Презентация, доклад по литературе на тему Сергей Тимофеевич Аксаков: жизнь и творчество

Содержание

За престолы в мире пусть льют бранну кровь,Я на тихой лире буду петь любовь…

Слайд 1 Презентация на тему «Сергей Тимофеевич Аксаков: жизнь и творчество» Составил учитель

русского языка и литературы МОБУ СОШ д.Алексеевка Уфимского района РБ Бебко Ирина Ивановна

Слайд 2За престолы в мире пусть льют бранну кровь,
Я на тихой лире

буду петь любовь…
С.Т.Аксаков


Сергей
Тимофеевич
Аксаков: жизнь и творчество


1791 - 1859
За престолы в мире пусть льют бранну кровь,Я на тихой лире буду петь любовь…

Слайд 3Тимофей Степанович Аксаков (1759—1837) - отец писа-теля, типичный деревенский помещик,

воспитанный в степной глуши в патриархальных обычаях и понятиях. Был человеком добрым, честным и неглупым, но слишком податливым и покорным обстоятельствам. Не он выбирал себе служеб-ное положение и должности, а последние словно выбирали его, правда при посредстве родственников и разных влиятельных лиц. 16-ти лет определили его на военную службу, с помощью протекции устроили ординарцем к Сувоврову, но когда последний уехал из Оренбургского края, Тимофей Аксаков поступил в распоряжение какого-то генерала-немца, который ни за что отколотил его палкой, «несмотря на древнее дворянство». Пришлось расстаться с военной карьерой и идти в гражданскую службу. Тимофей Степанович поступил в так называемый Верхний земский суд Уфы. Но тут встреча с Марией Николаевной Зубо-вой, дочерью видного уфимского чиновника, дала новое направление всей его жизни. Молодой человек влюбился – страстно, трепетно и на-всегда. По протекции своего тестя он получил место прокурора Верхнего земского суда.
Тимофей Степанович Аксаков (1759—1837) - отец писа-теля,  типичный деревенский помещик, воспитанный в степной глуши в патриархальных

Слайд 4Мария Николаевна Аксакова (урождённая Зубова) - мать писателя (1769-1836), дочь видного

уфимского чинов-ника. Это была очень красивая, умная, образованная женщина, деятельная и энергичная. Она следила за новинками отечественной и иноземной художест-венной литературы, вела переписку со многими видными современниками, среди которых можно назвать просве-тителей Н.И.Новикова и А.Ф.Аничкова. «Всё, что имело право влюбляться, было влюблено в неё, но любовью самою почтительной и безнадёжной, потому что строгость её нравов доходила до крайних размеров… К детям же своим она излучала ту живительную нежность и любовь, без которых поблекло бы всё остальное.»
Мария Николаевна Аксакова (урождённая Зубова) - мать писателя (1769-1836), дочь видного уфимского чинов-ника.

Слайд 5А в этот дом родители Аксакова переехали в 1795 году уже

после смерти деда Зубова. Здесь вырос-ла мать писателя и Аксаков про-вёл своё детство.
«Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огром-ный деревянный дом...Дом стоял на косогоре... Парадное крыльцо имело более 25-и ступенек, и с него была видна р. Белая почти во всю ширину. Две детские ком-наты... выходили окошками в сад, и посаженная под ними малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна...»

После свадьбы родители С.Т.Аксакова зажили в собственном доме в Уфе в Голубиной слободке. Здесь 1 октября (20 сентября по старому стилю) 1791 года появился на свет будущий писатель. (Дом
полностью сгорел во время пожара 1821 г. Он нахо-дился на месте, где сейчас расположен Аксаковский парк.)
Встреча Серёженьки с миром, с окружающими людьми отмечена была каким-то особенным ра-достным светом. «…Желанный, прошеный и молё-ный, он не только отца и мать, но и всех обрадовал своим появлением на белый свет; даже осенний день был тёпел, как летний!..»

А в этот дом родители Аксакова переехали в 1795 году уже после смерти деда Зубова. Здесь вырос-ла

Слайд 6 ДЕТСТВО Самая светлая комната в доме — спальня Сережи

Аксакова. Здесь мальчик уединялся с книжкой, зачитывался до самозабвения, спрятавшись в кроватке за пологом, здесь играл он с любимой сестрицей; зимой, когда время прогулок сокращалось и «гостей приезжало менее», занимался арифметикой и писанием прописей. Обстановка комнаты была нехитрой: у окна — стол для занятий, огромный сундук, обитый кожей и кованым железом, и самое главное — «удивительный ларчик, или шкафик, оклеенный резной костью, в котором находилось восемь ящичков, наполненных сокровищами, то есть окаменелостями, чертовыми пальцами и другими редкими камешками...»
ДЕТСТВО   Самая светлая комната в доме — спальня Сережи Аксакова. Здесь мальчик уединялся

Слайд 7Когда Серёже шёл 3 год, у него родилась сестрёнка Наденька. Впоследствии

в семье родилось ещё 4 детей, но Наденька была «милой сестрицей» всю жизнь - иначе он её в своих книгах и не называл.
«Сестрицу я любил сначала больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем видеть ее и чувством жалости: мне казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать; я беспрестанно хотел одеть ее своим платьицем и кормить своим кушаньем; разумеется, мне этого не позволяли, и я плакал».

Образ Надежды Тимофеевны лег в основу неоконченной повести "Наташа" Аксакова, написанной в 1859 году. Она заняла одно из центральных мест в огромном эпистолярном наследии семейства Аксаковых.


Любимой игрой Сережи и Наденьки было составление из чурочек баш-ни. Сережа составлял, а сестренка, махнув рукой, разбивала башню, громко при этом хохотала и весели-лась. Они всегда были вместе, и в куклы играли вдвоём.

Когда Серёже шёл 3 год, у него родилась сестрёнка Наденька. Впоследствии в семье родилось ещё 4 детей,

Слайд 8«Ребёнок встречал отовсюду только любовь, ласку, заботливый уход… всем этим закладывалось

нежное зерно, из которого впоследствии развился его любвеобильный характер.»
Отец, не блиставший глубоким умом и обширным образованием, был тем не менее человеком неглупым и понятливым.Он знал много такого, от чего трепетало сердце мальчика. Он научил сына разводить костёр в открытой степи, вить лесу из конского волоса и снаряжать удочку, понимать крестьянские работы, разбирать язык птиц, зверей, лесов, полей, вод – язык природы. Но и книгой отец не пренебрегал: любил по вечерам всем читать вслух, обнаруживая при этом актёрское мастерство. Все очень любили эти семейные литературные вечера.


«Ребёнок встречал отовсюду только любовь, ласку, заботливый уход… всем этим закладывалось нежное зерно, из которого впоследствии развился

Слайд 9 Одним из самых сильных впечатлений детства стало созерцание «первообразной чистоты» природы

родного края. К Серёже в детстве был приставлен слуга (дядька) Евсеич, который стал его лучшим другом. Он ходил с мальчиком на охоту, на рыбалку, познакомил его с удивительным миром природы, научил её любить. «Клев начался в ту же минуту; беспрестанно брали средние окуни и подлещики, которых я еще и не видывал. Я пришел в такое волнение, в такой азарт, как говорил Евсеич, что у меня дрожали руки и ноги и я сам не помнил, что делал.» «Но мне захотелось действовать самому, то есть самому манить перепелов. Бить в дудки заранее учил меня Федор, считавшийся в этом деле великим мастером, и я тотчас подумал, что я сам такой же мастер.»

Слайд 10Восторженные строки о Башкирии читаем в его произведениях: «Семейная хроника», «Детские

годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» или «Записки об уженье рыбы». В них выражается горячая любовь к Башкирии, глубокое уважение к её народу.
«Прекрасен ты, чудесный край! Светлы и прозрач-ны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои — Кандры и Каратабынь. Многоводны и многообильны разнообраз-ными породами рыб твои реки, то быст-ротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то, и светло и тихо, незаметно катя-щиеся по ковылистым степям твоим, подобным яхон-там, нанизанным на нитку...»
« Чудесной растительностью блистают твои туч-ные, черно-земные, роскошные луга и поля... Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные бор-ти твои, занося их душистым липовым медом».
«Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная и гористая твоя полоса, особен-но последняя, по скату Уральского хребта, всеми ме-таллами богатая, золотоносная сторона!»
Восторженные строки о Башкирии читаем в его произведениях: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской

Слайд 11Позднее, уже из Подмосковья, куда переселился Сергей Тимофеевич, родные места виделись

ему такими:
В наш дикий край лечу душою:
В простор степей, во мрак лесов,
Где опоясаны дугою
Башкирских шумных кочевьёв,
С их бесконечными стадами -
Озёра светлые стоят,
Где в их кристалл с холмов глядят
Собравшись кони табунами…
Или где катится Урал
Под тению Рифейских скал!
Обильный край, благословенный!
Хранилище земных богатств!..
Позднее, уже из Подмосковья, куда переселился Сергей Тимофеевич, родные места виделись ему такими:В наш дикий край лечу

Слайд 12Ещё одним сильным впечатлением детства было несправед-ливое отношение помещиков к крестьянам.

Серёжа Аксаков знал, что как помещикам ему и его близким полагается вла-деть другими людьми и пользоваться их трудом. Но почему иногда его близкие или соседи-помещики так бесчеловечно относятся к людям, которые их кормят и заботятся о них.
Всё это не укладывалось в свойственные ребёнку ясные и чёткие понятия добра и зла.

"А хочешь посмотреть, Сережа, как бабы молотят дикушу (гречу)?" - спросил отец.
Разумеется, я отвечал, что очень хочу, и мы поехали. Еще издали заслышали мы глухой шум, похожий на топот многих ног, который вскоре заглушился звуками крикливых женских голосов.
"Вишь, орут, - сказал, смеясь, Евсеич, - ровно наследство делят! Вот оно, бабье-то царство!"

Ещё одним сильным впечатлением детства было несправед-ливое отношение помещиков к крестьянам. Серёжа Аксаков знал, что как помещикам

Слайд 13ГИМНАЗИЯ
Пришло время Серёже поступать в гимназию. В декабре 1800 г.
семейство Аксаковых

двинулось в Казань. А в январе 1801 г. Серёжу проэкзаменовали и приняли в одну из лучших на то время в России гимназию.
Домашний ребёнок 10 лет оказался среди шумной необузданной мальчишеской ватаги. Резкое отторжение от родительского теплого гнезда, сменившегося холодной атмосферой казённого заведения вызвало у мальчика тяжёлое нервное расстройство. Через 1,5 года мать вынуждена была забрать сына из гимназии домой. Когда Серёжа поправился, его вновь привезли учиться, но уже своекоштным учеником. Жил он на квартире и учился за счёт родителей.

