Слайд 1МОУ «Тоншаевская В(с)Ш»
Буреполомский УКП при ФКУ ИК-4
Учитель
русского языка
и литературы
Михеева С.Г.
2016 г.
Слайд 2 Сады моей души всегда
узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Н.Гумилев
Николай Степанович Гумилев
(1886 – 1921 гг.)
Слайд 3Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3 (15) апреля 1886 года.
Отец его, Степан (Стефан) Яковлевич служил врачом в военном флоте. Мать, Анна Ивановна, урожденная Львова, была из старинного дворянского рода. Детские годы будущий поэт провел в Царском Селе, потом вместе с родителями жил некоторое время в Тифлисе (именно там в 1902 году появилось в печати его первое стихотворение).
Отец
Гумилёв
Степан Яковлевич
Мать
Гумилёва (Львова)
Анна Ивановна
Слайд 4 В 1903 г. семья Гумилевых вернулась в Царское Село и
поэт поступил в гимназию, директором которой был И.Ф. Анненский, воспитавший в своем ученике любовь к литературе.
Н. С. Гумилев – гимназист старших классов
И.Ф. Анненский – директор
и преподаватель
Царскосельской гимназии
Царскосельская
Николаевская
гимназия
Современники описывали «белобрысого самоуверенного юношу, внешне крайне неблагообразного, с косящим взглядом и шепелявой речью».
Слайд 5Учился Гумилев неважно, в седьмом классе пробыл два года, но в
1906 году гимназию все же закончил и уехал в Париж. К этому времени он был уже автором книги «Путь конквистадоров» (1905), изданной небольшим тиражом на собственные средства, но замеченной не только знакомыми автора, но и одним из законодателей русского символизма В. Брюсовым.
Слайд 6КОНКВИСТАДОРЫ
(завоеватели) испанские авантюристы, искатели приключений, отправлявшееся в Америку после открытия её
Колумбом (в начале XVI ст.) и основавшие там ряд государств (Мексика, Перу и пр.). Завоевание ими Америки, соединенное с зверским истреблением туземных племен (ацтеков, инков и друг.), представляет одну из самых мрачных страниц в истории человечества.
Слайд 7Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман... но я молчу
и жду
И верю, я любовь свою найду...
Я конквистадор в панцире железном.
Слайд 8Выраженные в сборнике «Путь конквистадоров» духовные искания получили дальнейшее развитие во
второй книге «Романтические цветы» (1908). Этот сборник стихов был посвящен Анне Горенко, будущей поэтессе Анне Ахматовой.
Слайд 9Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В
них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И — кто поймет намек старинной тайны? —
В них девушка в венке великой жрицы.
Глаза, как отблеск чистой серой стали,
Изящный лоб, белей восточных лилий,
Уста, что никого не целовали
И никогда ни с кем не говорили.
< … >
Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.
Слайд 10Книга «Романтические цветы» во многом была связана с первым путешествием Гумилева
в Африку летом 1907 г.
Николай Гумилев прибыл в Эфиопию.
Слайд 12Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени
обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Слайд 13Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный
птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Слайд 14Африканский дневник пока еще заполняется…
Слайд 15Стремление повидать экзотические страны было давней мечтой поэта. По воспоминаниям Анны
Ахматовой, это путешествие было предпринято наперекор воле отца.
«Об этой своей мечте (поехать в Африку)… поэт написал отцу, но отец категорически заявил, что ни денег, ни его благословения на такое экстравагантное путешествие он не получит до окончания университета. Тем не менее, Коля, невзирая ни на что, в 1907 г. пустился в путь, сэкономив необходимые средства из ежемесячной родительской получки. Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо всем виденном: как он ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами, как разделял с ними их скудную трапезу…»
ты видишь во взоре моем,
В этом бледно-мерцающем взоре? —
Я в нем вижу глубокое море
С потонувшим большим кораблем.
Тот корабль… величавей, смелее
Не видали над бездной морской.
