Презентация, доклад по литературе на тему Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.ПушкинаПоэт не человек, он только дух - Будь слеп он, как Гомер, Иль, как Бетховен, глух, - Всё видит, слышит, всем владеет…

Слайд 1А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии
Урок литературы в 9 классе
©Лебедева Евгения Игоревна,

учитель русского языка и литературы
МКОУ Новлянской ООШ Заволжского района Ивановской области
А.С.Пушкин.  Тема поэта и поэзииУрок литературы в 9 классе©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина
Поэт не человек, он только

дух -
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, -
Всё видит, слышит, всем владеет…
А. Ахматова
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.ПушкинаПоэт не человек, он только дух - Будь слеп он, как

Слайд 3Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии

Слайд 4Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути А.С.Пушкина.
1) Раннее творчество: а)

божественная природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта 2) Период южной ссылки: а) стремление творить по законам, установленным самим поэтом б) разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта

3) Творчество 20-х годов: а) божественная суть искусства, пророческого назначения поэта б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии в) цель поэзии – приобщить людей к духовной работе
4) Творчество 30-х годов: а) поэт вне людского суда, суда толпы б) стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.Виноградов)

Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути А.С.Пушкина.1) Раннее творчество: а) божественная природа творчества, необходимость уединения,

Слайд 5«Пророк»
Стихотворение было написано в 1826 г. по дороге из Михайловского в

Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем. Чем была вызвана эта поездка?
Сюжетная основа стихотворения взята из Библии: «… видел я господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом… Вокруг него стояли серафимы: у каждого из них по шести крыл…

И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами…Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя… И услышал я голос господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдёт для нас? И я сказал: вот я, пошли меня».

«Пророк»Стихотворение было написано в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для

Слайд 6Пророк –

Шестикрылый серафим –


Перст –

Вещий –

Зеница –


Дать толкование словам, затрудняющим понимание текста

провозвестник и истолкователь воли богов;
2) предсказатель будущего.

персонаж в христианской мифологии – ангел, изображаемый на иконах шестикрылым.

палец руки; переносное значение – указание, мистическое предопределение.

мудрый.

глаз, зрачок.

Горний –

Десница –

находящийся в вышине; переносное значение – нравственно-возвышенный.

правая рука.

Пророк – Шестикрылый серафим – Перст – Вещий – Зеница – Дать толкование словам, затрудняющим понимание текстапровозвестник

Слайд 7Глагол –

Празднословие –

Внемли –

Виждь –

Влачился –
речь,

слово.

склонность к праздным, пустым разговорам

форма повелительного наклонения глагола внимать.

форма повелительного наклонения глагола видеть.

тащился, шел с трудом.

Глагол – Празднословие – Внемли – Виждь – Влачился – речь, слово.склонность к праздным, пустым разговорамформа повелительного

Слайд 81. Почему именно на этого человека пал выбор?
Он был “духовной жаждою

томим”, не удовлетворялся лишь благами материального мира. “Перепутье”, где его встретил Серафим, тоже знак духовных исканий будущего пророка.

2. Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом стихотворения?

Ответьте на вопросы

В результате действий Серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека, язык и сердце. И миссия ангела – преобразовать тело будущего пророка. Операция эта к концу становится все более мучительной и кровавой: если к глазам он прикасается “перстами легкими как сон”, то для того, чтобы вынуть сердце, он мечом рассекает грудь.

1. Почему именно на этого человека пал выбор?Он был “духовной жаждою томим”, не удовлетворялся лишь благами материального

Слайд 93. Что происходит с органами чувств и телом человека в момент

преображения?

Глаза будущего пророка стали “вещими” и стали похожи на глаза “испуганной орлицы”: слишком многое они увидели. И слышать он стал то, что недоступно для человеческого слуха: из высот, глубин, далей приходят к нему звуки. Грешный язык ( и “празднословный и лукавый”) заменен жалом мудрой змеи – беспощадная истина отныне будет вещаться этим языком. Человеческое сердце тоже, оказывается, не годится для выполнения новой миссии: слишком нежное, “трепетное”. Вместо него в грудь водвинут “угль, пылающий огнем”. Жар и свет этого сердца необходимы новому преображенному существу для смелого провозглашения своих пророчеств, высоту и силу которым придает воля Бога:

3. Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения?Глаза будущего пророка стали “вещими” и

Слайд 104. Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка

или поэта, принявшего пророческий дар?

“Кого же он (Пушкин) дал нам в своем “Пророке”? Это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании”.
В.Соловьев. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина.1899.

“ Библия и Коран дали в пору зрелого становления возможность Пушкину утвердиться в его новом самоощущении художника небывалой до того степени ответственности и высокого миссионерства. И – соответственно - свободы и независимости от чего бы то ни было, кроме своего призвания… Пушкин поднимает себя до пророка…”
Н.Скатов. Пушкин. 1990.

4. Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар?“Кого же

Слайд 11“В “Пророке” видели и видят изображение поэта, для чего, в сущности,

нет никаких данных… Пророк – лишь один из пушкинских героев, гениально постигнутый, но Пушкину не адекватный… “Пророк” - отнюдь не автопортрет и не портрет вообще поэта… Поэта Пушкин изобразил в “Поэте”, а не в “Пророке”. Очень зная, что поэт порою бывает ничтожней ничтожнейших детей мира, Пушкин сознавал себя великим поэтом, но нимало не претендовал на “важный чин” пророка.
В.Ходасевич. “Жребий Пушкина”. Статья С.Булгакова.1937.

“Его (Пушкина) “Пророк”, сбивший всех с толку и так прославленный Достоевским, - замечательная библейская стилизация… В позу пророка Пушкин почти никогда не становился”.
А.Кушнер. Средь детей ничтожных мира: Заметки на полях.1994.
“В “Пророке” видели и видят изображение поэта, для чего, в сущности, нет никаких данных… Пророк – лишь

Слайд 12Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда

не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк использует это всеведение не для творчества, а для передачи людям «гласа Бога»; для поэта же всеведение – только первый этап, начало творчества, первый шаг по дороге, ведущей к гармонии и красоте. Пророк исправляет мир – поэт его отражает. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и о небе.

Что роднит пророка и поэта?

Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба

Слайд 13«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное

им за полгода до гибели.
В. Ф. Ходасевич считал, что оно – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако время показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало XIX в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но никак не эпохой Александра I.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.В. Ф.

Слайд 14Каковы же требования А.Пушкина к подлинной поэзии?
Свобода
Независимость от толпы
Исполнение воли Бога

Каковы же требования А.Пушкина к подлинной поэзии?СвободаНезависимость от толпыИсполнение воли Бога

Слайд 15Шаблон презентации http://img fotki.yandex. ru/get/4711/ 94689460. 9a/0 _65d83_9b659a3_M.png Подготовила учитель русского

языка и литературы Тихонова Надежда Андреевна, г.Костанай

Источники

Шаблон презентации http://img fotki.yandex. ru/get/4711/ 94689460. 9a/0 _65d83_9b659a3_M.png Подготовила учитель русского языка и литературы Тихонова Надежда Андреевна,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть