Презентация, доклад по литературе на тему:Понятие о былине. Вольга и Микула Селянинович

Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков[1].Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван

Слайд 1Понятие о былине. “Вольга и Микула Селянинович”

Понятие о былине.  “Вольга и Микула Селянинович”

Слайд 2
Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или

примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков[1].
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков[1].Былины,

Слайд 3Записывали былины преимущественно в 19 и 20 веках на Русском Севере – их

главном хранителе: в бывшей Архангельской губернии, в Карелии, на реках Мезень, Печора, Пинега, на побережье Белого моря, в Вологодской области.
Содержание былин разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов, всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована. Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин – прославление единства и независимости Русской земли, в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личностные пороки. Былины осуждали социальную несправедливость, произвол княжеской власти.

Записывали былины преимущественно в 19 и 20 веках на Русском Севере – их главном хранителе: в бывшей Архангельской губернии,

Слайд 4Былины можно разделить на три цикла:
- о старших богатырях. Святогор, Волх

Всеславич, Микула Селянинович
- о младших или киевских богатырях. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
- о новгородских богатырях. Садко, Василий Буслаев

Былины можно разделить на три цикла:- о старших богатырях. Святогор, Волх Всеславич, Микула Селянинович- о младших или

Слайд 5Основные черты былин:
1. Наличие разработанного эпического сюжета
2. Типовые эпические персонажи
3. Набор

характеристик и описание эпического мира
4. Развернутая повествовательная система
5. Особый эпический язык (стиль)
6. Специфическая музыкальная форма

Основные черты былин:1. Наличие разработанного эпического сюжета2. Типовые эпические персонажи3. Набор характеристик и описание эпического мира4. Развернутая

Слайд 6Былины делятся на:
. Киевские.
Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской

земли. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

Былины делятся на:. Киевские.Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри.

Слайд 72. Новгородские
Новгородские былины не разрабатывали воинской тематики. Они выразили иное: купеческий идеал богатства и

роскоши, дух смелых путешествий, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу.
Чисто новгородским богатырем являет Василий Буслаев. Ему посвящены две былины: «Про Василия Буслаева» и «Поездка Василия Буслаева».
Иной тип новгородского героя – Садко. О нем известно три сюжета: чудесное обретение богатства, спор с Новгородом и пребывание на дне у морского царя.

2. НовгородскиеНовгородские былины не разрабатывали воинской тематики. Они выразили иное: купеческий идеал богатства и роскоши, дух смелых путешествий, предприимчивость, размашистую

Слайд 8Былины имеют свой особый художественный мир. Поэтический язык былин подчинен задаче

изображения грандиозного и значительного. Композиционную основу многих сюжетов составляет антитеза: герой резко противопоставляется своему противнику. Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений, как и в сказках, является утроение. Былинные сюжеты имеют зачин, завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку. В зачинах указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении героя, об обретении им силы. Завязка былинного сюжета часто происходит на княжеском пиру. Былины киевского цикла иногда начинались сразу с завязки – с княжеского пира. подобно сказкам, сюжеты былин имели свое художественное обрамление: запевы и исходы.
Былины имеют свой особый художественный мир. Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Композиционную основу

Слайд 9Былина "Вольга и Микула Селянинович" создавалась на протяжении нескольких веков. Окончательный вариант сложился

на русском Севере гораздо позже времён Киевской Руси. Её герои - князь Вольга Святославович и крестьянин Микула Селянинович. Неизвестно, жил ли когда-нибудь Микула Селянинович, а вот князь Олег Святославович - реальное историческое лицо (Вольга - это народный вариант имени Олег). Олег Святославович был двоюродным братом Владимира Мономаха, внуком Ярослава Мудрого.

На этом примере мы еще раз убеждаемся, что былинное время, былинное пространство и былинные герои не совпадают с историческими событиями. 

Былина 

Слайд 11Два образа в былине "Вольга и Микула Селянинович" противопоставлены друг другу. Будничный труд

крестьянина поставлен в былине выше воинского. И недаром. Во времена Киевской Руси любой крестьянин-пахарь мог стать воином, но не каждый воин может справиться с тяжёлым крестьянским трудом. Есть, конечно, версии и противоположные этой, что в былине представлены нам два языческих бога – земледелия и охоты.

Два образа в былине 

Слайд 13В произведении чувствуется уважительное и ласковое отношение крестьянину, сказатели используют ласковые

слова, когда называют героя: оратай, оратай-оратаюшко. В конце баллады мы узнаем имя крестьянина, когда он отвечает на вопрос Вольги - Микула Селянинович. И когда Микула рассказывает о своих делах похвальных, впечатление о том, что он хвастается, не создается. 

Тут проговорил Вольга Святославович: — Ай же ты, оратай-оратаюшко, Как-то тебя да именем зовут, Нарекают тебя да по отечеству?-
Тут проговорил оратай-оратаюшко: — Ай же ты, Вольга Святославович! Я как ржи-то напашу да во скирды сложу, Я во скирды сложу да домой выволочу, Домой выволочу да дома вымолочу, А я пива наварю да мужичков напою, А тут станут мужички меня похваливати: «Молодой Микула Селянинович!»...

В произведении чувствуется уважительное и ласковое отношение крестьянину, сказатели используют ласковые слова, когда называют героя: оратай, оратай-оратаюшко.

Слайд 15


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть