Слайд 1Литература 11 класс.
Гражданская война в литературе.
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Головина И.Ф.
2016 год.
Слайд 38 -13 млн. человек погибло от голода, холода, болезней, террора.
Из
них 1 млн. бойцов Красной Армии.
Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев – никто не считал.
2 млн. человек эмигрировали из России.
Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года..
Сельское хозяйство сократилось вдвое.
Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей.
Слайд 4И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же
глас:
“Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Слайд 5В основу «Конармии» лег материал, накопленный во время службы Бабеля, с
июня по сентябрь 1920 г., в газете «Красный кавалерист» знаменитой Первой конной.
Слайд 6Доминантой стало изображение персонажей конармейцев изнутри, с помощью их собственных голосов.
Писателя интересовало их самосознание. В такой сказовой стилистике были написаны новеллы «Соль», «Измена», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионовича», «Письмо» и др.
Много новелл было написано от имени интеллигентного рассказчика Лютова. Его одиночество, его отчужденность, его содрогающееся при виде жестокости сердце, его стремление слиться с массой, которая грубее, чем он, но и победительнее, его любопытство, его внешний вид — все это биографически напоминало Бабеля 1920 года.
Слайд 7Рассказчик – корреспондент Лютов, чужой в армейской среде,
неуклюжий, близорукий, с
противоречивыми чувствами впитывает
страшный опыт войны, постигает нрав бойцов. Лютов и страшится
их жестокости, и восхищается силой, решительностью, умением
презирать смерть.
Слайд 8-Так о чем же книга Бабеля?
Это книга о страданиях человеческой души,
которая исступленно ищет истину в несправедливом, истекающем кровью мире. Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Война губительна для обеих воюющих сторон – вот итог размышлений Бабеля на страницах своей книги.
– В чем особенность изображения Бабелем ему современных исторических событий?
У Бабеля показаны живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. Наряду с героизмом писатель без всякого умалчивания пишет о грубости и даже жестокости солдат конармии Буденного по отношению к мирным жителям. Бабель видит как положительные, так и отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Он за новую, светлую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости.
Слайд 9Роман
"Белая гвардия"
и пьеса
"Дни Турбиных»,
«Бег»
М.А. Булгаков
Слайд 10Работа над романом
Над романом писатель начал работать в 1922 - 1923
годах. Автор, согласно воспоминаниям современников, намеревался создать трилогию о Гражданской войне, но замысел не был реализован: написана только I часть трилогии «Белая гвардия»
Дом в Москве, где Булгаков жил с 1921 по 1924 годы
Произведение было закончено в 1924 году, а полностью опубликовано в Париже в 1927 – 1929 годы, в Москве – в 1968 году.
Слайд 11Время и место действия
Роман охватывает период с декабря 1918 года по
февраль 1919, показаны драматические события в Киеве.
В момент, избранный Булгаковым для изображения, в городе были немцы с гетманом и белыми отрядами, на Киев наступали мужицкие массы во главе с Петлюрой, на севере – пребывали большевики, а на Дону – Деникин. Писатель не охватывал всей панорамы исторических событий: действие было сосредоточено в городе и на подступах к нему.
Киев начала XX века
Слайд 12Автобиографичность романа
В основе романа – личные впечатления писателя о событиях, происходящих
на Украине в 1918 – 1919 годах. Октябрьская революция застала Михаила Афанасьевича в Вязьме. Только в феврале 1918 года Булгакову удалось освободиться от службы врача и вернуться в Киев, в тот самый дом на Андреевском спуске (в романе Алексеевский), где по-прежнему жили его мать, сёстры и младшие братья.
Алексей Турбин, один из главных героев романа, молодой врач, в котором нетрудно узнать самого Булгакова, также «после тяжких походов, службы и бед» вернулся на Украину.
Киев. Андреевский спуск, 13
Слайд 13Обстановка в Киеве
За полтора с небольшим года, проведённые Булгаковым в Киеве,
шесть или семь раз в городе менялась власть. Большевики, петлюровцы, немцы с гетманом, вновь петлюровцы, опять большевики, деникинцы… Каждая смена власти сопровождалась кровопролитием. Нередко трупы убитых валялись вблизи булгаковского дома. Младшие братья Михаила, Николай и Иван, оба юнкера военных училищ, участвовали в боях, и однажды Николай лишь чудом избежал расстрела (в романе Николка – тоже младший брат).