Интереса ученик к точным наукам не проявлял. Выучил французский язык, познакомился с произведения-ми писателей классицизма и сенти-ментализма. Большое влияние на литературное развитие Аксакова-гимназиста сыграли его учителя литературы, особенно Ибрагимов. «Он первый ободрил меня и толкнул на настоящую дорогу». Со своим другом А.Панаевым Аксаков увлёк-ся театром, посещал спектакли.

ГИМНАЗИЯПришло время Серёже поступать в гимназию. В декабре 1800 г.семейство Аксаковых двинулось в Казань. А в январе

Слайд 14В университете Аксаков попробовал себя «на поприще бумагомаранья»: сочинил
статью «Дружба» и

стихи. Произведения эти обличали сентиментальные краски в лирике того време-ни. Студенты под руководством преподавателя Ибрагимова создали Общество вольных упражне-ний в российской словесности со своим «Журналом текущих дел», где печатали свои произведе-ния. Возросло увлечение Аксакова театром. Студенты основали свой университетский театр, в труппу которого входил и Аксаков.
В 1807 году по собственному желанию оставил университет. Всего 2,5 года длилось его университет-ское обучение. «Всю мою жизнь чувствовал я недостаточность научных знаний, и это много мешало мне и в служебных делах, и в литературных занятиях.» Только обширной начитан-ностью в художественной литературе – русской и западной – мог похвастаться студент Аксаков.

УНИВЕРСИТЕТ
В ноябре 1804 г. Александр I подписал грамо-ту об открытии Казанского университета.
Для первого курса отобрали около 40 студен-тов из числа способных гимназистов. В их числе оказался и Сергей Аксаков. Это вызвало прилив энергии у юноши, пробу-дило новые ощущения. Всё сильнее чув-ствовал он интерес к литературе, к искусству, всё больше определялся гума-нитарный настрой его ума. Литературе сентиментализма он предпочитал произ-ведения классицизма. В страстных спорах с товарищами – студентами он всеми си-лами отстаивал это направление.

В университете Аксаков попробовал себя «на поприще бумагомаранья»: сочинилстатью «Дружба» и стихи. Произведения эти обличали сентиментальные краски

Слайд 15 А.С.Шишков

Я.Е.Шушерин Г.Р.Державин

В ПЕТЕРБУРГЕ И МОСКВЕ
Зимой 1807 г. семейство Аксаковых отправилось в Москву, а весной - в Петербург, чтобы определить Сергея на службу.
Зачислили его переводчиком в Комиссию составления законов, где работал помощником редактора Карташевский Г.И.,бывший его учитель в универси-тете, большой друг семьи Аксаковых. Целыми днями переводил Сергей слу-жебные бумаги с французского на русский. Затем юноша перевёлся в директор-скую канцелярию (в Письмоводство). Работа не увлекала Аксакова, и в конце 1810 г. он поступил в другое учреждение – Экспедицию о государственных доходах.
В Петербурге Сергей со старшим братом Николаем жил самостоятельной жизнью: до обеда работал в комиссии, вечером посещал театры, делал визиты к писате-лям и артистам, с которыми завёл дружбу. Жизнь художественная, литератур-ная, театральная занимала его больше, чем служба. Общался в это время с адмиралом Шишковым, вождём русского направления в литературе, петер-бургским знаменитым актёром Шушериным, Г.Р.Державиным, непререкаемым авторитетом в литературе, который поведал Аксакову о юном Пушкине, и др. литераторами. Они сыграли огромную роль в становлении личности С.Т.Аксакова и в формировании его литературного таланта.

А.С.Шишков            Я.Е.Шушерин

Слайд 16 Загоскин М.Н.

Шаховской А.А.



В 1816 г. в Петербурге Аксаков завя-зал связи с писателем и драматур-гом Загоскиным М.Н., драматургом и поэтом Шаховским А.А. Впоследствии эти знакомства переросли в тесную дружбу.

Годину наполеоновского нашествия Аксаков провёл в родительском имении
в Оренбургской губернии.

В 1815 году Аксаковы прожили в Москве несколько меся-цев. Город ещё не оправился от беды, и у писателя оста-лось в памяти лишь «бесконечное, печальное пожарище». В этот приезд он познакомился с писателем, теоретиком и историком литературы, профессором Московского универ-ситета Мерзляковым А.Ф. и актёром Мочаловым С.П.

Мерзляков А.Ф. Мочалов С.П.

Загоскин М.Н.

Слайд 17ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДЕБЮТ
Первые литературные опыты С.Т.Аксакова были скромными и располагались в стороне

от главного движения литературы.
Обстоятельства привели писателя не к поднимающейся волне романтизма в лице Жуковского и не к «Арзамасу», обществу, объединившему самые свежие и плодоносные силы, в том числе и Пушкина, а к их ярым противникам, объединившимся в «Беседе любителей русского слова».
Ранние его произведения, по выражению самого писателя, были написаны «без всяких претензий на литературное достоин-ство».
Это басня «Три канарейки» (она появилась в 1812 г. в журнале «Русский вестник» в Москве), это стихотворение «Песнь пира» (опубликовано в 1815 г. в Казани в «Трудах Казанского общества любителей отечественной словесности»), это послание «А.И.Казначееву» (Москва, сентябрь,1814»).
Но более удачными оказались переводы Аксакова (трагедия Шиллера «Дон-Карлос», комедия Мольера «Школа мужей»,
трагедия Софокла «Филоктет» с французского перевода Лагарпа)
В своём кругу Аксаков-литератор добился некоторой известности, заслужил похвалы. К своим литературным занятиям писатель относился серьёзно и делал всё, что мог. Другое дело, что возможности его ещё были ограниченными.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДЕБЮТПервые литературные опыты С.Т.Аксакова были скромными и располагались в стороне от главного движения литературы. Обстоятельства привели

