Презентация, доклад по литературе на тему Театр Чехова

Содержание

Особенности драматургии А.П. ЧеховаСовременная Чехову публика не приняла многих его пьес.Почему?Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, ноне были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров, они не были заумными или

Слайд 1«Чехов до сих пор не понят как следует» (Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)




«Чехов до сих пор не понят как следует» (Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)

Слайд 2Особенности драматургии А.П. Чехова
Современная Чехову публика не приняла многих его пьес.
Почему?
Они

отличались от традиционной драматургии рубежа веков, ноне были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров, они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных зрителей.




Назад

Далее

Особенности драматургии  А.П. ЧеховаСовременная Чехову публика не приняла многих его пьес.Почему?Они отличались от традиционной драматургии рубежа

Слайд 3Два плана пьес А.П. Чехова
В пьесах Чехова определяется два плана: драма

и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье.
Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а о втором угадывался сам автор.
Активное присутствие автора – отличительная черта чеховской драматургии.
М. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст.




Назад

Далее

Два плана пьес А.П. ЧеховаВ пьесах Чехова определяется два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый

Слайд 4Психологизм А.П. Чехова
Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию

особенно психологичной.
Критик В.Я. Лакшин считает, что особенности психологизма драматургии А.П. Чехова проявляются в следующем:
в общем эмоциональном тоне, который создаётся музыкой, звуками, паузами и т.п.
в смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев
в многотемности диалогов: каждый герой ведёт свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны




Назад

Далее

Психологизм А.П. ЧеховаАвтор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной.Критик В.Я. Лакшин считает, что

Слайд 5Психологизм А.П. Чехова
в поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти

не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств; автору важен подтекст, то, что за словами
в отсутствии стремительно развивающегося действия; наиболее важные события происходят за сценой – внутренний динамизм
во внешней и внутренней сути героев
в лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом




Назад

Далее

Психологизм А.П. Чеховав поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в

Слайд 6Пьеса «Вишнёвый сад»
7 марта 1901 года в письме к О.Л. Книппер

он признаётся: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу».
В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: «В голове она у меня уже готова. Называется «Вишнёвый сад», четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях».
14 октября готовую пьесу отправили в Москву.




Назад

Далее

Пьеса «Вишнёвый сад»7 марта 1901 года в письме к О.Л. Книппер он признаётся: «Следующая пьеса, которую я

Слайд 7Замысел драматурга
Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
это последняя

пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины
Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина – комические
сад для Чехова связан с радостью, красотой, с будущим, но не с печалью о прошлом.




Назад

Далее

Замысел драматургаГоворя об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его

Слайд 8Жанр пьесы
Как определить жанр пьесы: комедия, драма, трагикомедия?
Чехов назвал «Вишнёвый сад»

комедией: «Вышла к меня не драма, а комедия, местами даже фарс (из письма М.П. Алексеевой). «Вся пьеса весёлая, легкомысленная» (из письма О.Л. Книппер)
Театр поставил её как тяжёлую драму русской жизни: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…» (К.С. Станиславский)
Есть критики, считающие пьесу трагкомедией.
Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность – недраматичностью главных положительных героев.




Назад

Далее

Жанр пьесыКак определить жанр пьесы: комедия, драма, трагикомедия?Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией: «Вышла к меня не драма,

Слайд 9Жанр пьесы
Ответьте на вопросы:
Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы

Пети и Ани?
Драматичен ли Лопахин?
В чём комичность образов Раневской и Гаева? В чём их драматичность?
Кто виноват в драматичности жизни?
Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов)




Назад

Далее

Жанр пьесыОтветьте на вопросы:Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?Драматичен ли Лопахин?В чём

Слайд 10Конфликт и проблематика пьесы
Вопросы и задания для обсуждения:
«Художественная литература потому и

называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Её назначение – правда безусловная и честная», - писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX века? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки в руки капиталистов.) Как эта тема показана в «Вишнёвом саде»?




Назад

Далее

Конфликт  и проблематика пьесыВопросы и задания для обсуждения:«Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь

Слайд 11Конфликт и проблематика пьесы
Вопросы и задания для обсуждения:
2. Что олицетворяет Фирс?

А Яша?
3. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина?
Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?
Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?




Назад

Далее

Конфликт  и проблематика пьесыВопросы и задания для обсуждения:2. Что олицетворяет Фирс? А Яша?3. Как показывает Чехов

Слайд 12Конфликт и проблематика пьесы
Вопросы и задания для обсуждения:
За сад идёт борьба:

богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии в аукционе. Главное ли это в пьесе?
А что же главное? Отношения людей, различных общественных классов?




Назад

Далее

Конфликт  и проблематика пьесыВопросы и задания для обсуждения:За сад идёт борьба: богач Дериганов собирается купить его,

Слайд 13Система образов-персонажей
Герои пьесы объединяются в несколько общественных групп.
1. Поместное дворянство (Гаев,

Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишнёвого сада.
2. «Параллели» к хозяевам. Яша и Фирс.
3. Лопахин – буржуазия, приходящая на смену дворянству.
4. «Молодое поколение». Петя и Аня.




