеркнуть силу и мощь зимы, которым вынуждена противостоять природа.
Средства выразительностиПоэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: за сердце хватает холод лютый, деревья стоят и

Слайд 13Лексика, морфология В какой форме используются глаголы в 1 части, а -

во 2-ой?

В первой части стихотворения используются глагольные формы
прошедшего и настоящего времени ("треснула", "застыли", "рвёт", "хватает", "стоят", "молчат"),
а во второй –
будущего ("промчится", "переболит"). Глаголы в повелительном наклонении ("учись", "молчи") - звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить "Но верь весне"): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора - живительным теплом весны.

Лексика, морфология В какой форме используются глаголы в 1 части, а - во 2-ой?В первой части стихотворения

Слайд 14Синтаксис Обратите внимание на знаки препинания. Найдите примеры инверсии.
При описании жестокой поры

использованы 2 восклицательных предложения: «Жестокая пора!» «Они стоят, молчат; молчи и ты!» - Которые помогают передать напряжение чувств.
Автор применяет инверсию: «хватает холод лютый», чтобы подчеркнуть силу «холода», трудностей.
Синтаксис Обратите внимание на знаки препинания. Найдите примеры инверсии.При описании жестокой поры использованы 2 восклицательных предложения: «Жестокая

Слайд 15Звукопись
Ассонанс и аллитерация создают музыкальность стихотворения.
Учись у них - у дуба, у березы.
Напрасные на них застыли слезы,
И

треснула, сжимаяся, кора.
Сердито рвет …
хватает холод лютый;
стоят, молчат; молчи и ты!
верь весне
Переболит скорбящая

ЗвукописьАссонанс и аллитерация создают музыкальность стихотворения.Учись у них - у дуба, у березы.  Напрасные на них застыли слезы,  И треснула, сжимаяся, кора.  Сердито рвет …  хватает холод лютый;

Слайд 16Рифма, размер
Рифма перекрёстная (а, б, а, б)


Стихотворение написано пятистопным ямбом, что придаёт стиху напевность.
Рифма, размерРифма перекрёстная (а, б, а, б)

Слайд 17Моё отношение

Моё отношение

Слайд 18Домашнее задание.
Стр. 275 – выразительное чтение стихотворения.

Домашнее задание.Стр. 275 – выразительное чтение стихотворения.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть