Слайд 1Любовная лирика Владимира Маяковского.
Я ж навек любовью
ранен…
Слайд 2ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ЧЕЛОВЕК…
Тема любви проходит через все его творчество.
Внешне грубый,
на самом деле поэт был очень ранимым человеком, героем скорее лирического характера. И любовь в жизни и творчестве Маяковского занимала далеко не последнее место
Слайд 3
«Исчерпывает ли для меня любовь все?
Все, но только иначе…Любовь – это жизнь, это – главное…От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным…»
В.В.Маяковский. Письмо к Л.Ю.Брик.
Слайд 4И чувствую –
«я»
Для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
Аllо!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын
прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, -
Ему уже некуда деться.
(Из поэмы «Облако в штанах»)
Слайд 5ЧЕТЫРЕ ЖЕНЩИНЫ – ЧЕТЫРЕ ЛЮБВИ…
В жизни поэта были четыре женщины, которых
он любил безоговорочно сильно. Любовная лирика Маяковского связана, в первую, очередь именно с ними.
Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?
Слайд 6Это было, было в Одессе…
Мария Денисова
Слайд 7Мария! Имя твое я боюсь забыть…
Эти слова В. Маяковский посвятил в
1914 году прелестной девушке -Марии Денисовой, волею судьбы встретившейся ему во время гастролей в Одессе...
Те, кто знал Маяковского, были поражены произошедшей с ним переменой, когда он увидел Машеньку.
Маяковский хотел, чтобы Мария немедленно ответила на его чувства, однако Машенька вышла замуж за другого человека.
Слайд 8Мария Александровна – Машенька Денисова – была не только хороша
собой,
но вообще казалась человеком незаурядным. В.В.Каменский отмечал в ней «высокие качества пленительной внешности и интеллектуальной
устремленности ко всему новому, современному, революционному».
Вы думаете это бродит малярия?
Это было,
Было в Одессе.
«Приду в четыре», - сказала
Мария…
Восемь.
Девять.
Десять…
(Из поэмы «Облако в штанах»)
Мария!
Имя твое я боюсь забыть,
Как поэт боится забыть
Какое-то
В муках ночей рожденное слово,
Величием равное богу.
Поэма
«Облако в штанах»
Слайд 10«Облако в штанах» (1915)
Программной“ для своего дореволюционного творчества „вещью“ Маяковский считал поэму
„Облако в штанах“ и, называя ее „катехизисом сегодняшнего искусства“, так определял ее смысл:
„долой вашу любовь“,
„долой ваше искусство“,
долой ваш строй“,
„долой вашу религию“.
Слайд 11
Меня сейчас узнать не могли бы:
Жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться
этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце – холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
Слайд 12САМАЯ СИЛЬНАЯ И «БОЛЬНАЯ» ЛЮБОВЬ…
Эта женщина, без преувеличения, занимала главное место
в сердце поэта.
Она – его самая сильная и «больная» любовь.
Почти вся любовная лирика Маяковского после 1915 года посвящена ей
Слайд 13«Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему, любил,
люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь».
Лиля Юрьевна Брик
Слайд 14Радостнейшая дата
Июль 915 года. Знакомлюсь Л.Ю. и О.М. Бриками (Из автобиографии
«Я сам»)
Слайд 15ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «ЛЮБЛЮ»
Пришла -
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и
просто
пошла играть -
как девочка мячиком…
Слайд 16ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «ЛЮБЛЮ»
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих
строкопёрстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!
Слайд 17 Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не
вымолишь отдых.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Слайд 19 Последние два года жизни Маяковского, мир его личных
переживаний и чувств связаны с именем Татьяны Яковлевой. За полтора с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева.
Слайд 20ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА ЯКОВЛЕВА
С ней поэт познакомился в октябре 1928 года в
Париже. Встреча закончилось мгновенной влюбленностью друг в друга. Молодая эмигрантка и высокий, под два метра ростом Маяковский, были прекрасной парой. Ей он посвятил два своих стихотворения – «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой».
Слайд 21Ты не думай,
щурясь просто
из-под
выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук…
Слайд 22Гимн великой любви
(или крик мученика?)
Петлей на шею луч накинь!
Сплетусь в
палящем лете я!
Гремят на мне
наручники,
любви тысячелетия…
Погибнет все.
Сойдет на нет.
И тот, кто жизнью движет,
последний луч
над тьмой планет
из солнц последних выжжет.
И только
боль моя
острей –
стою,
огнем обвит,
на несгораемом костре
немыслимой любви.
(Из поэмы «Человек».)
Слайд 23В ПОИСКАХ ЕДИНСТВЕННОЙ…
Вновь начались поиски той единственной преданной любви.
Поэт ищет
утешения у других женщин
Слайд 25ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ…
Вероника Витольдовна Полонская- актриса театра.
С ней Маяковский познакомился в
1929 году через Осипа Брика.
Сделано это было в надежде, что очаровательная девушка заинтересует поэта и отвлечет от трагических событий, связанных с Яковлевой.
Расчет оказался верным. Маяковский всерьез увлекся Полонской, настолько, что стал требовать от нее разрыва с мужем.
Слайд 26
Вероника Полонская
знала Маяковского
всего около года. Она
не смогла расстаться
ради него с мужем,
знаменитым
советским актером
Михаилом Яншиным.
Не смогла и удержать
поэта от
самоубийства.
Слайд 27БЫЛ ЛИ СЧАСТЛИВ МАЯКОВСКИЙ В ЛЮБВИ?
Если считать, что счастье - миг,
то, несомненно, Маяковский прожил счастливую жизнь. Но если вспомнить его деспотичные требования, предъявляемые к возлюбленным, а также фатальную закономерность
необладания ими, то вряд ли ему позавидуешь.
Любовь для Маяковского - "...это жизнь и сердце всего. Если оно прекратит работу, то я мертв".
Если я чего написал,
если чего сказал -
тому виной глаза-небеса,
любимой моей глаза…