Братья М.Булгакова
Коля
Ваня
Слайд 14Мобилизация…
В декабре 1918 года Булгаков как врач был мобилизован в гетманскую
армию и сутки в ней прослужил. Как свидетельствует первый биограф М.А. Булгакова П.С. Попов, 14 декабря писатель был на улицах Киева и пережил близкое тому, о чём пишет в романе. Что же случилось с ним в этот день? То же, что и с Алексеем Турбиным, только ранен он не был. И Юлии Рейсс не было.
Слайд 15Особенности мирочувствия Булгакова
С одной стороны,
М. Булгаков – материалист, врач, с
другой – воспитан как верующий человек. Эти особенности мирочувствия воплотились прежде всего в главном герое романа Алексее Турбине.
М.А. Булгаков
Алексей Турбин
Слайд 16Проблематика романа
«Белая гвардия» - книга о вечности, ибо «жизнь нельзя остановить»,
книга о молодости, попавшей в огонь истории и выстоявшей («молодость в огне живёт»).
Несколько важнейших проблем подлежали осмыслению: Россия и рухнувшая монархия, Россия и революция, Россия и Украина, религия, российское общество в революции и Гражданской войне, в частности судьба русской интеллигенции и русской культуры.
Слайд 17Тематика романа
Главная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы
революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.
М.А. Булгаков в этом романе через судьбу семьи Турбиных показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны.
Слайд 18Алексей Турбин
Старший в семье Турбиных, 28-летний врач. Бритый и светловолосый. Постаревший
и мрачный с 25 октября 1917 года. Один из заблудившихся в революционной метели. В первых главах – убеждённый монархист и белогвардеец, считает долгом защитить Город от петлюровцев (доброволец дружины – доктор). В конце романа – смертельно раненный испытывает крушение веры: «Надо устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь, а не воевать, заливая кровью родную землю»
Именно этому герою снится вещий сон (часть I глава 5).
Слайд 19Елена Турбина
Елена – сестра Алексея. Прототипом героини была не младшая сестра
писателя Леля (Елена), а Варвара Булгакова, их мать: в романе указан её возраст, кроме того, Елена Турбина, как и она, выходит замуж за офицера.
В.М. Булгакова
Елена Турбина
Рыжеватая голова, «золотая Елена», «красавица Елена». Взгляд – мягкий, тревожный. Стрелки на лице Елены – печальные складки.
Елена Турбина – хранительница семейного очага и семейных традиций. Излучает любовь, свет, добро. Несёт религиозное начало: молитва Богородице о спасении Алексея. Трагедия – в предательстве мужа.
Слайд 20Николка Турбин
Младший в семье Турбиных. Голубые глаза. Длинный птичий нос. Вихор.
Командуя юнкерами, испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли, приятно помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним пушкинского Гринёва, Петю Ростова из романа-эпопеи «Война и мир». Человек чести: поведение в бою, желание отдать долг умершему Най-Турсу. «Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете».
Слайд 21От романа к пьесе
В апреле 1925 года Булгаков получил предложение инсценировать
роман «Белая гвардия» для Художественного театра. К сбору трупы – 15 августа – автор представил пьесу. Это была инсценировка, сохранявшая в неприкосновенности основные события романа и его героев. В ходе многочисленных переделок, которые автор предпринимал и по собственной инициативе, и по инициативе театра, из 16 картин в пьесе, получившей название «Дни Турбиных», было оставлено только 7.
Роман «Белая гвардия» охватывает период с декабря 1918 года по февраль 1919 года.
События, отобранные для пьесы «Дни Турбиных», по продолжительности совпадают с романными: первое, второе и третье действия происходят зимой 1918 года, четвёртое действие – в начале 1919 года. Но в сценическом варианте этот срок сжимается примерно до трёх суток, а точнее сказать, до трёх вечеров и одного утра, что соответствует четырём действиям драмы.
Слайд 22Пьеса сохранила признаки исторической хроники, но её композиционным центром стал дом
Турбиных.
В центре системы персонажей в «Днях Турбиных» оказались, в отличие от романа, не молодые Турбины, а три белогвардейских офицера: Алексей Турбин, Мышлаевский и Студзинский, олицетворяющие три возможных для офицера пути в условиях революции: гибель, освобождающую от выбора, шаг навстречу большевикам и третью дорогу, ведущую в тупик. Выбирающий её Студзинский из эпизодического персонажа становится одним из главных действующих лиц.
