Презентация, доклад по литературе на тему Времена года

Содержание

Постараемся в течение сегодняшнего урока ответить на вопрос:Какое время года у поэтов и художников является любимым?

Слайд 1времена года в поэзии и живописи

времена года  в поэзии и живописи

Слайд 2Постараемся в течение сегодняшнего урока ответить на вопрос:

Какое время года у

поэтов и художников является любимым?


Постараемся в течение сегодняшнего урока ответить на вопрос:Какое время года у поэтов и художников является любимым?

Слайд 3
осень

осень

Слайд 4Какое из этих высказываний кажется вам более верным?
Осень – грустное время

года: заканчивается звонкое и яркое лето, льют дожди, наступают первые холода.
Осень – прекрасное время года: леса одеваются в праздничный золотой наряд, под ногами шуршат листья, дни становятся прозрачными и ясными.


Какое из этих высказываний кажется вам более верным?Осень – грустное время года: заканчивается звонкое и яркое лето,

Слайд 5Какой увидел осень художник В.Поленов?

Какой увидел осень художник В.Поленов?

Слайд 6Почему картина И.Левитана называется «Золотая осень»?

Почему картина И.Левитана называется «Золотая осень»?

Слайд 7Фёдор Иванович Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь

день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.



Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…


Фёдор Иванович ТютчевЕсть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный.И лучезарны

Слайд 8первое впечатление после прочтения стихотворения
Какое ваше первое ощущение после прочтения стихотворения?
Ощущение

воздуха, простора, легко дышится после прочтения стихотворения Тютчева. Как вы думаете – почему?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…


первое впечатление после прочтения стихотворенияКакое ваше первое ощущение после прочтения стихотворения?Ощущение воздуха, простора, легко дышится после прочтения

Слайд 9Обратим внимание на картину осени, вслушаемся в поэтическое слово
«Весь день стоит

как бы хрустальный». Почему именно «хрустальный» - не «светлый», «ясный», «чистый» или другие синонимы?


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…


Обратим внимание на картину осени, вслушаемся в поэтическое слово«Весь день стоит как бы хрустальный». Почему именно «хрустальный»

Слайд 10
Тютчев назвал серп «бодрым». Попытаемся разобраться – почему? Кого и когда

мы называем бодрым?
А теперь, оттолкнувшись только от этого одного слова, попытайтесь рассказать о том, чего нет в стихотворении: каким был урожай, как люди работали, доставил ли труд им радость или нет?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…


Тютчев назвал серп «бодрым». Попытаемся разобраться – почему? Кого и когда мы называем бодрым? А теперь, оттолкнувшись

Слайд 11поэтическое слово – как много может оно нам дать в понимании

стихотворения!

«Праздная» борозда. А что такое «праздная», какие слова созвучны с этим словом?
«Праздник» - «праздная». Что это сопоставление слов помогает нам понять в образе «праздной борозды»: какая это борозда?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…


поэтическое слово – как много может оно нам дать в понимании стихотворения!«Праздная» борозда. А что такое «праздная»,

Слайд 12Звучание осени в стихотворении Тютчева
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора


Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Какие звуки вы слышите в тютчевской осени?
Почему поэт хотел создать ощущение именно тишины, покоя?


Звучание осени в стихотворении ТютчеваЕсть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы

Слайд 13лирический герой Тютчева
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь

день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Какие чувства рождает осень в душе поэта?
Почему вы так решили?
Продолжите фразу: «Осень для Тютчева – это…»


лирический герой ТютчеваЕсть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный.И лучезарны

Слайд 14Перед вами картины И.Левитана, В.Поленова, И.Остроухова. Какая из этих картин, по

вашему мнению, соответствует стихотворению Ф.Тютчева? Почему вы так решили?


Перед вами картины И.Левитана, В.Поленова, И.Остроухова. Какая из этих картин, по вашему мнению, соответствует стихотворению Ф.Тютчева? Почему

Слайд 15Александр Сергеевич Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –


Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Александр Сергеевич ПушкинУнылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье,В багрец

Слайд 16Загадки стихотворения Пушкина
«Унылая пора» - и вдруг так неожиданно «Очей очарованье!»

Почему Пушкин использует такие противоречивые характеристики осени?
«Пышное» - «природы увяданье». Но как может «увяданье» быть «пышным» - как вы это понимаете?
«Люблю», - говорит Пушкин с вдохновением. Но как можно любить «редкий солнца луч», «отдалённые седой зимы угрозы»?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Загадки стихотворения Пушкина«Унылая пора» - и вдруг так неожиданно «Очей очарованье!» Почему Пушкин использует такие противоречивые характеристики

Слайд 17Названием какой из этих картин И.Левитана могла бы стать строка из

стихотворения Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»


Названием какой из этих картин И.Левитана могла бы стать строка из стихотворения Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

Слайд 18Сравните образы осени, созданные Тютчевым и Пушкиным: что общего, а что

различного?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Сравните образы осени, созданные Тютчевым и Пушкиным: что общего, а что различного?Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная

Слайд 19

зима

зима

Слайд 20Фёдор Иванович Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною,

немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…




Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.


Фёдор Иванович ТютчевЧародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит – И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он,

Слайд 21
Почему зима в стихотворении Тютчева названа не «волшебницей», а именно «чародейкой»?

В чем отличие этих слов?
«И под снежной бахромою, неподвижною, немою». Удивительная музыка создается звуками этой строки? Какие звуки рождают эту мелодию?
Найдите строки в стихотворении, в которых также создаётся мелодия.
«Солнце зимнее». Оказывается, бывает разное солнце. Каким вы представляете себе именно зимнее солнце?

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.


Почему зима в стихотворении Тютчева названа не «волшебницей», а именно «чародейкой»? В чем отличие этих слов?«И под

Слайд 22Перед вами картины А.Куинджи, А.Васнецова, И.Грабаря и И.Шишкина. Какой лес околдован

«чародейкою Зимою»?


Перед вами картины А.Куинджи, А.Васнецова, И.Грабаря и И.Шишкина. Какой лес околдован «чародейкою Зимою»?

Слайд 23Сергей Александрович Есенин
Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись

на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.


Сергей Александрович ЕсенинПороша.Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.Только серые вороныРасшумелись на лугу.Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку

Слайд 24Сравните два стихотворения по следующим критериям: образ зимнего леса, ощущения поэта

от зимы, соотношение покоя и движения, звучания и тишины

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.


Сравните два стихотворения по следующим критериям: образ зимнего леса, ощущения поэта от зимы, соотношение покоя и движения,

Слайд 25Михаил Юрьевич Лермонтов
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет,

качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна, на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.


Михаил Юрьевич ЛермонтовНа севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой,

Слайд 26
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и

снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна, на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

Какие слова вам непонятны? Постарайтесь предположить, каково их значение.
Стихотворение делится на две части – в первой описывается сосна, во второй – пальма, однако поэт не объясняет, для чего нужно такое деление. Почему в стихотворение о зимней сосне Лермонтов включает ее сон о пальме?


На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.И снится

Слайд 27Что общего, а что отличного на картине И.Шишкина и в стихотворении

М.Лермонтова?

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна, на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.


Что общего, а что отличного на картине И.Шишкина и в стихотворении М.Лермонтова?На севере диком стоит одинокоНа голой

Слайд 28
Сосна в стихотворении Лермонтова спит. А на картине Шишкина ощущаем мы

сон сосны или нет?
Почему всё изображенное выдержано в одних цветовых тонах – синих и белых?
Как художнику удалось передать одиночество сосны?


Сосна в стихотворении Лермонтова спит. А на картине Шишкина ощущаем мы сон сосны или нет?Почему всё изображенное

Слайд 29Почему на картинах И.Грабаря зима такая яркая? Что помогло художнику эту

яркость передать?

Февральская лазурь Зимний пейзаж


Почему на картинах И.Грабаря зима такая яркая? Что помогло художнику эту яркость передать?  Февральская лазурь

Слайд 30Как можно назвать зиму?

Ф.Тютчев назвал зиму «чародейкой»

(«Чародейкою Зимою»). Придумайте сами название для зимы, но такое, чтобы в этом названии отразилось ваше восприятие этого времени года.


Как можно назвать зиму?    Ф.Тютчев назвал зиму «чародейкой» («Чародейкою Зимою»). Придумайте сами название для

Слайд 31

весна

весна

Слайд 32Какой период весны запечатлели художники И.Остроухов и И.Грабарь? Почему вы так

решили?


Какой период весны запечатлели художники И.Остроухов и И.Грабарь? Почему вы так решили?

