Презентация, доклад по литературе Обучение анализу стихотворения(5 -6 класс)

Содержание

ЛИРИКА-род литературы, который не изображает картину, а выражает мысли, чувства, переживания человека

Слайд 1Анализ стихотворения
А.А.Фет «Весенний дождь»

Анализ  стихотворенияА.А.Фет «Весенний дождь»

Слайд 2
ЛИРИКА-

род литературы, который не изображает картину, а выражает мысли, чувства, переживания

человека

ЛИРИКА-род литературы, который не изображает картину, а выражает мысли, чувства, переживания человека

Слайд 3ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Восприятие (Оно носит личный характер. Это наши ассоциации

, эмоции, вызванные чтением, восприятие цветовой и звуковой палитры, первоначальное впечатление)
2. Истолкование
( Глубокое «вчитывание» в текст, внимательное отношение к каждой строчке и слову)
А) Тема( о чем это стихотворение)
Б) Особенности построения, рифмовки
В)Роль средств художественной выразительности.Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗАЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯВосприятие (Оно носит личный характер. Это наши ассоциации , эмоции, вызванные чтением, восприятие цветовой

Слайд 4
В) Идея( основная мысль, которую хотел выразить автор) Что особенно привлекает

ваше внимание в произведении? Почему?
3. Оценка ( заключительная часть работы, в которой мы поднимаемся к философскому осмыслению текста. Возможно обращение к мнению критиков и литературоведов)


В) Идея( основная мысль, которую хотел выразить автор) Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему? 3.

Слайд 5Изобразительно-выразительные средства
Эпитет-
образное определение(золотая голова)
Сравнения-
уподобление со сравнительными союзами КАК,СЛОВНО,БУДТО и т. п.(

зеленый, словно изумруд)
Метафоры-
скрытое сравнение без сравнительных союзов (булки фонарей и пышки крыш)
Олицетворения-
наделение неживого существа , предмета свойствами и признаками живого ( плачет вьюга)

Изобразительно-выразительные средстваЭпитет-образное определение(золотая голова)Сравнения-уподобление со сравнительными союзами КАК,СЛОВНО,БУДТО и т. п.( зеленый, словно изумруд)Метафоры-скрытое сравнение без сравнительных

Слайд 6
Антитеза-
противопоставление ( полюбил богатый – бедную)
Звукопись-
использование звукового состава слова с целью

усиления художественной выразительности ( Гром Гремит,Грохочет буРя)
Градация-
ряд синонимов, расположенных в порядке усиления или убывания признака (шептать-говорить-кричать-вопить)

Антитеза-противопоставление ( полюбил богатый – бедную)Звукопись-использование звукового состава слова с целью усиления художественной выразительности ( Гром Гремит,Грохочет

Слайд 7

А.А.Фет во всех стихотворениях пытался запечатлеть миг, мгновение красоты. Его поэзия

– поэзия «мига»
А.А.Фет во всех стихотворениях пытался запечатлеть миг, мгновение красоты. Его поэзия – поэзия «мига»

Слайд 8
Весенний дождь Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим

крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит.
Весенний дождь  Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В

Слайд 9
ВОСПРИЯТИЕ
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Светлое , радостное ощущение, которое возникает от

освежающего весеннего дождя; ясные краски
ВОСПРИЯТИЕ Каким настроением проникнуто стихотворение?Светлое , радостное ощущение, которое возникает от освежающего весеннего дождя; ясные краски

Слайд 10ИСТОЛКОВАНИЕ
Какова тема стихотворения?Особенности строения? Рифмовка?
Пейзажное стихотворение о начале дождя.Из трех строф.

Перекрестная рифмовка( абаб)
Перечитаем первую строфу. Какая картина рисуется поэтом?
ИСТОЛКОВАНИЕКакова тема стихотворения?Особенности строения? Рифмовка?Пейзажное стихотворение о начале дождя.Из трех строф. Перекрестная рифмовка( абаб)Перечитаем первую строфу. Какая

Слайд 11
Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В

песке купаяся, трепещет.
Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

Слайд 14
Перечитаем вторую строфу. Какая картина рисуется поэтом?

Перечитаем вторую строфу. Какая картина рисуется поэтом?

Слайд 15
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой

пыли Стоит за ней опушка леса.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней

Слайд 17
Перечитаем третью строфу. Какая картина открывается нам?

Перечитаем третью строфу. Какая картина открывается нам?