Слайд 23В пьесе «Дни Турбиных» Булгаков, обратившись к изображению «русской усобицы», сумел
подняться над настроением классовой розни и утвердить идею человечности, самоценности жизни, непреложности традиционных нравственных ценностей.
Наследуя завоевания чеховской драматургии, Булгаков создал оригинальное в жанровом отношении произведение, соединившее историческую хронику с психологической драмой, органично включившей в себя трагикомическое начало.
Слайд 24Сюжет
Пьеса состоит из 4 действий, 8 снов. Действие пьесы разворачивается во
время Гражданской войны в России, когда остатки белой армии отчаянно сопротивляются красным на Крымском перешейке. Здесь тесно переплетаются судьбы беззащитной Серафимы Корзухиной, брошенной на произвол судьбы мужем, самого Корзухина, приват-доцента Голубкова, влюблённого в Серафиму, белого генерала Чарноты, командующего фронтом белых, жестокого и несчастного Романа Хлудова, и многих других героев.
Бег (пьеса)
Фадеев
Александр
Александрович
(1901 –1956)
Слайд 27Автор считал: «Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор
человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса — коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться». Это главная идея романа «Разгром»
Слайд 28
По возвращении с фронта женился. «Жизнь казалась ему простой, немудрящей,
как кругленький муромский огурец». В начале романа Морозка — капризный ординарец Левинсона, неохотно отправляющийся с письмом в партизанский отряд Шалдыбы. Наблюдая бой партизан Шалдыбы с белогвардейцами, Морозка спасает одного из раненых партизан-Мечика.
Морозка (Морозов Иван) — персонаж романа А.А. Фадеева
« Разгром», шахтер во втором поколении.
Герою 27 лет; внешность его описывается по сходству
с конем: «такие же ясные, зелено-карие
глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-
хитер и блудлив». С 12 лет Морозка работал на шахте,
«не искал новых путей, а шел старыми, уже выверенными
тропами». На фронте первой мировой войны шесть раз ранен,
дважды контужен.
Слайд 29«Морозка не любил чистеньких людей». Доставленный в госпиталь, Мечик подсознательно тоскует
о мирной жизни и тишине. Он влюбляется в сестру милосердия Варю — жену спасшего его Морозки. Когда Морозка, приехав к Варе, относится к нему с пренебрежением, Мечик чувствует себя в мире одиноким; его отношение к Варе обусловлено интуитивными поисками матери, потребностью в детской «защищенности». Варя, славящаяся своей доступностью для мужчин, влюбляется в Мечика.
Слайд 30Мечик Павел — персонаж романа А.А. Фадеева «Разгром», молодой человек, окончивший
гимназию, белокурый, с вьющимися волосами. В характере преобладают инфантильные черты. Находясь в плену романтических иллюзий, Мечик вступает в партию эсеров-максималистов и направлен в партизанский отряд Шалдыбы. Мечик жаждет
«книжных» героических подвигов ,но в жизни всё не так…
Слайд 31Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович — центральный персонаж романа А.А. Фадеева «Разгром»,
командир партизанского отряда. О биографии героя известно, что он сын торговца подержанной мебелью. Главная черта портрета — «голубые, как омуты, глаза», «нездешние глаза Левинсона, глубокие и большие, как озера». О герое говорится, что «он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк».
Слайд 32Глава VI. Левинсон.
"К вечеру Левинсон собрал отрядный совет
и взводных командиров".
Глава VIII. Первый ход. Левинсон выступает перед партизанами. Сцена из спектакля "Разгром" Московского театра Ленсовета. 1932г.
Слайд 33
Глава X. Начало разгрома
Стычка
Бакланова и
Мечика с японцами. Художник
О. Верейский
Слайд 34 XII глава «Пути-дороги»
ГлаваXIV.Разведка Метелицы.
Метелица и пастушок
Слайд 35 XV глава.
« Три смерти».
«Теперь он был виден хорошо всем
- тугой и стройный, черноволосый ,
в мягких оленьих улах, в расстёгнутой рубахе,…с далёким хищным блеском своих летящих глаз…»
Метелица перед сходом на опознании.
Слайд 36 XVI глава
«Трясина»
«И вдруг он действительно появился среди них, в
самом центре людского месива, поднял в руке зажжённый факел, освещавший его мертвенно-бледное бородатое лицо со стиснутыми зубами…»
Слайд 37Глава XVII. Девятнадцать. "Так выехали они из леса — все девятнадцать".
Художник Д. Дубинский
Глава XVII. Девятнадцать. Финальная сцена из спектакля "Разгром" Московского театра Ленсовета. 1932 год.
Слайд 38М.А.Шолохов.
«Донские рассказы» и «Тихий Дон».
Слайд 39В 1925 году вышел в свет сборник рассказов М.Шолохова «Донские рассказы»,
в 1926 году - «Лазоревая степь». Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.
Слайд 40Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично»,
без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди. В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих учителей.
Слайд 41Концепция гражданской войны
в «Донских рассказах» М.А. Шолохова
М.А. Шолохов ушёл от
примитивного противопоставления «красных» «белым», рассказав о первом послереволюционном десятилетии как о трагическом времени перелома человеческого и национального бытия. 20-ые годы в изображении Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский народ, это эпоха великого горя народного.
Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа.
Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.
Слайд 42В 1928 г. в журнале «Октябрь» опубликованы первая и вторая книги
романа «Тихий Дон», вышло в свет отдельное издание первой книги «Тихого Дона».
В 1929 г. вышло в свет первое отдельное издание второй книги романа «Тихий Дон», в Берлине издана в переводе на немецкий язык первая книга «Тихого Дона» - первое зарубежное издание романа.
В 1930 г. первая книга «Тихого Дона» выходит в переводе на иностранные языки в Мадриде, Париже, Праге, Стокгольме и Гааге.
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района
В 1933 г. вышло в свет первое отдельное издание третьей книги романа «Тихий Дон».
В 1940 году отдельным изданием вышла четвёртая книга романа «Тихий Дон».
Слайд 43Главным композиционным приемом, который использует Шолохов в третьей части романа, становится
антитеза, т.е. противопоставление картин мирной казачьей жизни: круговорот природы, любовь и дети, а напротив - война, ее жестокость. Революционные суды расстреливают только за то, что человек является казаком и носит штаны с лампасами. Но и белые тоже свирепствуют. Они рубят шашками, расстреливают и порют плетьми пленных красноармейцев. Они также устраивают военно-полевые суды. На страницах романа появляется списки казаков, казненных красными, списки пленных красноармейцев, казненных белыми.
Слайд 46Б.Л.Пастернак
Роман
«Доктор Живаго»
Слайд 47Идея романа
Утверждение жизни
Утверждение ценности человеческого существования
Победа любви над временем, ударами судьбы
Временные
рамки романа
Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия.
Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет.
Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца
Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы.
Слайд 48«Как закалялась сталь» — автобиографический роман советского писателя Николая Алексеевича Островского, написанный в 1932 году.
Книга написана в стилистике социалистического реализма.
В апреле 1934 года журнал «Молодая гвардия» начал публикацию романа, в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрёл большую популярность и стал самым издаваемым произведением Советской литературы за 1918—1986 годы: общий тираж 536 изданий составил 36,416 млн экземпляров.
В романе изображены события эпохи гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства.
Слайд 49Дмитрий Фурманов «Чапаев»
«Чапаев» — роман Дмитрия Фурманова 1923 года о жизни и гибели героя гражданской войны
комдива Василия Ивановича Чапаева. Действие происходит в 1919 году, главным образом во время пребывания комиссара Фёдора Клычкова в25-й чапаевской дивизии (в романе нашёл непосредственное отражение личный опыт работы самого Фурманова комиссаром в дивизии Чапаева). Описываются бои за Сломихинскую,Пилюгино, Уфу, а также гибель Чапаева в бою у Лбищенска.
Слайд 50«Дроздовцы в огне» — воспоминания последнего командующего Дроздовской дивизии, художественное воссоздание истории Гражданской
войны.
История
В 1937 году «Дроздовцы в огне» были впервые изданы отдельной книгой в Белграде, после чего, по воспоминаниям современников, стала настольной книгой русской эмиграции. Сам автор к изданию 1947 года охарактеризовал своё произведение не как воспоминания или исторический труд, а как «боевую правду о том, какими были в огне, какими должны быть и неминуемо будут русские белые солдаты».