Слайд 18Церковь Симеона Столпника
ЖЕНИТЬБА

В конце 1815 г. Сергей Аксаков всё чаще посе-щает

дом генерала Заплатина на окраине Москвы. Ему очень нравится 22-летняя дочь генерала Ольга. Она унаследовала от своей матери, пленной турчанки Игель-Сюмы, редкую, оригинальную красоту и тонкую, чувствительную душу. Мать её рано умерла, поэтому росла она в обществе старого воина-отца. От него она «почерпнула дух доблести, неумолимость долга, целомудренность, от-вращение от всего грязного, правдивость, презрение к удовольствиям, чистосердечие, любовь к поэзии, стремление ко всему воз-вышенному».
Чувство Сергея к этой девушке пробуждалось постепенно, медленно, но, разгоревшись, объяло всё его существо. Он влюбился «не на шутку, а так, как нынче не умеют влюб-ляться: от макушки до пяток».
Бракосочетание состоялось 2 июня 1816 г. в церкви Симеона Столпника на Поварской.
А после свадьбы молодожёны отправились на долгих в заволжское имение Ново-Аксаково.
Церковь Симеона СтолпникаЖЕНИТЬБАВ конце 1815 г. Сергей Аксаков всё чаще посе-щает дом генерала Заплатина на окраине Москвы.

Слайд 19НОВАЯ СЕМЬЯ
Поселились молодожёны в старом доме, что построил ещё дед писателя

С.М.Аксаков. Так возникла «пре-емственность двух семейств, переходящих в… третью, - через посредство внука и сына», то есть Сергея Тимофеевича. Всё повторилось: и страстная любовь к молодой жене, и нетерпеливое ожидание ребёнка, и трепетное нежное чувство к новому крохотному сущест-ву.
29 марта 1817 года у Аксаковых родился первенец – сын Константин. «Со своею страстною натурой Сергей Тимофеевич страстно отдался чувству отца и почти буквально заменял для своего сына-первенца няньку. Ребёнок засыпал не иначе как под его баюканье»
В следующем году жена родила ему дочку (ребёнок умер в раннем возрасте от простуды), а через год, 17 февраля 1819 г., - вторую. Дочку назвали Верой. Ещё через год,
4 января 1820 г., родился второй сын, Гриша.Он оказался очень похож на своего прадеда Степана Михайловича – «голубыми глазами и шириной склада».
В старом доме становилось тесновато, неудобно, к тому же начались трения между молодым и старым поколения-ми, то есть родителями Сергея Тимофеевича.
И в 1821 году Тимофей Степанович согласился наконец выделить сына, передав ему село Надеждино в Белебе-евском уезде Оренбургской губернии, в ста верстах от Ново-Аксакова.



НОВАЯ СЕМЬЯПоселились молодожёны в старом доме, что построил ещё дед писателя С.М.Аксаков. Так возникла «пре-емственность двух семейств,

Слайд 20И.М.Долгорукий А.И.Писарев
ПОЕЗДКА В

МОСКВУ
Но прежде чем поселиться в своей вотчине, молодые решили всей семьёй съездить в Москву. Здесь они провели зиму и весну 1820-1821 годов.
Сергей Тимофеевич с головой погрузился в литературную и театральную жизнь. Возобновились старые связи, воз-никли новые.
Среди новых знакомых Аксакова были А.И.Писарев (талант-ливый водевилист), И.М.Долгорукий (поэт, автор сатир). Общительный и увлекающийся, Сергей Тимофеевич сплотил вокруг себя тесный творческий кружок. В его маленькой квартирке на Сенной бывали многие поэты и писатели. Здесь читали новые произведения. Заучивали роли, спорили, играли допоздна в карты. Не замечали тесноты и неудобства.
Весною 1821 года здесь, на Сенной, у Аксаковых родился 5-й ребёнок – дочь Ольга.
Новая жизнь увлекла и жену Аксакова, чьи высокие устрем-ления и интерес к литературе наконец-то стал получать пищу.
Сергей Тимофеевич продолжил свои литературные занятия. В 1821 г. отдельным изданием вышел его перевод Х сатиры французского писателя Буало.
8 марта 1821 года С.Т.Аксакова признали писателем: еди-ногласно избрали в действительные члены Общества любителей словесности при Московском университете.
И.М.Долгорукий         А.И.ПисаревПОЕЗДКА В МОСКВУНо прежде чем поселиться в своей