Колыхались высокие реи,
Трепетала вода за кормой.
И летучие странные рыбы
Покидали подводный предел
И бросали на воздух изгибы
Изумрудно-блистающих тел.
Ты стояла на дальнем утесе,
Ты смотрела, звала и ждала,
Ты в последнем веселом матросе
Огневое стремленье зажгла.
И никто никогда не узнает
О безумной, предсмертной борьбе
И о том, где теперь отдыхает
Тот корабль, что стремился к тебе.
И зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму,
Точно ласточки с песней разлуки,
Точно сны, улетая к нему.
Слайд 17С этого времени в лирику Гумилева входят образы моря, кораблей, мотив
пути, а основной темой его поэзии становится тема «дальних странствий», скитаний. Символом скитальческого образа жизни станут корабли и капитаны – «открыватели новых земель».
Слайд 18
Ha полярных морях и
на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей
Быстрокрылых ведут капитаны -
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
< ... >
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса -
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,
Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
и приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?
Слайд 19В лирике Гумилева тех лет звучит мотив неразделенной любви. Впервые он
увидел Анну в 1903 г. в Царском Селе. Ему было 17 лeт. Спустя два года он сделал Анне предложение стать его женой, но получил отказ. Юная, талантливая, редкой красоты девочка не разделяла его пылких чувств. Очередной отказ поверг юного влюбленного в состояние глубокого отчаяния. Он снова надолго уезжает из России, странствует по свету.
Слайд 20Насколько сложными были взаимоотношения Николая Гумилева и Анны Горенко, можно судить
по их стихам, в которых звучит "жизнь сердца".
В моих садах - цветы, в твоих - печаль,
Приди ко мне, прекрасною печалью
Заворожи, как дымчатой вуалью,
Моих садов мучительную даль.
Ты — лепесток иранских белых роз,
Войди сюда, в сады моих томлений,
Чтоб не было порывистых движений,
Чтоб музыка была пластичных поз,
Чтоб пронеслось с уступа на уступ
Задумчивое имя Беатриче
И чтоб не хор менад, а хор девичий
Пел красоту твоих печальных губ.
Слайд 21
Кто объяснит нам, почему
У той жены всегда
печальной
Глаза являют полутьму,
Хотя и кроют отблеск дальний
Зачем в ней столько тихих чар?
Зачем в очах огонь пожара?
Она для нас больной кошмар,
Иль правда, горестней кошмара.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Слайд 22Любовь Гумилева к Ахматовой была настолько сильной, что Анна дает свое
согласие. В 1910 г. в Киеве они поженились.
О встречах с Анной Ахматовой вспоминает Срезневская: «Мы много говорили на разные темы. Она читала стихи, гораздо более женские и глубокие, чем раньше. В них я не нашла образа Коли. Как и в последующей лирике, где скупо и мимолетно можно найти намеки о ее муже, в отличие от его лирики, где властнo и неотступно, до самых последних дней его жизни, сквозь все его увлечения и разнообразные темы, маячит образ жены. То русалка, то колдунья, то просто женщина, таящая «злое торжество» ».
Слайд 23Однообразные мелькают
Все с той же болью дни мои,
Как будто розы опадают
И
умирают соловьи.
Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под ее атласной кожей
Бежит отравленная кровь.
И если я живу на свете,
То лишь из-за одной мечты:
Мы оба, как слепые дети,
Пойдем на горные хребты,
Туда, где бродят только козы,
В мир самых белых облаков,
Искать увянувшие розы
И слушать мертвых соловьев.
Портрет Анны Ахматовой, нарисованный Модильяни.
Слайд 24В 1910 г вышла третья книга стихов - «Жемчуга». Эту книгу
Гумилев посвятил Валерию Брюсову, назвав его своим учителем.
Слайд 25ВЕЧЕР
Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную
одень
Своею ризою жемчужной.
И ты пришла... Ты гонишь прочь
Зловещих птиц — мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!
От звезд слетает тишина,
Блестит луна — твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна —
Давно оплаканное счастье.
Слайд 26В 1911 г. у Гумилевых родился сын Лев.
Слайд 27К этому же году относится рождение литературного объединения «Цех поэтов» и
нового литературного течения - акмеизма, признанным вождем которого стал Николай Гумилев. Провозглашенный им акмеизм в его собственном творчестве всего полнее и отчетливее выразился в вышедшем в 1912 г. сборнике «Чужое небо».
Осенью 1911 года Н. Гумилев вместе
с С. Городецким организовывает
«Цех поэтов»
Слайд 28Что такое «акмеизм» !!!
Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо,
расцвет, зрелость, вершина, острие) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным вопросам современности.
Слайд 29Основные принципы акмеизма:
• освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение
ей ясности;
• отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
• стремление придать слову определенное, точное значение;
• предметность и четкость образов, отточенность деталей;
• обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
• поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
• перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 30«Акмеистов всегда было шестеро и никогда не было седьмого»
Анна Ахматова
Слайд 31В «Письмах о русской поэзии» Гумилев пишет о внимании к слову,
к возможностям слова, об умении мастера выразить себя в словах.
Слайд 32В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце
останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Слайд 33В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Гумилев жил интенсивной жизнью: участие
в литературных объединениях «Аполлон», «Цех поэтов», небольшом журнале «Гиперборей», литературные встречи на «башне» Вячеслава Иванова, новое путешествие в Африку.
Н. С. Гумилёв со студийцами.
Н. С. Гумилёв со студийцами.
Слайд 34Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Спустя 24 дня после
объявления войны, 24 августа 1914 г., Гумилев записывается добровольцем в лейб-гвардии уланский полк.
Слайд 35По воспоминаниям современников, в дружбе был верен, в бою - отважен,
даже безрассудно храбр. Он был награжден Георгиевскими крестами — IV и III степени, которые давались зa исключительное мужество.
Слайд 36Священная книга Шейх-Гусейна в руках Н.Гумилёва.
Слайд 37«Путь конквистадоров» (1905)
«Романтические цветы» (1908)
«Жемчуга» (1910)
«Чужое небо» (1912)
«Костер (1918)
«Шатер» (стихи об
Африке) (1921)
«Огненный столп» (1921)
Слайд 38 Поразительное предсказание Гумилёва «своей необычной смерти»:
И умру я не на
постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще –
подтвердилось.
Слайд 393 августа 1921 г. Николая Гумилева арестовали за «должностное преступление», хотя
ни на какой должности он не состоял. Его обвинили в участии в контрреволюционном заговоре. А спустя двадцать четыре дня его не стало. 24 августа было издано постановление Петроградской Губчека о расстреле 61 человека за участие в так называемом «Таганцевском заговоре», среди приговоренных был и Гумилев.
Последняя фотография
Н. Гумилёва сделанная в ЧК
Слайд 40 Он был расстрелян тридцати пяти лет от роду, в расцвете
жизни и таланта. Точная дата его смерти неизвестна.
Слайд 41Николай Гумилев - первый в истории русской литературы поэт, место погребения
которого не известно до сих пор. Как сказала в своем стихотворении о нем Ирина Одоевцева,
И нет на его могиле
Ни холма, ни креста – ничего.
Слайд 42Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий
и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Он мог стать вашим тоже и не стал,
Его вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И вас неправедно просил у Бога.
Но каждый раз вы склонитесь без сил
И скажете: "Я вспоминать не смею.
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею".
Слайд 43Николай Степанович Гумилев рано ушел из жизни, завещав потомкам «сады» своей
души.
Слайд 44Лирический герой Н. Гумилева
Мечтатель
Боец
воин
Путешественник
Патриот
Страстный влюбленный
Мужественный человек
Романтик
Слайд 45Домашнее задание.
Выучить понравившееся вам стихотворение Н.Гумилева