Слайд 2Романтизм
- идейное и художественное направление в европейской и американской культуре
конца XVIII века - первой половины XIX века, характеризуется утверждением самооценивания духовно-творческой жизни личности.
Слайд 3Основные черты романтизма:
1.Романтическая личность
2.Взгляд на жизнь сквозь "призму сердца"
3.Интерес ко всему
экзотическому, сильному, яркому, возвышенному
4.Мучительное переживания разлада с действительностью
5.Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, не достижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенного мира
Слайд 4Особенности русского романтизма
Главное русло русской литературной революции в первой половине
века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.
Слайд 5И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно
было взаимодействие не только с традициями “Бури и натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.
Слайд 6Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в русском романтизме трудно
распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 - 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т. к. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.
Слайд 7Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и Батюшкова. То обстоятельство, что
переданное ими настроение разочарования еще осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма.
Слайд 8Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на несвершенные надежды, которым
не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло” (Белинский) , томительное стремление “туда! ”, прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова - эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная определенность формы - сходство с классической литературой античности.
Слайд 9Следующий период русского
романтизма более целен и определен,
потому что одно
лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор “Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.
Слайд 10Единство и цельность же последующей романтической эволюции настолько
условны, что проблематично
само понятие “период”. В это время (кон. 20-х - 40-е гг. ) романтическое движение распадается на множество параллельных потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В. Ф. Одоевского (цикл “Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и Лермонтов.
Слайд 11Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова русский
романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла) , острой постановкой субстанциональных проблем бытия.