Слайд 1Средства художественной выразительности
Слайд 3Существующие выразительные средства
Таких специальных приемов очень много. Начнем с
того, что все
средства выразительности сразу
использовать не нужно – это делает речь тяжелой.
Нужно употреблять их в меру, но не скупиться. Тогда
вы достигнете нужного эффекта.
Традиционно они делятся на несколько групп:
фонетические – чаще всего встречаются в стихотворениях;
лексические (тропы);
стилистические фигуры.
Слайд 4Фонетические приемы
Среди фонетических приемов чаще всего встречаются два – аллитерация и
ассонанс. Они отличаются только тем, что в первом случае повторяются согласные, во втором – гласные.
Этот прием очень удобно использовать в стихотворениях,
когда слов мало, а передать атмосферу нужно. Да и поэзию
чаще всего читают вслух, и ассонанс или аллитерация
помогает «увидеть» картинку.
Предположим, что нам нужно описать болото. На болоте растут камыши, которые шуршат. Начало строчки готово – шуршат камыши. Мы уже можем услышать этот звук, но этого недостаточно для полной картины.
Слайд 5Фонетические приемы
Слышишь, как будто бесшумно шуршат и шипят камыши? Теперь мы
можем прочувствовать эту атмосферу. Этот прием зовется аллитерацией – повторяются согласные буквы.
Аналогично и с ассонансом, повторением гласных. С этим немного проще. Например: слышу грозу весеннюю, то замолкаю, то пою. Этим автор передает лирическое настроение и весеннюю грусть. Эффект достигается при помощи умелого употребления гласных.
Слайд 7Лексические приемы (тропы)
Лексические приемы используются гораздо чаще других средств выразительности. Дело
в том, что часто люди используют их неосознанно. Например, мы можем сказать, что наше сердце одиноко. Но сердце фактически не может быть одиноким, это всего лишь эпитет, средство выразительности. Однако такие выражения помогают подчеркнуть глубокий смысл сказанного.
К основным лексическим приемам относят следующие тропы:
эпитет;
сравнение как средство выразительности речи;
метафора;
метонимия;
ирония;
гипербола и литота.
Слайд 8Лексические приемы (тропы)
Иногда мы употребляем эти лексические единицы неосознанно. Например, сравнение
проскакивает в речи каждого – это средство выразительности прочно вошло в повседневную жизнь, поэтому использовать его нужно с умом.
Метафора – более интересная форма сравнения, ведь мы не сравниваем медленную смерть с сигаретами, используя слово «словно». Мы и так понимаем, что медленная смерть – это сигарета. Или, например, выражение «сухие облака». Скорее всего, это значит, что давно не шел дождь. Эпитет и метафора часто перекликаются, поэтому при анализе текста важно их не перепутать.
Слайд 9Лексические приемы (тропы)
Гипербола и литота – преувеличение и преуменьшение соответственно. Например,
выражение «солнце вобрало в себя силу ста костров» – явная гипербола. А «тихонько, тише ручейка» – литота. Эти явления также прочно вошли в повседневную жизнь.
Метонимия и перифраз – интересные явления. Метонимия – это сокращение сказанного. Например, нет нужды говорить о книгах Чехова как «книги, которые написал Чехов». Можно употребить выражение «книги Чехова», и это будет метонимия.
А перифраз – это умышленная замена понятий синонимичными, чтобы избежать тавтологии в тексте. Хотя при должном умении тавтология тоже может быть средством выразительности!
Слайд 10Лексические приемы (тропы)
Также к лексическим средствам выразительности в речи относят:
архаизмы (устаревшую
лексику);
историзмы (лексику, имеющую отношение к конкретному историческому периоду);
неологизмы (новую лексику);
фразеологизмы;
диалектизмы, жаргонизмы, афоризмы.
Слайд 14Стилистические фигуры
Стилистические фигуры часто вмещают в себя особые грамматические конструкции. К
наиболее часто используемым относятся:
анафора и эпифора;
композиционный стык;
антитеза;
оксюморон или парадокс;
инверсия;
парцелляция;
эллипсис;
риторические вопросы, восклицания, обращения;
бессоюзие.
Слайд 15Стилистические фигуры
Анафора – одинаковое начало нескольких строк, эпифора – одинаковые окончания.
Чаще всего применяются в поэзии, иногда – в прозе, чтобы подчеркнуть драматизм и нарастающую тревожность, либо же чтобы усилить поэтичность момента.
Композиционный стык – умышленное «наращивание» конфликта. Слово используется в конце одного предложения и в начале следующего. Оно дало мне всё, слово. Слово помогло мне стать таким, какой я есть. Вот такой прием и зовется композиционным стыком.
Слайд 16Стилистические фигуры
Антитеза – противопоставление двух понятий-антиподов: вчера и сегодня, ночью и
днем, смерть и жизнь.
Из интересных приемов можно отметить парцелляцию, которую применяют для наращивания конфликта и смены темпа повествования, а также эллипсис – пропуск члена предложения. Часто используется в восклицаниях, призывах.
Слайд 20Гротеск - Изображение в фантастическом и уродливо-комическом виде (средство создания комического
и сатирического).
Возьмите «Записки сумасшедшего», этот уродливый гротеск, эту странную прихотливую грёзу художника.
Слайд 21Потренируемся
Какое средство выразительности вы видите?
Вялый лист
Тучка жестокая
Золотая буря
Зернистая речь
Жадно ловит взгляд
Мармеладное
настроение
ЭПИТЕТЫ
Роль в тексте
- позволяет ярко, одним словом, охарактеризовать предмет;
-помогает увидеть предмет таким, каким его увидел автор;
-сила эпитета – в его точности, свежести, выразительности;
-художественное определение придаёт предмету особую красочность.
Слайд 22Потренируемся
Разлетелись, как дым, облака.
Щенок похож на пушистый клубок.
Облаком живым фонтан клубится
Маше стало хорошо
на душе, словно детство к ней вернулось.
СРАВНЕНИЕ
Развёрнутое сравнение - сопоставление многих схожих черт(Стих Пушкина сладостен, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния. )
Слайд 23Роль в тексте
-способствует образному описанию предметов или их признаков, действий;
-помогает дать
более точное, конкретное представление о свойствах описываемых явлений;
- с помощью сравнений лучше выделяется предмет или явление;
- обращается на него особое внимание читателей;
-необычное, оригинальное сравнение помогает наглядно представить предмет разговора.
Слайд 24Потренируемся
Закат пылает.
Заря жизни.
Черемуха душистая, развесившись, стоит
А зелень золотистая
на солнышке горит.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Выткался на озере алый цвет зари… (С. Есенин)
Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)
МЕТАФОРА
Слайд 25Роль в тексте
-усиливает изобразительность текста;
- создаёт образ, экономно используя языковые средства.
Развернутая
метафора - одна метафора «тянет» за собой другую (Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком).
Помогает автору сделать текст ярким, образным, запоминающимся
Слайд 26Потренируемся
Вьюга вяжет из хлопьев чулок.
Финансы поют романсы
Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли
в гору
Олицетворение (вид метафоры, выделяет характерный признак предмета.
На краю земли
задушить в объятиях
говорил тысячу раз
Гипербола (подчёркивает высокую предельную степень признака или явления).
Слайд 27Потренируемся
Я на секундочку
Ни капли
Глоток воды
Рукой падать
Литота (подчёркивает низкую предельную степень).
Гротеск -
Изображение в фантастическом и уродливо-комическом виде
Возьмите «Записки сумасшедшего», этот уродливый гротеск, эту странную прихотливую грёзу художника.
Средство создания комического и сатирического.
Перифраза (парафраза)
Замена одного слова метафорическим словосочетанием
Унылая пора(осень)
Чёрное золото(нефть)
Царь зверей(лев)
Четвёртая власть(СМИ)
-помогает автору точнее выразить мысль, избежать повторения;
-придаёт образу яркую эмоционально-экспрессивную окраску.
Парадокс
Неожиданный вывод; остроумное суждение; странное, на первый взгляд, мнение
Трудись, как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле.
Подчёркивает невероятность и удивительность явления.