Слайд 1Сочинение по литературе
Руководство к созданию устного сочинения – развёрнутого ответа
Слайд 2Филологический подход.
Вы должны грамотно проанализировать предложенную проблему с литературоведческой точки
зрения
Слайд 3Сочинение – текст, сочетающий в себе элементы
сочинения-рассуждения,
реферата (поскольку излагаются известные точки
зрения, творчески, но без оригинальничанья),
научной статьи (опираться на категории литературного анализа – сюжет, композиция, жанр и другие)
Слайд 4В сочинении НЕ должно быть
Эмоциональных фигур, сравнений и метафор, художественности: НЕ
пишите стихами! (НЕ размышление над книжкой)
Риторических вопросов, многоточий, восклицаний, умышленных повторов (типа: «в каждом его сюжете, в каждом герое, в каждой сцене видно…»)
Интонационных тире, однословных назывных предложений («Война.. Так что же это такое?»)
Слайд 5Рекомендуется
Сдержанно-нейтральный язык
Правильный порядок слов
Точные значения слов и в том числе терминов
Отсутствие
эмоционально-экспрессивного начала
Слайд 6Избегайте / НЕ пишите
«А я не согласна с Добролюбовым!!!»
«Нельзя не согласиться
с Белинским в том, что «Капитанская дочка – что-то вроде «Онегина в прозе»
«По-моему, Толстой – великий писатель» («на мой взгляд» и т.п.)
Слайд 7Употребляйте
Нейтральные безличные конструкции:
«можно предположить…»,
«очевидно…»,
«следует заметить…»,
«примечательно, что…»
Слайд 8Филологический подход -
Анализ предложенной проблемы с литературоведческой точки зрения
ЧТО ЗНАЕМ ?
Слайд 9Часть III
С5.2.
Как в образе Наташи Ростовой раскрывается утверждение Л.Н.Толстого о том,
что «сущность её жизни – любовь»?
Почему автор романа «Война и мир» лишает Наполеона права на величие?
Слайд 10
Литературные факты –
категории структуры текста
Слайд 11«За текстом»
Время (эпоха)
История, обстоятельства создания
Публикации
Прототипы
Говорящие фамилии
Источники (исторические документы и т.д.)
……………………….
Слайд 12«Внутри текста»
Эпиграф (граница)
Название
Род, вид, жанр
Система образов (персонажи, предметный мир)
Художественное время
Художественное пространство
Сюжет,
композиция……………..
Слайд 13План? План для себя!
Схемочки, таблички, понятные вам, кластеры…
План – это концепция
вашего сочинения, в нём вы разъясняете себе, о чём будете писать, передавая главные мысли кратко, конспективно, чтобы потом перенести их на беловик в распространённом виде.
Слайд 14План!
Такая формализованная и строго логическая работа, как сочинение НЕ может быть
написана без строгого логического плана
Слайд 15План
Тезисы необходимо полностью отредактировать на черновике.
Поскольку это главные мысли вашего
сочинения, они должны быть изложены ясным, грамотным и точным языком.
+ вступление и заключение
Слайд 16Хорошее знание текста
«В комедии Островского «Гроза» воссозданы быт и нравы русских
помещиков того времени»
Слайд 17Знание широкого литературного контекста.
1.Сквозные, ключевые мотивы, общие для многих писателей и
произведений.
2. Содержание некоторых литературно-критических и современных литературоведческих статей (См. Рабочую тетрадь). Запомнить цитаты.
3. Отразить литературную полемику (например, ….
4.иметь представление о литературной эпохе (стили, течения,направления. Имена).
Слайд 18Логика и композиция вашего сочинения
См. 5 критериев , по которым оценивается
сочинение: К4 (К5 – Р.Я.)
Слайд 20Логическая структура
Главные мысли (тезисы)
Аргументация(доказательства)
Выводы
Слайд 21Алгоритмы вступления
Как сделать хорошее вступление?
В защиту стандарта
Любой текст имеет свой стандарт
Слайд 22Вступление – введение
«Анализ предложенной темы поможет (нам) увидеть…»
«Чем привлекает эта
тема современного исследователя или читателя ?»
Слайд 23Трафареты
1.Место (романа-эпопеи «Война и мир») в творчестве писателя, в его творческой
эволюции.
2. традиции русских писателей и новаторство (И.А.Бунина в рассказе «Господин из Сан-Франциско)
Слайд 24Трафареты
3.Жанровое своеобразие комедии («Горе от ума»), почему это комедия и к
какой разновидности относится)
4. Своеобразие поэтического (художественного) образного мира (М.Ю.Лермонтова).
Слайд 25Трафареты
5. По поводу стилей, течений, направлений…
6. Своеобразие сюжета и композиции, роль
тех или иных сюжетных линий
Слайд 26Трафареты (К1, К2, К4)
По поводу стилей, течений, направлений
Например:
- как сочетаются
в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность, достоверность;
- в чём состоит своеобразие романтизма Лермонтова ( М.Горького)
Слайд 27Трафареты
6. Своеобразие
сюжета и композиции,
роль тех или иных сюжетных линий.
7.
Своеобразие взаимоотношений между автором и героем.
Слайд 28Трафареты
8. Приёмы и средства, с помощью которых автор выражает своё отношение
к такой-то проблеме.
9. Своеобразие (чеховского) юмора, отличие юмора от сатиры.
Слайд 29«Анализ предложенной темы поможет увидеть…»
Таких окончаний фразы будет много. Их
можно разнообразить и сочетать со следующими алгоритмами.
Слайд 30Алгоритм 1. Подступ и как важный его элемент «расширение»
Дайте краткую предысторию
вопроса, расширьте предложенную тему на одну логическую ступень.
Т е м а – «Образ Петра в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник. Порассуждайте о теме Петра в русской культуре, в творчестве Пушкина.
Примечание: Вы можете начать с разговора о жанре, стиле, литературных течениях.
Слайд 31Алгоритм 2 «Разбиение»
Смысл этого алгоритма – ввести в ваше вступление элемент
анализа.
Скажите, что данная тема имеет «два аспекта», «три направления», и т.п.
Предложите логическое расчленение, классификацию материала.
Слайд 32Например, тема – «Система образов/ персонажей и т.п.»
Разделить этих персонажей можно
на группы можно по разным признакам.
По роли в сюжете – две группы, по средствам и приёмам изображения – делятся ещё на две-три группы. В отдельную группу можно выделить женские образы…
Слайд 33План сочинения
Разделив материал на группы, получаем план сочинения.
Можно использовать выражения типа:
«В сочинении мы рассмотрим сначала… потом…, а потом…» В этом нет ничего плохого. В целом лучше суховатый стиль, чем «вода»!
Результат: такое вступление – то же самое, что и план. Очень помогает раскрыть тему.
Слайд 34«Анализ предложенной темы поможет нам увидеть…»
Это как бы начало фразы. Дальше
вы запишите возможные варианты окончания этой фразы.
Это могут быть разные положения, но они всегда имеют литературоведческий взгляд на проблему, но не оценку героев (плохой, хороший), не оценку эпохи (этим занимается история) и т. п.. Частные оценки могут быть в середине сочинения. Но не во вступлении.
Слайд 35Как быть с цитатами
Обязательно ли приводить цитаты?
Снизят ли оценку за их
отсутствие или недостаточное количество?
Слайд 36Вы должны знать наизусть
все программные стихотворения
Добрый совет:
Учите в неделю по
одному стихотворению, и за год…
Слайд 37Эпические и драматические произведения цитировать труднее
В этих случаях вы должны ссылаться
на текст путём непрямого цитирования
(«в одной из финальных сцен пьесы Сатин произносит монолог, в котором…»).
А также знать наизусть отдельные фразы или словосочетания, несущие какую-то смысловую нагрузку: их вы приводите в кавычках, встраивая в свой текст
Слайд 38Вывод
Уметь выделить ключевые концептуальные слова.
Чётко понимать, какую информацию о писателе
и произведении вы должны знать, чтобы написать содержательное вступление.
Слайд 39Задание
Самостоятельно написать вступления к темам:
Кого из героев пьесы А.П.Чехова можно назвать
«недотёпой»? (Задания 16, 24 с. 141 сб. ЕГЭ).
В чём разница между первоначальным названием пьесы А.М.Горького «Ночлежка» и окончательным вариантом «На дне». (Задание 24, с. 125).
Слайд 40Цитируя отдельные фразы или словосочетания,
Приводите их в кавычках, встраивая в свой
текст
(«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - говорит Базаров;
«Человек может верить и не верить… это его дело! Человек свободен…он за всё платит сам…» - восклицает Сатин в своём монологе о Человеке.
Слайд 41Как цитировать поэзию?
Принцип использования цитат в сочинениях по лирике см. в
уроке «Темы, посвящённые лирике» («Алгоритмы раскрытия тем разных типов»).
Технический совет: большие отрывки цитируйте в строчку, а маленькие(например, двустишие, четверостишие) – можно в столбик.
Слайд 42Как цитировать прозу?
Лучше всего, как уже было сказано, цитировать отдельные слова,
выражения и фразы – в них прекрасно передаётся дух и пафос разбираемого текста, но при этом не требуют долгого заучивания наизусть.
Слайд 43Как цитировать прозу? Примеры:
Слова:
«Фамусов называет либеральные идеи Чацкого «завиральными», демонстрируя своё
ироническое к ним отношение».
Выражения :
«Раскольников хочет доказать себе и всем, что он не «тварь дрожащая»
Слайд 44Примеры:
Пересказ, сочетаемый с цитатами.
Сходные с цитатой функции часто выполняет простой пересказ.
Вы можете разбить кавычки, пересказывая фрагмент близко к тексту.
Обломов не мог писать потому что у него в одной фразе получалось слишком много «что» и «который».
Слайд 45НЕ пишите:
«По-моему, Бунин – великий писатель»
«А я не согласна с Добролюбовым!!!»
Слайд 46Алгоритмы раскрытия тем разных типов
Общий алгоритм и принцип – о чём
можно (и желательно) говорить, раскрывая соответствующую тему.
Слайд 47Темы, посвящённые образам героев
Как зовут героя ?
И М Я ?
Тем более, что в некоторых случаях имя носит не случайный характер, с ним могут быть связаны значимые контексты
Слайд 48Темы, посвящённые образам героев
Евгений… Евгений
Зарецкий
Загорецкий
Чацкий
Печорин
Княжна Мери
Бэла
Сквозник-Дмухановский
Симеонов-Пищик
Слайд 49Темы, посвящённые образам героев
Социальный статус героя (в контексте эпохи, изображаемой автором):
какое он получил образование, чем занимается в жизни, служит ли …)
Характер, индивидуальные и типические черты.
Можно ли отнести героя к какому-либо известному в литературе разряду героев («герой-резонёр» в классицистическом произведении, «лишний человек», «новые люди» 1860-х гг. – разночинцы-демократы)
Слайд 50Образ героя (продолжение)
Связать с каким-то социальным явлением более общего значения, с
социально-психологическим типом (Хлестаков и «хлестаковщина», Обломов и «обломовщина»?
Если да, то объяснить, в чём суть этого явления или типа.
Слайд 51Образ героя
Какое место данный герой занимает в системе персонажей произведения:
Главный
Один из
двух главных
Второстепенный
Эпизодический
«двойник» главного героя и т.д.
Слайд 52Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения:
Сюжетные ходы, в которых
он участвует;
Какая проблематика связана с ним (нравственная, философская и т.д.);
С кем он сталкивается, кто с ним спорит, чем заканчивается столкновение.
Слайд 53Какие приёмы и средства использует писатель при изображении этого героя:
Портрет
Композиционные средства
Речевая
характеристика (монологи, внутренние монологи, письмо, дневник; герой в диалоге с другими персонажами, в спорах с ними…)
Индивидуализация речи
Слайд 54Авторская характеристика героя
В драматическом произведении…
Характеристика со стороны других персонажей.
Поступки и действия,
характеризующие его
Обобщение может касаться, например, литературного метода, которому следует писатель
Слайд 55С5 Темы сочинений
1. Можно ли утверждать, что в творчестве И.А.
Бунина «большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью»?
2. Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности – «нежная душа» и «хищный зверь»? (По пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»)
3. Как сочетаются традиции русской литературы и новаторство в пьесе М.Горького «На дне»?
Слайд 56Что мешает считать Лопахина героем, близким автору?
«Лопахин – эгоистичный человек.
Вместо того чтобы отдать купленное имение истинным хозяевам, он оставляет его себе. К тому же укоряет Раневскую, которая не стала его слушать. А.П. Чехов любит старые русские традиции, русскую природу, которую Лопахин хочет погубить постройками дач. В этом они не схожи.»
Оценка: о баллов.