Слайд 33Фёдор Иванович Тютчев
Весенние воды.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж

весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»






Весна идёт, весна идет!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.


Фёдор Иванович ТютчевВесенние воды. Ещё в полях белеет снег,А воды уж весной шумят – Бегут и будят

Слайд 34
Весенние воды.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят


Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идет!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Какая картина представилась в вашем воображении?
Эта картина изменчивая или застывшая?
Каким настроением стихотворение проникнуто и что помогло Тютчеву это настроение выразить?
«Бегут», «блещут», «гласят», «шумят» - как много глаголов в первом же четверостишии! Почему это стихотворение насыщено глаголами?
А какие еще части речи вы считаете важными для понимания весны Тютчева?


Весенние воды. Ещё в полях белеет снег,А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег,Бегут,

Слайд 35Почему в весенних пейзажах художники часто изображают воду (картины И.Левитана и

И.Остроухова)?


Почему в весенних пейзажах художники часто изображают воду (картины И.Левитана и И.Остроухова)?

Слайд 36
Какой цвет чаще всего использовал И.Левитан (картина «Весна. Большая вода») и

почему именно этот?
Вертикаль – снизу вверх и горизонталь – справа налево. Что именно и почему на картине Левитана изображено по вертикали, а что – по горизонтали?


Какой цвет чаще всего использовал И.Левитан (картина «Весна. Большая вода») и почему именно этот?Вертикаль – снизу вверх

Слайд 37Евгений Баратынский
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне

очи он.

Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!..

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне…


Евгений БаратынскийВесна, весна! Как воздух чист!Как ясен небосклон!Своей лазурию живойСлепит мне очи он.Весна, весна! Как высокоНа крыльях

Слайд 38
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи

он.

Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!..

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне…

Каким настроением проникнуто стихотворение Баратынского?
Какие знаки препинания помогли поэту выразить это настроение?
Лазурь. Именно таким цветом «красит» Баратынский весну. Почему именно лазурь?


Весна, весна! Как воздух чист!Как ясен небосклон!Своей лазурию живойСлепит мне очи он.Весна, весна! Как высокоНа крыльях ветерка,Ласкаясь

Слайд 39
Прислушайтесь к звукам весны в стихотворении Баратынского. Какие это звуки?
Как

сама поэтическая строка помогает нам «услышать» весну?
Представьте, что вам предложили отразить стихотворение Баратынского в другом виде искусства. Картина, видеофильм, музыка – какое из этих видов искусства избрали бы вы?

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!..

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне…


Прислушайтесь к звукам весны в стихотворении Баратынского. Какие это звуки? Как сама поэтическая строка помогает нам «услышать»

Слайд 40Какая из этих картин могла бы стать обложкой для сборника, состоящего

их двух стихотворений – Ф.Тютчева и Е.Баратынского?


Какая из этих картин могла бы стать обложкой для сборника, состоящего их двух стихотворений – Ф.Тютчева и

Слайд 41

лето

лето

Слайд 42Лето…Какие краски у лета? Какие формы у лета?

Лето…Какие краски у лета? Какие формы у лета?

Слайд 43Придумайте название для каждой из этих картин И.Левитана и объясните свой

вариант.


Придумайте название для каждой из этих картин И.Левитана и объясните свой вариант.

Слайд 44Афанасий Афанасьевич Фет
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до

нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлён, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.




Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.


Афанасий Афанасьевич ФетЗреет рожь над жаркой нивой,И от нивы и до нивыГонит ветер прихотливыйЗолотые переливыРобко месяц смотрит

Слайд 45Найдите основные образы в стихотворении Фета и самостоятельно их проанализируйте
Зреет рожь

над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлён, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Рожь

Нива

Ветер

Месяц

Небо

Солнце


Найдите основные образы в стихотворении Фета и самостоятельно их проанализируйтеЗреет рожь над жаркой нивой,И от нивы и

Слайд 46Как художник И.Шишкин передал ощущение лета на своей картине?

Как художник И.Шишкин передал ощущение лета на своей картине?

Слайд 47
осень

зима
весна
лето

В чём прелесть и неповторимость каждого времени года?
Придумайте для каждого времени года одно определение, передающее ваше восприятие этой поры.


осень          зима

Слайд 48Какое время года у поэтов и художников самое любимое?


Какое время года у поэтов и художников самое любимое?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть