Слайд 1Одиннадцатое февраля.
Классная работа.
Слайд 2Николай Алексеевич Некрасов
(1821 – 1877)
Слайд 3Основные темы лирики Н.А. Некрасова
Тема поэта и поэзии: «Поэт и гражданин»,
«Муза», «Элегия», «Умру я скоро».
Тема родины и народа: «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса».
Идеал общественного деятеля: «Памяти Добролюбова», «Сеятелям».
Некрасов – сатирик: «В колыбельной», «Нравственный человек».
Любовная лирика (стихотворения, посвящённые А.Я. Панаевой).
Слайд 4«В дороге»
- Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.
В чём
сходство стихотворения с народной балладой?
Как построено стихотворение?
Какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника? Почему?
Какую роль выполняет в стихотворении просторечная лексика?
Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обобщения?
Слайд 5«Еду ли ночью по улице тёмной…»
Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как
бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия)?
В чём истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит она из нищеты и горя?
За что упрекает себя лирический герой стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребёнка?
Как случай из частной жизни помогает понять драматизм мира, в котором живут люди?
Какие реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему этот мир беспощаден к ним?
Слайд 6«Рыцарь на час»
Почему у стихотворения такое название?
Какой поэтический смысл выявляется в
том, что в начале стихотворения лирический герой предаётся созерцанию природы?
Какая жестокая дума его волнует? Почему в трудные минуты он вспоминает могилу матери, ищет силы в счастливых минутах прошлого?
Можно ли считать это произведение обличительной характеристикой «лишних людей», которым суждены «благие порывы», но «свершить ничего не дано», или это поэма – исповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью не принёс людям существенной пользы?
Слайд 7Как вы думаете, относит ли себя поэт к тем, кому суждены
лишь «благие порывы», иди он в стане «погибающих за великое дело любви»?
С каким чувством поэт пишет о судьбе матерей? Какие поэтические образы и прямые лирические высказывания автора в стихотворении позволили современному исследователю сказать, что «материнская любовь олицетворяет для Некрасова всё самое несомненное и человечное. Это – нечто первичное и безусловное»»?
Слайд 8«Блажен незлобивый поэт….»
- Прочтите начало гл. 7 «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя
и стихотворение Н.А. Некрасова. Какие типы писателей противопоставляет Н.В. Гоголь, какие – Н.А. Некрасов? Чем отличается основной пафос некрасовского стихотворения от общего настроения гоголевского лирического отступления?
Слайд 9«Умру я скоро…»
Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства оно вызывает у
читателя?
Как бы вы определили жанр стихотворения: покаяние, оправдание, исповедь?
Что поэт ставит себе в заслугу перед народом и что считает своей ошибкой?
Какие изобразительно – выразительные средства языка помогают нам в понимании поэтических образов, интонаций и идейного смысла стихотворения?
Что открывает вам в личности поэта стихотворение «Умру я скоро…»?