Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 9
проект
«Образ учителя и отношение к
нему ученика»
(по произведениям русской литературы)
Автор: Миловидов Михаил,
обучающийся 9 «А» класса
Руководитель: Пикалова Т.Н.
учитель литературы
г. Переславль-Залесский
2019 год
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Визитка
Актуальность
Учитель XXI века. Каков он? Интервью с учителями МОУ «Средняя школа
№ 9»
Образ учителя и его взаимоотношения с учениками в произведениях литературы
а) Образ учительницы Лидии Михайловны в повести В. Распутина «Уроки французского»
б) Слово об учителе (рассказ В.П. Астафьева «Фотография на которой меня нет»)
в) «Есть ценностей незыблемые скалы» (учитель и ученик в повести В. Тендрякова «Шестьдесят свечей»)
г) Талант человечности в произведении А.Алексина «Безумная Евдокия»
Заключение. «Здравствуй, учитель XXI века!»
Список используемой литературы
Слайд 3ВИЗИТКА
Учебный предмет в рамках которого проведено исследование – литература
Класс 9 А
Количество
обучающихся – 1
Время работы – 3 месяца
Режим работы – внеурочная деятельность
Вид – исследовательская работа, презентация, защита работы
Результат: на экзамене по литературе(реферат)
Памятка «Учитель XXI века»
Слайд 4ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: изучение образа учителя, выяснение отношения к нему
учеников на примере произведений русской литературы: В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», В.Распутина «Уроки французского», В.Тендрякова «Шестьдесят свечей», А. Алексина «Безумная Евдокия»
Весь накопленный опыт человечество фиксировало в литературе. Обратившись к произведениям В. Астафьева, В. Распутина, В. Тендрякова, А.Алексина раскрыть нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учеником, рассмотреть нравственный аспект профессии учителя в развитии и формировании личности ученика.
Задачи:
- прочитать и проанализировать произведения по теме;
- определить степень влияния исторической действительности на художественный образ;
- исследовать, как моральный облик учителя сказывается на формировании личности ученика.
Слайд 5ЭТАПЫ РАБОТЫ
- Выбор темы
- Обоснование цели, задач, актуальности
-
Составление плана работы
- Сбор информации
- Анализ полученной информации
- Интервью с учителями МОУ «Средняя школа №9»
- Оформление исследовательской работы
Слайд 6ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Образ учителя и отношение к нему ученика» выбрал потому что
считаю эту тему очень актуальной в наше время. У меня возникло желание доказать, что личностное развитие учителя, динамика его взаимоотношений с обучающимися зависит от условий исторического развития общества, что нашло отражение в русской литературе.
Слайд 7ПЛАН РАБОТЫ
1 Выбор темы
2 Чтение произведений
3 анализ образа учителя и взаимоотношений с учениками
4 Работа с интернет-ресурсами
5 Доказательство выдвинутой гипотезы
6 Составление презентации, памятки «УчительXXI века»
Слайд 8ГИПОТЕЗА
Гипотеза: настоящий учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время,
должен оставаться при этом человеком высоконравственным, добрым, творческим, с нерациональным мышлением, способным принимать быстрые решения и не бояться трудностей.
Слайд 9Интервью с учителями МОУ «Средняя школа № 9».
МАТЕРИАЛ – произведения русской
литературы
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – образ учителя и его взаимоотношения с учеником
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретический: знакомство с статьями литературоведов по теме, изучение изменений взаимоотношений учителя и общества в реальной действительности на материале источников о профессионализме учителя.
Практический: «погружение» в текст (исследование текстов произведений В.Астафьева, В.Распутина, В.Тендрякова, А.Алексина) обработка полученных данных; отбор материалов по теме; выделение главного и второстепенного; создание презентации; памятки «Учитель XXI века».
Слайд 10АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность темы продиктована временем. Меняются эпохи, меняются требования к образованию, к
учителю, но одно остается неизмененным - Учитель. Он главный в структуре образования, потому что формирует будущее поколение, помогает ребенку социализироваться, обрести самоидентичность в новом обществе. Литературной образ учителя – подтверждение этому.
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя, композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» - писал Д.С. Лихачев. Современное общество должно проникнуться особым уважением к учителю, признать его важную (если не главную) роль в формировании будущего поколения. А настоящий учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему обществом.
Слайд 11Интервью с учителями МОУ «Средняя школа № 9»
- Готовы ли вы
измениться и жить в соответствии с требованиями XXI-века?
- Что считаете самым главным у современного учителя?
- Считаете ли вы, что надо кардинально измениться и совсем по-другому вести преподавание, воспитание в школе?
Слайд 12ВЫВОД
Это интервью составило мои представления о
современном учителе.
Я пришел к выводу, что учитель XXI века работает по новым технологиям, пользуется современной терминологией, живет в соответствии с требованиями.
Слайд 13«… защищать совесть, веру, красоту» В.Г. Распутин
Слайд 14"Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот
и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь", - так начинает свой рассказ В.П. Астафьев "Фотография, на котором меня нет", о предвоенном времени истории страны.
Слайд 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя образ учителя
и его взаимоотношения с учениками, я прочитал повести и рассказы, созданные в разные периоды истории жизни моей страны. Работа над темной помогла мне многое осмыслить, переоценить, понять, как историческая эпоха влияла на отношение учителя и ученика. А понять – значит исследовать то, что сделало человека именно таким, а не иным: уловить жизненные, социальные, нравственные процессы, воздействовавшие на его становление. Исследование помогло изнутри увидеть другого человека, изнутри пережить его жизнь, какой бы далекой и чужой она ни казалась. Произведения о школе интересно читать, сопоставлять описанные события с современной жизнью школы.
Прочитанные повести и рассказ позволили понять, совместим ли прогресс с безнравственностью, а откуда возникает «злое добро» и «доброе зло». Исследование данной темы способствовало во многом выработать собственную систему ценностей, свое индивидуальное отношение к миру, людям, к себе самому. Интересно было узнать, какие общественные факторы определяют выбор человека. Ведь человек свободен, но он находится в кругу определенного социального поля. Он может поступать, как хочет, но при этом не должен забывать святость и незыблемость основных нравственных законов. Учитель, по-моему, у истоков этих законов.
А школа – преддверие самостоятельной жизни каждого из нас, ее прообраз, модель. Поэтому, читая, сопоставляя, делая выводы, я старался эту модель взрослой жизни представить, изучить на примере разных произведений художественной литературы.
Считаю, что данный проект имеет большую практическую значимость: по материалам исследования можно готовиться к урокам литературы, к урокам внеклассного чтения.
Слайд 18СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Распутин В.Г. Уроки французского: Рассказ/Худож. В. Гальдяев. – М.:
Сов. Россия, 1981. – 64 с., ил.
Астафьев В. П. Последний поклон: Рассказы/Худож. Е. Мешков; Послесл. А. Туркова. – М.: Дет. лит., 2002. – 267 с.: ил. – (Школьная б-ка).
Тендряков В. Ф. Затмение: Повести. – М. Современник, 1986. – 685 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Распутин,_Валентин_Григорьевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Астафьев,_Виктор_Петрович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тендряков,_Владимир_Фёдорович