Назад

Далее

Система  образов-персонажей	Герои пьесы объединяются в несколько общественных групп.1. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишнёвого

Слайд 14Поместное дворянство
Вопросы и задания для наблюдений:
Найдите положительное и отрицательное в образах

поместного дворянства.
Как Раневскую характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, к Трофимову?
Как её характеризует отказ т предложения Лопахина?
Как можно оценить доброту Раневской?
Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру сеяться, надо уметь одеться»?





Назад

Далее

Выводы

Поместное дворянствоВопросы и задания для наблюдений:Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.Как Раневскую характеризует отношение к

Слайд 16Раневская и Гаев




Раневская и Гаев

Раневская и ГаевРаневская и Гаев

Слайд 17Выводы
Старые хозяева вишнёвого сада – воплощение мира дворянского гнезда, для которого

время остановилось. Драматизм в их незащищённости, простодушии. Комизм – в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счёт». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», - скажет о них Горький.




Назад

Далее

Выводы	Старые хозяева вишнёвого сада – воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищённости,

Слайд 18«Параллели» к хозяевам
Фирс – крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я

не согласился на волю, остался при господах… И помню, все рады, и сами не знают». Последний монолог Фирса, где две линии – «жизнь прошла» и «недотёпа», - это и о хозяевах.




Назад

Далее

«Параллели» к хозяевам	Фирс – крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при

Слайд 19ФИРС
(Артист Ю. Каюров)




ФИРС
(Артист Ю. Каюров)

ФИРС(Артист Ю. Каюров)ФИРС(Артист Ю. Каюров)

Слайд 20Сцена из спектакля




Сцена из спектакля

Сцена из спектакляСцена из спектакля

Слайд 21«Параллели» к хозяевам
Яша – слуга нового поколения, самоуверенный, наглый (вспомним его

отношение к матери, к Дуняше, к родине).




Назад

Далее

«Параллели» к хозяевам	Яша – слуга нового поколения, самоуверенный, наглый (вспомним его отношение к матери, к Дуняше, к

Слайд 22ЯША
(Артист А. Клюквин)




ЯША
(Артист А. Клюквин)

ЯША(Артист А. Клюквин)ЯША(Артист А. Клюквин)

Слайд 23Лопахин
Лопахин – представитель буржуазии, приходящей на смену дворянству. Чехов писал Станиславскому:

«Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов».




Назад

Далее

Выводы

Лопахин	Лопахин – представитель буржуазии, приходящей на смену дворянству. Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек

Слайд 24Сцена из спектакля




Сцена из спектакля

Сцена из спектакляСцена из спектакля

Слайд 25Выводы
Смысл образа Лопахина – показ новых «хозяев жизни». Это сложный и

противоречивый характер. Автор разоблачает в нём буржуазный практицизм, но утверждает трудолюбие.
В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни – голо самого автора.




Назад

Далее

Выводы	Смысл образа Лопахина – показ новых «хозяев жизни». Это сложный и противоречивый характер. Автор разоблачает в нём

Слайд 26Молодое поколение
Вопросы и задания для обсуждения:
Какова роль этих персонажей?
Одинаково ли их

рисует автор?
Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?
Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?
В чём образ Пети сходен с образом Гаева?
Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?




Назад

Далее

Выводы

Молодое поколениеВопросы и задания для обсуждения:Какова роль этих персонажей?Одинаково ли их рисует автор?Почему Петя показан иронично? Почему

Слайд 27Аня и Варя



Аня и Варя

Аня и ВаряАня и Варя

Слайд 28Сцена из спектакля




Сцена из спектакля

Сцена из спектакляСцена из спектакля

Слайд 29Выводы
Будущее, которое видят Петя и Аня, - это романтическое будущее.
Аня

– это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность её характера.




Назад

Далее

Выводы	Будущее, которое видят Петя и Аня, - это романтическое будущее. 	Аня – это воплощение веры писателя в

Слайд 30Смысл названия пьесы
Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы)

и обобщённое (символ родины, её природной поэтической красоты). В основе комедии – судьба вишнёвого сада, с ним связано всё.
Вопросы и задания для наблюдений:
Как образ вишнёвого сада пронизывает все действия пьесы?
Как с образом вишнёвого сада связаны герои пьесы?




Назад

Далее

Выводы

Смысл названия пьесы	Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщённое (символ родины, её природной

Слайд 31Выводы
Сад – это символ родины, её прошлого и будущего. Прошлое –

это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее – это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Какое же будущее ждёт Россию? Этот Чехов оставляет открытым.




Назад

Далее

Выводы	Сад – это символ родины, её прошлого и будущего. Прошлое – это детство и счастье Раневской, Гаева,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть