Слайд 1«Жизнь и творчество К. Кулиева»(1 ноября 1917 г - 4 июня
1985 г.)
Слайд 2«Женщина, которая поет…»
Песня-манифест Аллы Пугачевой «Женщина, которая поет написана на стихи
балкарского поэта Кайсына Кулиева, которого высоко ценил Борис Пастернак. Песня дала название фильму, в котором прозвучала. Первоначальное название картины было - "Третья любовь"
Слайд 3Судьба, прошу, не пожалей добра,
Терпима будь, а значит, будь добра,
Храни меня
и под своей рукою
Дай счастья мне, а значит дай покоя.
Дай счастья мне! Дай счастья мне,
Той женщине, которая поет.
Пусть будет мой остаток - путь недальний
Не столько долгий, сколько беспечальный,
Ты сбереги тепло огня и крова,
Любовь мою до часа рокового
К тому, к тому, к тому,
Кто, к сожаленью, не поет.
Дай знать мне, где друзья, а где враги,
И от морщин меня убереги,
Не дай пресытиться любимым делом,
Не дай отяжелеть душой и телом
Мне, мне,
Той женщине, которая поет.
Не приведи, судьба, на склоне дней
Мне пережить родных своих детей.
И если бед не избежать на свете,
Пошли их мне, мне, мне - не детям, -
Мне! Мне, той женщине, которая...
Судьба, прошу, не пожалей добра,
Терпима будь, а значит, будь добра,
Храни меня и под своей рукою
Дай счастья мне, а значит, дай покоя.
Дай счастья мне! Дай счастья мне,
Той женщине, которая поет.
Слайд 4Балкáрцы (самоназвание таулýла) — народ, проживающий в России на территории Кабардино-Балкарской Республики (столица — Нальчик). Всего
в России насчитывается около 78 тысяч балкарцев. (Можно сравнить с населением родного для школьников города или поселка.) Говорят они на карачаево-балкарском языке. Такие народы называются малыми. Балкарцы живут на одной земле с кабардинцами, которые говорят на кабардино-черкесском языке.
Слайд 5 Республика Кабардино-Балкария расположена на северных склонах Большого Кавказа. Самая высокая вершина —
Эльбрус (5642 м). Территория была заселена нынешними кабардинцами и балкарцами в XIII—XV веках. В 1557 году Кабарда вошла в Русское государство, в 1774 году присоединилась к России окончательно. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, после того как советские войска с огромными потерями выгнали с территории республики фашистов, Сталин приказал ликвидировать автономию балкарцев. Целый народ был насильно выселен в среднеазиатскую республику Советского Союза — в Киргизию.
После смерти Сталина, в 1957 году, автономия Кабардино-Балкарии была восстановлена, народ вернулся на свои родные земли, на крутые склоны Кавказских гор.
Слайд 7Прочитайте стихотворение на с.
- Назовите тему стихотворения.
- Какие тропы использует
автор? Приведите примеры.
Слайд 8Кайсын Шуваевич Кулиев – советский балкарский поэт и прозаик, журналист, военный
корреспондент.
С 1935 по 1939 годы Кайсын Кулиев учился в ГИТИСе имени А. В. Луначарского и в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве. В 1938 году Кайсын Кулиев был принят в СП СССР. В 1940 году в Нальчике выходит первая книга лирики на родном языке «Салам, эрттенлик!» («Здравствуй, утро!»).
Слайд 9 В июне 1940 года поэт уходит в армию. Великая Отечественная война
застаёт его в Прибалтике. Воевал сначала в парашютно-десантной бригаде, затем был военным корреспондентом. Сражался за Москву, Орёл, Сталинград, Крым. Дважды был ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР за участие в героической обороне Сталинграда лейтенант Кулиев Кайсын Шуваевич был награждён медалью «За оборону Сталинграда». Медаль вручена 8 ноября 1942. За участие в боях за освобождение Крыма в январе 1944 К. Кулиев был награждён орденом Отечественной войны II степени.
Слайд 10Произведения Кулиева переведены на 140 языков мира. Его связывали близкие дружеские
и творческие отношения со многими выдающимися поэтами, писателями и переводчиками того времени: Николаем Тихоновым, Борисом Пастернаком, Александром Твардовским, Константином Симоновым, Дмитрием Кедриным, Чингизом Айтматовым, Симоном Чиковани, Ярославом Смеляковым, Ираклием Андрониковым, Расулом Гамзатовым, Мустаем Каримом, Михаилом Дудиным, Давидом Кугультиновым, Михаилом Лукониным, Алимом Кешоковым, Константином Ваншенкиным, Наумом Коржавиным, Семёном Липкиным, Олегом Чухонцевым и другими.
Слайд 11Рефлексия
- Был ли интересен урок?
- Что нового вы узнали?
– Чему учились
на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).