Слайд 21

В НАДЕЖДИНО Летом из-за тяжёлых материальных обстоятельств Сергей Тимофеевич со всем семейством отправился в свою вотчину, в Надеждино, где прожил безвыездно до осени 1826 года. Здесь Аксаковым пришлось испытать немало бед: сгорел господский дом, умерло трое их де-тей (родившаяся ещё в Аксакове девочка и двое ново-рождённых сыновей). Но семья продолжала расти: появи лось на свет ещё двое мальчиков – Иван (1823 г.) и Миша (1824 г.) Но надежды поправить денежные обстоятель-ства не оправдались; на прибыльные, но рискованные операции Аксаков не решался. Не было у молодого поме-щика и хозяйской сметки в земледелии, поэтому семья жила трудно. Зато полным ходом шла жизнь литературная, худо-жественная, артистическая. Много читали, причём вслух, декламировали. Сергей Тимофеевич попробовал себя в критике: написал разбор трагедии «Федра», который был опубликован в журнале «Вестник Европы». Это было на-чалом его литературно-критической деятельности, кото-рая была успешнее, чем поэтическая. Литературные занятия перемежались охотой и рыбал-кой,дальними увлекательными прогулками. Дети по мере взросления приобщались к интересам родителей.
В НАДЕЖДИНО

Слайд 22МОСКОВСКИЙ ЖИТЕЛЬ
Материальные обстоятельства семьи не поправились, и Аксаковы решили оставить деревню.

Нужен был постоянный заработок. В сентябре 1826 г. всё семейство, включая 6-ых детей, выехало в Москву. Назад решили не возвращаться. Сергей Тимофеевич навсегда стал московским жителем. Лишь наездом, всего 3 раза навещал он потом родные места. Как отразились события 14 декабря 1825 г. на Аксакова неизвестно. Заметного влияния декабристская эпопея на Аксакова не имела. Он был далёк от радикальных и тем более революционных взглядов.
Поселились Аксаковы в доме друга Сергея Тимофеевича А.А.Кавелина. В театре Аксаков встретил старых друзей, познакомился с композитором А.Н.Верстовским и актёром М.С.Щепкиным.
Счастливый случай помог Аксакову устроиться на службу и получить возможность постоянного заработка. Адмирал Шишков, давний друг Аксакова, стал министром народного просвещения. Он помог Сергею Тимофеевичу получить место цензора в Московском цензурном комитете под председательством князя В.П.Мещерского.
Семья часто меняла квартиры. Менялись адреса, но не менялись друзья и знакомые, их круг только расширялся. Появились новые имена: актёр П.С.Мочалов, математик П.С.Щепкин, физик, философ, агроном М.Г.Павлов, историк, журналист М.П.Погодин и др. Установился постоянный день для встреч – суббота. Сначала гости «сытно обедали», потом засиживались до поздней ночи. К Сергею Тимофеевичу тянулись люди, потому что он умел дружить и жертвовал «для всякого, кого любил».
Детей в доме Аксаковых не изолировали от взрослых во время серьёзных разговоров. Дети были в курсе всех новостей и дел знаменитых гостей, тоже с ними подружились.
Весной и летом семья выезжала на дачу в Богородское. На фоне Заволжья природа Подмосковья казалась Аксаковым бедной и скудной. Сергей Тимофеевич учил детей так же любить природу, как когда-то его учил отец. Старшие мальчики с удовольствием рыбачили и очень радовались, когда удавалось им поймать крупную рыбину.
Семейство Аксаковых тем временем росло. В Москве родились ещё 4 дочери: в 1829 г. – Надя, в следующем году – Люба, через год – Маша, потом – Софья. Теперь в семье было 10 детей. Дни рождения и именины Аксаковы праздновали круглый год. Дети были очень дружны между собой, старшие постоянно придумывали новые игры и с удовольствием играли с младшими. Большин-ство игр были навеяны стародавними преданиями о героических деяниях предков.


МОСКОВСКИЙ ЖИТЕЛЬМатериальные обстоятельства семьи не поправились, и Аксаковы решили оставить деревню. Нужен был постоянный заработок. В сентябре

Слайд 23 Года через 2 после переезда в Москву началась

его регулярная критическая деятельность. В журнале М.П.Погодина «Московский вестник», а позднее в надеждинской «Молве» Аксаков выступал со статьями, обзорами, заметками, посвящёнными различным событиям литературной, а особенно театральной жизни. Художественными авторитетами для Аксакова были актёр М.С. Щепкин и поэт А.С.Пушкин. В «Московском вестнике» писатель давал своё понимание щепкинского таланта: «В его игре восхищаются чем? Смешными местами и сильным огнём. Не смотрят на то, что Щепкин - творец характеров в своих ролях, что цельность их всегда предпочитает пустому блеску… Щепкин – мученик каждой новой роли». С Пушкиным Сергей Тимофеевич познакомился лично. Это произошло за завтраком у Погодина в марте 1829. Но сближения между ними не произошло. Весьма холодно отозвался Аксаков в то время и о новом произведении поэта – поэме «Полтава». Но вскоре с большим уважением о Пушкине Аксаков написал потом на страницах «Московского вестника»: «Он (Пушкин) имеет такого рода достоинства, какого не имел ещё ни один русский поэт-стихотворец». Литературный вкус Аксакова к концу 1820-х – началу 30-х гг. оттачивается, его взгляды развиваются. Но он по-прежнему против романтизма. Это объясняется тем, что в юности писатель получил эстетическое образование – классическое.