Слайд 18
Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к

саду подошло, По свежим листям барабанит.
Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим

Слайд 20
Как А.А.Фету удается достичь быстрой смены картин?
Обратим внимание на обилие

глагольных форм: «солнце блещет», воробей, «купаяся, трепещет» крылом, завеса дождя «движется» и качается, капли «брызнули», что-то «подошло» к саду- весь мир в движении
Как А.А.Фету удается достичь быстрой смены картин? Обратим внимание на обилие глагольных форм: «солнце блещет», воробей, «купаяся,

Слайд 21
Какие средства выразительности помогают поэту нарисовать картину весеннего дождя так живо?

Какие средства выразительности помогают поэту нарисовать картину весеннего дождя так живо?

Слайд 22Изобразительно-выразительные средства
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Олицетворения
Антитеза
Звукопись

Изобразительно-выразительные средстваЭпитетыСравненияМетафорыОлицетворенияАнтитезаЗвукопись

Слайд 23
Дождь – «завеса» ( МЕТАФОРА)
«Будто в золотой пыли» стоит опушка леса

( СРАВНЕНИЕ)
Дождь – «что-то к саду подошло» и барабанит по листьям( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
«Свежие» листья ( ЭПИТЕТ)
Дождь – «завеса» ( МЕТАФОРА)«Будто в золотой пыли» стоит опушка леса ( СРАВНЕНИЕ)Дождь – «что-то к саду

Слайд 24
Посмотрите, какие ощущения передает Фет, изображая весенний дождь?
Зрительные: блещущее солнце сквозь

тучи, крохотный воробей, золотую тонкую завесу над лесом, капли на окне, свежие зеленый листья сада, омытые дождем
Посмотрите, какие ощущения передает Фет, изображая весенний дождь?Зрительные: блещущее солнце сквозь тучи, крохотный воробей, золотую тонкую завесу

Слайд 25
Слуховые: барабанит дождь по стеклу и листве
Запахи( обонятельные): запах душистого меда,

которым тянет от лип
ВСЕМИ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ КРАСОТУ ОПИСАННОГО ФЕТОМ МГНОВЕНИЯ.
Слуховые: барабанит дождь по стеклу и листвеЗапахи( обонятельные): запах душистого меда, которым тянет от липВСЕМИ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ

Слайд 26Какова же основная мысль (идея) стихотворения?
Эта та мысль, которую хотел донести автор

стихотворения до читателя (слушателя)
Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
Какова же основная мысль (идея) стихотворения?Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя)Идея может

Слайд 27
Фет показывает торжество и победу света: «светло передо окном», «блещет солнце»,

«золотая пыль» дождя, «свежие» листья.
Фет показывает торжество и победу света: «светло передо окном», «блещет солнце», «золотая пыль» дождя, «свежие» листья.

Слайд 28ОЦЕНКА
( заключительная часть работы, в которой мы поднимаемся к философскому осмыслению

текста)
Что нового открывается нам в стихотворении после внимательного, вдумчивого чтения?
Какими способностями должен обладать поэт, чтобы создать такую радостную картину весны?
ОЦЕНКА( заключительная часть работы, в которой мы поднимаемся к философскому осмыслению текста)Что нового открывается нам в стихотворении

Слайд 29
Он должен особенно ясно и светло смотреть на мир, вслушиваться в

него , всматриваться и «вчувствоваться» так, чтобы самое обычное и знакомое осветилось по-новому, преобразилось, стало необычным.
Фет- мастер словами рисовать живую, пульсирующую красоту мирозданья.
Он должен особенно ясно и светло смотреть на мир, вслушиваться в него , всматриваться и «вчувствоваться» так,

Слайд 30
А теперь попробуем объединить в цельный текст наши мысли, наброски.

А теперь попробуем объединить в цельный текст наши мысли, наброски.

Слайд 31
Стихотворение Фета «Весенний дождь» проникнуто радостным, светлым, ясным ощущением жизни. Поэт

рисует картину освежающего весеннего дождя. Ему удается передать то самое еле уловимое мгновение, когда он только начинается.
Это пейзажное стихотворение, которое состоит всего из трех строф. Фет использует перекрестную рифмовку.
В первой строфе автор рисует светлый день. «Солнце блещет», его лучи пробиваются сквозь «разрывы» сгущающихся туч, как будто свет и тьма противоборствуют. Лирический герой очень внимательно всматривается в окружающий пейзаж, на который смотрит из окна. От его взгляда не ускользают детали. Вот взор его опускается с неба на землю, где он видит трогательного воробья, купающегося в песке – еще одна примета дождя.

Стихотворение Фета «Весенний дождь» проникнуто радостным, светлым, ясным ощущением жизни. Поэт рисует картину освежающего весеннего дождя. Ему

Слайд 32
Во второй строфе картина меняется. Взгляд лирического героя устремляется вдаль, где

виднеется лес. И оттуда, издалека, приближается дождь. Изображая его, Фет использует метафору( «завеса» дождя) и сравнение: эту завеса похожа на «золотую пыль». Она качается и движется, как живая. Это приближается светлый , ясный, золотой от солнечных лучей дождь.
В третьей строфе картина снова незаметно меняется. Дождь, как живое существо( олицетворение) подходит к дому, первые капли брызгают в стекло, и он начинает барабанить по зеленым, «свежим»(эпитет) листьям весеннего сада.

Во второй строфе картина меняется. Взгляд лирического героя устремляется вдаль, где виднеется лес. И оттуда, издалека, приближается

Слайд 33
Поэту удается достигнуть эффекта быстрой смены картин, благодаря обилию глаголов и

глагольных форм:«солнце блещет», воробей, «купаяся, трепещет» крылом, завеса дождя «движется» и качается, капли «брызнули», что-то «подошло» к саду. Весь мир живой, находится в движении.
Картина получается такой зримой, объемной и достоверной, так как вместе с поэтом мы воспринимаем красоту мира всеми органами чувств: видим линии и свежие весенние краски, слышим музыку дождя, чувствуем медовый запах лип.
А.А.Фет в стихотворении «Весенний дождь» показывает нам торжество света над тьмой. Дождь в стихотворении – освежающая влага, которая делает краски пейзажа чище и ярче. Тонко чувствуя красоту, поэт помогает и нам по-особенному взглянуть вокруг, открыться навстречу красоте, так чтобы в самом обычном и знакомом увидеть необычное. И мир повседневный преобразится и осветится по-новому.

Поэту удается достигнуть эффекта быстрой смены картин, благодаря обилию глаголов и глагольных форм:«солнце блещет», воробей, «купаяся, трепещет»

Слайд 34План- схема анализа стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Восприятие (Оно носит личный

характер. Это наши ассоциации , эмоции, вызванные чтением, восприятие цветовой и звуковой палитры, первоначальное впечатление)
ВОПРОС - ПОМОЩНИК
Каким настроением окрашено стихотворение?
Истолкование.
( Глубокое «вчитывание» в текст, внимательное отношение к каждой строчке и слову)
ВОПРОСЫ-ПОМОЩНИКИ
Какова тема стихотворения?
Какое средство выразительности использует поэт, наделяя Зиму и Весну свойствами живых существ?
Найдите слова, описывающие и создающие характер Зимы и Весны? Постарайтесь не пропустить ни одного слова.
В каких отношениях они находятся?
Символом чего может служить Зима? Весна?
3. Оценка
ВОПРОС-ПОМОЩНИК
Какова основная мысль стихотворения? Каково его символическое значение?

План- схема анализа стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Восприятие (Оно носит личный характер. Это наши ассоциации , эмоции, вызванные чтением, восприятие цветовой и звуковой палитры, первоначальное впечатление)
ВОПРОС - ПОМОЩНИК
Каким настроением окрашено стихотворение?


Истолкование.
( Глубокое «вчитывание» в текст, внимательное отношение к каждой строчке и слову)
ВОПРОСЫ-ПОМОЩНИКИ
Какова тема стихотворения?
Какое средство выразительности использует поэт, наделяя Зиму и Весну свойствами живых существ?
Найдите слова, описывающие и создающие характер Зимы и Весны? Постарайтесь не пропустить ни одного слова.
В каких отношениях они находятся?
Символом чего может служить Зима? Весна?

План- схема анализа стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»Восприятие (Оно носит личный характер. Это наши ассоциации , эмоции,

Слайд 35
3. Оценка
ВОПРОС-ПОМОЩНИК
Какова основная мысль стихотворения? Каково его символическое значение?
Отвечая на

эти вопросы, составьте связный текст. Не забудьте про абзацное членение.
3. ОценкаВОПРОС-ПОМОЩНИККакова основная мысль стихотворения? Каково его символическое значение? Отвечая на эти вопросы, составьте связный текст. Не

Слайд 36
Надеюсь увидеть интересные работы!

Надеюсь увидеть интересные работы!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть