Слайд 2Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая - русская поэтесса. Сестра известной русской писательницы
и поэтессы Тэффи и генерала Николая Лохвицкого, соратника адмирала Колчака.
Родилась 19 ноября 1869 го-да в Санкт-Петербурге.
Слайд 3 В середине 70-х годов семья переехала в Москву, где
Лохвицкая поступила в Московский Александровский институт.
Литературный дебют поэтессы состоялся в 1889 году с публикации стихотворений в петербургском журнале «Север».
***
Моя душа, как лотос чистый
В томленье водной тишины,
Вскрывает венчик серебристый
При кротком таинстве луны.
Твоя любовь, как луч туманный,
Струит немое волшебство.
И мой цветок благоуханный
Заворожён печалью странной,
Пронизан холодом его.
1897 год
Слайд 5
Первый сборник стихотворений М. Лохвицкой вышел
в 1896 году и был сразу же удостоен престижной Пушкинской премии.
За 16 лет литературной деятельности поэтесса выпустила пять сборников стихотворений.
Слайд 6 Творчество Лохвицкой принесло ей быструю известность: принципиально новым было
в них утверждение чисто-женского взгляда на мир — в этом отношении Мирру Лохвицкую можно считать основоположницей русской «женской поэзии» XX века.
В этом она проложила путь для Ахматовой, Цветаевой и других русских поэтов.
Слайд 7 В 1891 году она вышла замуж за Е. Э.
Жибера (сына известного архитектора); за годы брака у них родилось пятеро сыновей.
В начале 1890-х годов семья жила в Москве, а в 1898 году окончательно вернулась в Петербург.
Слайд 8С утверждением «женской тематики» был связан некоторый налет скандальности, сопутствовавший её
славе, хотя ничего эпатажного ни в стихах, ни в манере поведения самой поэтессы не было.
По стилю поэтесса была близка к символистам первой волны, которые, однако, не признали в ней родственного духа.
Исключением может считаться ее творческая связь с К. Бальмонтом (их стихотворная перекличка охватывает сотни стихотворений). Поэтов связывали и личные отношения; их «роман» наделал много шуму, хотя существовал, главным образом, в стихах. Роман влюблённых поэтов не остался незамеченным и вызвал бурю откликов и домыслов в литературных кругах.
Слайд 9
Тем не менее близкие люди, хорошо зная Мирру, отмечали её
светлую душу и искренность, с которой поэтесса относилась ко всем, даже к своим недоброжелателям.
Любящая жена, мать пятерых детей, она казалась олицетворением добродетели и чистоты.
В поэзии же Мирра становилась роковой, страстной женщиной, воспевающей грехопадение и невоздержанность чувств.
***
На все обвинения в безнравственности Мирра отвечала так:
Когда в тебе клеймят и женщину, и мать —
За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
Безмолвствуя, храни покой бесстрастья, —
Умей молчать!
И если радостей короткой будет нить,
И твой кумир тебя осудит скоро
На гнёт тоски, и горя, и позора, —
Умей любить!
Слайд 11 Возможно, именно эти драматические переживания вызвали у Лохвицкой тяжёлый внутренний
надлом, сказавшийся и на тональности её поздних стихов,
и на её здоровье.
В 1905-м году поэтесса скончалась от сердечной болезни в возрасте 35 лет.
Слайд 12Невозможность пережить в реальности то, что было воспето в поэзии, в
конце концов привела к ухудшению отношений с Константином Бальмонтом и к полному их разрыву, хотя стихотворная перекличка, ставшая своего рода поединком, продолжалась.
Слайд 13Посмертно Мирра Лохвицкая обрела себе роль некой Прекрасной Дамы для поэта
Серебряного века Игоря Северянина, благоговейно чтившего её память, но восторги поэта были восприняты читающей публикой неоднозначно.
***
Я Лохвицкую ставлю выше всех:
И Байрона, и Пушкина, и Данта.
Я сам блещу в лучах её таланта,
Победно обезгрешившего Грех…
Игорь Северянин
Слайд 15Творчество Мирры Лохвицкой не вписывалось в советскую идеологию, поэтому подверглось забвению
на долгие годы. Однако отголоски её поэзии различимы у многих поэтов XX в. — вплоть до Иосифа Бродского.
В наши дни интерес к лирике Лохвицкой возрождается.