М.П.Погодин Н.И.Надеждин

Года через 2 после переезда в Москву началась его регулярная критическая деятельность. В журнале

Слайд 24 ПЕРИПЕТИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ БОРЬБЫ В литературных схватках и журнальных баталиях в то время

С.Т. Аксаков занимал непростую позицию, которая определилась воззрениями той среды, в которую он попал по возвращении в Москву. Литературные репутации Державина, Карамзина, Дми-триева не вызывали в нём сомнения. Эти великие мастера слова оставались для него авторитетами. В своих театральных рецен-зиях на страницах «Московского вестника» и «Галатеи» он, как и его друзья Загоскин и Писарев, защищал актёров и писателей, приверженцев классицизма, от нападок прогрессивного журна-листа Николая Полевого (издателя ж-ла «Московский телеграф»), который считал классицизм отжившим явлением, а романтизм со-временным и прогрессивным. Особенно острая полемика развернулась вокруг имени драматурга Шаховского. Эта полемика зашла слишком далеко и превратилась в самую настоящую борьбу. Раздражение Аксакова было настолько велико, что, узнав об избрании Полевого в Общество любителей русской сло-весности, объявил о своём выходе «из членов». А ведь совсем не-давно он гордился избранием в это общество. Полемика с Полевым обернулась для Аксакова ещё одной неприятной стороной. Противники заговорили о том, что Аксаков до сих пор ещё не написал ничего выдающегося, что приобрело бы силу художественного авторитета. И эта правда огорча-ла писателя.

Н.А.Полевой

ПЕРИПЕТИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ БОРЬБЫ В литературных схватках и журнальных баталиях в то время

Слайд 25НЕМИЛОСТЬ ВЛАСТЕЙ И литературная, и служебная деятельность Сергея Тимофеевича поставила его в

натянутые отношения с властями. Произошло это незаметно, но закономерно. Николаевскому режиму становились неугодными не только революционеры и радикалы, но просто люди честные, гуманные, каковым всегда был Аксаков. В Петербурге и Москве Аксакову доводилось сталкиваться с высшими чиновниками. Он хорошо знал, как здесь ведутся дела, как устраиваются карьеры. У прямодушного Аксакова это вызывало горечь и возмущение, которые однажды выплеснулись на страницы журнала «Московского вестника». Он написал очерк «Рекоменда-ции министра» - без подписи. В очерке Аксаков писал, что долж-ности предоставляются не в интересах дела, а для угождения, по протекции, и сам министр не оставляет исключения. Очерк был вы-держан в духе сатирических традиций ХVIII века. Очерк вызвал неудовольствие властей. В нём узнавали реальные лица, даже называли фамилии. Цензора, пропустившего очерк, аре-стовали, а от редактора ж-ла Погодина потребовали рассекретить фамилию автора. Аксаков, чтобы не усугублять вину других, при-знался сам. Этот смелый и «благородный вызов» стоил писателю многих неприятностей: возбудил недовольство Николая I. Москва начинала тяготить Аксакова. Он устал от несправедли-вости и борьбы и всё больше тосковал по вольной и спокойной жизни на родине. Противны мне брега Невы, Да и развалины Москвы!

Император Николай I

В 1832 г. Сергей Тимофеевич лишился своего места в цензурном ведом-стве по многим несправедливым и бесчестным причинам, которые вконец оскорбили его и ввели в подавленное состояние. Аксаков не был ни радикалом, ни даже либералом. Он верил, что, опираясь на честные законы, мож-но добиться справедливости и правды. Отставку он пережил достойно и мужественно.

Поверь, во мне достанет сил
Перенести царя неправость,
А возбуждать людскую жалость
Я не люблю – и не любил.

Спокоен я в душе моей,
К тому не надобно искусства;
Довольно внутреннего чувства,
Сознанья совести моей.


НЕМИЛОСТЬ ВЛАСТЕЙ И литературная, и служебная деятельность Сергея Тимофеевича поставила его в натянутые отношения с властями. Произошло

Слайд 26 ВСТРЕЧА С ГОГОЛЕМ Н.В. Отстаивая много лет позиции классицизма, С.Т.Аксаков

одним из первых приветствовал могучее дарование Н.В.Гоголя. Их знакомство состоялось весной 1832 г. Журналист Погодин привёз Гоголя домой к Аксакову. Он знал, что Сергей Тимофеевич читал «Вечера на хуторе близ Диканьки» и уже заочно полюбил автора. Личное знакомство положило начало (хотя, правда, далеко не сразу) тесным дружеским отношениям Гоголя с семьёй Аксаковых, продолжавшимся до самой его смерти. Привязавшись к Гоголю-человеку, Аксаков в особенности чтил Гоголя-художника, с любовью следил за ростом его таланта. Аксаков стал неизменным ценителем всех художественных произведений Гоголя: «явился великий художник с глубоким и важным значением». Но когда творчество любимого им писателя приняло религиозно-проповедническое направление, он счёл долгом совести не скрывать от него своих опасений: «Я боюсь, как огня, мистицизма, а мне кажется, он как-то проглядывает в вас… Терпеть не могу нравственных рецептов, ничего похожего на веру в талисман… Вы ходите по лезвию ножа! Дрожу, чтобы не пострадал художник!» Гоголь сыграл огромную роль в развитии литературной деятельности С.Т.Аксакова. Советы и поощрения Гоголя, его творчество своим художественным реализмом помогло Аксакову отказаться от устарелых литературных понятий.

Н.В.Гоголь

ВСТРЕЧА С ГОГОЛЕМ Н.В.    Отстаивая много лет позиции классицизма, С.Т.Аксаков одним из первых

Слайд 27 НОВАЯ СЛУЖБА И ЛИТЕРАТУРНЫЙ УСПЕХ С 1834 по 1839

год Аксаков служил сначала инспек-тором, а затем директором Константиновского меже-вого института (землемерной школы). Поступление Аксакова на службу совпало со значительным событием в его творчестве: написал очерк «Буран», появившийся в «Деннице» в 1834 г. Всего 7 страничек небольшого журнального формата, но очерк перевесил всё написанное до сих пор. Литературные «враги» Аксакова в лице Н.Полевого и его журнала «Московский телеграф» отметили высокое мастерство автора «Бурана», не зная, что произведение принадлежит перу Аксакова. «Какова же была досада господина Полевого, когда он узнал имя сочинителя очерка!» Но самое главное в судьбе «Бурана» то, что он при-влёк внимание Пушкина. Более чем вероятно, что для описания бурана в «Капитанской дочке» Пушкин об-ратился к описанию бурана Аксаковым.

Константиновский межевой институт

НОВАЯ СЛУЖБА И ЛИТЕРАТУРНЫЙ УСПЕХ   С 1834 по 1839 год Аксаков служил сначала инспек-тором,

Слайд 28 В 1837 г. у Аксакова умирает отец. Сергей Тимофеевич

становится достаточно обеспеченным, чтобы не думать о службе и зажить состоятельным помещиком. В 1843 г. он покупает подмосковное имение Абрамцево. На поросших густым кустарником берегах тихой и тёмной Вори находит полное удовлетворение любовь Аксакова к природе и его страсть удить рыбу. В Абрамцево съезжаются многочисленные друзья аксаковской семьи: Гоголь, Турге-нев, Загоскин и др. Друзья знали Сергея Тимофеевича как блестящего рас-сказчика. Гоголь с напряженным вниманием по целым вечерам вслушивался в рассказ Аксакова о заволжской природе и о тамошней жизни, угадывал в рассказчике незаурядного писателя и настойчиво убеждал его взяться за перо. Большой любитель птиц и рыболов, Аксаков задумал для начала издать записки об уженье и охоте. За широким двором усадьбы находился довольно глубокий Верхний пруд, в котором водились караси. Здесь С.Т.Аксаков часами просиживал с удочкой в руках, часто с сыном Константином.

С.Т.Аксаков

В 1837 г. у Аксакова умирает отец. Сергей Тимофеевич становится достаточно обеспеченным, чтобы не думать

Слайд 29

В 1844 году он писал Н.В.Гоголю: "Я затеял написать книжку об

уженье не только в техническом отноше-нии, но в отношении к природе вообще. . . Надеюсь, что эта книжка не только будет приятна охотнику удить, но и всякому, чье сердце открыто впечатлениям раннего утра, позднего вечера, роскошного полдня".
В 1847 году в кабинете старого дома была закончена пер-вая книга С.Т.Аксакова— „Записки об уженье". Она сразу же нашла отклик у широкого круга чита-телей.
Эта книга содержит множество подробностей, интерес-ных лишь для специалистов, но написанных так, что невольно заражают и неискушённого читателя, заставляя его разделять ожидания, успехи и неудачи охотника или рыболова.
А как Аксаков описал пейзажи! «Пышет знойный пол-день. Совершеннейшая тишина. Не колыхнёт зелё-ный, как весенний луг, широкий пруд, затканный травами, точно спит в отлогих берегах своих; камы-ши стоят неподвижно. Материк и чистые от трав про-токи блестят, как зеркала: всё остальное простран-ство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То ярко-зелёные, то тёмноцветные листья стелются по воде, но глубоко ушли корни их в тинистое дно…»
В 1844 году он писал Н.В.Гоголю:

Слайд 30 Вслед за "Записками об уженье" появляются "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»(1852

г.) и «Рассказы и воспоми-нания охотника» (1855 г.), в которых автор ярко и увлекательно рассказывает о жизни птиц, вос-создает незабываемые картины русской природы. «Стоит только увидеть селезня или заслышать его призывное, впрочем весьма тихое, покрякива-нье,— добыча верная: он непременно подпустит стрелка в меру или как-нибудь налетит на него, кружась около одного и того же места.— Наконец, для селезней наступает время линьки, и они также скрываются в крепкие места, в те же камышистые пруды и озера, что продолжается с половины июня почти до исхода июля. В это время только холостые утки, еще не начинавшие линять, изредка попадаются охотникам…» «Хотя утка слишком обыкновенная, а потому и не очень завидная дичь, но осеннюю стрельбу ее я вспоминаю с большим удовольствием. Притом это первая птица, с которою знакомишься, начиная стрелять, от которой некогда сильно билось моло-дое сердце страстного охотника, а впечатления детства остаются навсегда.»


Вслед за

Слайд 31 В Абрамцеве Аксаков написал и самую значительную свою книгу — автобиографическую

трилогию: "Семейная хро-ника", "Детские годы Багрова-внука" и "Воспоминания". По своим художественно-литературным особенностям три новые произведения наиболее отвечают жанру художест-венных мемуаров. Материалом для них послужили семейные рассказы. Наибольшим количесвтом сведений он был обязан матери. Это понятно. «Несмотря на мой детский возраст, - рассказывает Аксаков, - я сделался другом матери, её поверенным, и узнал много такого, чего не мог понять, что понимал превратно и чего мне знать не следовало.» Отдельные подробности мог почерпнуть Аксаков из рассказа отца и, вероятно, своего дядьки Евсеича. Это история трех поколений семьи Аксаковых, изобра-женной под именем Багровых. Героями его произведений были родственники, друзья, крестьяне окрестных деревень, он сам. Книги принесли ему известность и навсегда вписали имя Аксакова в история русской литературы.
В Абрамцеве Аксаков написал и самую значительную

Слайд 32 В последние годы жизни Сергей Тимофеевич вспомнил из своего детства

ключницу Пелагею, которая во время его болезни рассказывала ему замечательную сказку "Аленький цветочек». Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова-внука": "Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу", "Иванушку-дурач-ка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча". Аксаков записал «Аленький цветочке по памяти. Впервые сказка была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.
В последние годы жизни Сергей Тимофеевич вспомнил из своего детства ключницу Пелагею, которая во время его

Слайд 33

Гостем абрамцевского дома был и великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев,

с которым Аксаков познакомил-ся в 1849 году. Впервые Тургенев приехал в Абрамцево в мае 1854 года. М.П.Погодин, гостивший в то время у Аксаковых, вспоминает:
". . . И вот в один, действительно прекрасный день, погромыхивая колокольцами, подкатила четверка ямских в коляске, и из нее вышел молодой еще совсем человек . . .
Нужно ли говорить, какое обаяние одно только имя Ивана Сергеевича производи-ло на нас, молодежь, как мы зачитывались его произведениями и знали их чуть ли не наизусть, а тут он сам живой . . .»
Время проходило в беседах о литературе и искусстве, в интересных спорах. Несмотря на большую разницу в возрасте, писателей связывала друг с другом любовь к природе и охоте.
Гостем абрамцевского дома был и великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, с которым Аксаков познакомил-ся в 1849

Слайд 34ПОСЛЕДНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Последняя книга Аксакова, вышедшая при его жизни, - «Литератур-ные и

театральные воспоминания» (1858 г.) – представляет гораздо более узкий интерес. Она содержит материал из биографии писателя для истории литературно-театральной жизни его эпохи. С 1857 года мучительная болезнь одолевает С.Т.Аксакова. Живя осенью в Абрамцеве, он вынужден отказаться от своего любимого уженья и с тоской посматривает из окна на знакомые «коряги» и «ершовые» места. Но если Аксаков-рыболов сдался перед неумоли-мой силой недуга, то Аксаков-писатель не сдаётся. Он начинает повесть «Наташа», в которой намеревается описать судьбу своей сестры, верной подруги его детских лет. Повесть осталась неокон-ченной. Тот же, прежний Аксаков-рыбак и охотник, предстаёт перед чита-телем в рассказе, связанном с его студенческими воспоминаниями, - «Собирание бабочек». Лучшее в нём- это, конечно, «рисунки» самих бабочек, отличающиеся пёстрым богатством словесных красок и оттенков. В новогоднем номере газеты «Русский дневник» за 1859 г. появ-ляется мастерски набросанный Аксаковым «Очерк зимнего дня». Это опять-таки страничка из личных воспоминаний. В описании зимнего рассвета, постепенно обрисовывающего предметы в комна-те, чувствуется большой художник в полной силе своего дарования. Очерк- последнее произведение писателя, продиктованное им за 4 месяца до смерти.

Н.Т.Аксакова (Карташевская)

ПОСЛЕДНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Последняя книга Аксакова, вышедшая при его жизни, - «Литератур-ные и театральные воспоминания» (1858 г.) –

Слайд 35 Сергей Тимофеевич Аксаков умер 30 апреля 1859 года в третьем часу

ночи. Жена, дети, друзья на руках отнесли гроб к Симонову монастырю. Собралось много народу. «Весеннее солнце освещало едва зазеленевшие деревья и поля; в воздухе чувствовалось первое дыхание весны, оживляющей природу, с обновлением которой скрылся от нас навек тот, кто так любил и понимал красоту божьего мира», - вспоминал присутствующий на похоронах писатель М.Н.Лонгинов. Современный читатель найдёт в литературном наследии Аксакова живую картину жизни русского народа. Правдивость описаний, любовь к родной природе, своему народу, мастерство в изображении, богатство и полнозвучность языка упрочили за Аксаковым неоспоримое место в ряду русских писателей-реалистов ХIХ века.

Москва. Симонов монастырь.

Надгробие на могиле С.Т.Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков умер 30 апреля 1859

Слайд 36 В своих произведениях С.Т.Аксаков никак не отразил бурные исторические

события, которые происходили в то время в нашей стране. Для него всегда главным в жизни была его многочисленная семья (у писателя было 14 детей), друзья, Родина. Он им «пел любовь» на своей тихой лире. Он умел любить и в своих детях воспи-тывал это же чувство. Любовь у Аксаковых – была черта семейная. Поэтому в их доме всегда было тепло и уютно, а двери распах-нуты для добрых друзей. Не зря у его детей уже в раннем возрасте обнаруживалось при-страстие ко всему родному. Трое его детей (Константин, Иван и Вера) стали известны-ми общественными деятелями, писателями-славянофилами, которые боролись за сохранение основ русской народной жизни.

Константин Сергеевич Аксаков

Иван Сергеевич Аксаков

Вера Сергеевна Аксакова

В своих произведениях С.Т.Аксаков никак не отразил бурные исторические события, которые происходили в то время

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть