Слайд 1Разделите буквы на русские и английские
PЕUСGЕAНcИhНeV
Замок временем скрыт и укутан, укрыт
В
нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло.
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло -
И оно свои тайны отдаст.
Презентацию выполнила
Стулова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 2 г. Чехова Московской области
Слайд 2Историческая тема
в творчестве С.А. Есенина
Поэма «Пугачев»
Слайд 3
Эпиграф:
Кто ты, странник?
Что бродишь долом?
Что тревожишь ты ночи гладь?
С. Есенин «Пугачев»
Слайд 4Цели:
«Увидеть» Пугачева глазами С.Есенина. Каким изображает Есенин предводителя восстания в
поэме «Пугачев»? Сравнить с образом Пугачева в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина и фольклоре.
Развивать способности высказывать свое мнение и аргументировать его.
Воспитывать интерес к истории и самостоятельному чтению.
Слайд 5В 1921 г. Русский поэт
С. Есенин создаёт
трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени.
Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва?
Почему в своё время это привлекло внимание
А.С. Пушкина?
Сергей Александрович Есенин
(1895 – 1925)
Слайд 6
Обратимся к датам:
1773–1774 гг.
завершена работа над “Историей Пугачева».
1825 г.
1833
г. ноябрь
такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал
Пушкин.
19 октября 1836 г.
восстание Пугачева
восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина
Слайд 7Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря
на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины?
1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.
1921 г. - С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.
Слайд 8
Вывод:
Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей
трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.
Слайд 9Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии?
Почему пишет не
о современнике, а о Пугачёве?
Помимо объективных причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство”.
Слайд 10Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае
немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина.
В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.
Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.
Слайд 11Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала:
“ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, - утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.
Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину. “Почти гениальный человек” - это ли не “страсть к преступившему”? Один, против всех и без всех, осознавший свою свободу принимать решения, вести за собой и платить собой.
Слайд 12
Кто же Пугачев:
народный герой, баловень судьбы или
бунтовщик-разбойник?
Надо мною -
тишина,
Небо, полное дождя,
Дождь проходит сквозь меня,
Но боли больше нет.
Под холодный шепот звезд
Мы сожгли последний мост,
И все в бездну сорвалось.
Свободным стану я
От зла и от добра…
Слайд 14Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым
Гринёву. Она же воспета Горьким в “Песне о Соколе”. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии С. Есенина.
Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая.
“У Пушкина Пугачёв получается какой-то зверский ребёнок, в себе – неповинный, во зле – неповинный”, - пишет М. Цветаева…
Столь же бесполезно обвинять во зле ветер… У Есенина человек тоже часть стихии, но иначе. Он знает, в чём его предназначение:
Каждый платит за лепту лептою…
Это буйствуют россияне!
Не беда, а нежданная радость
Упадёт на мужицкую Русь!
Слайд 15Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.
Бунтовщик – участник бунта.
Разбой – нападение с целью ограбления,
убийства.
Разбойник – человек, занимающийся разбоем
Слайд 16Народная песня
Емельян ты наш родный батюшка!
На кого ты нас покинул?
Красное солнышко
закатилось…
Как осталися мы сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать.
Слайд 17В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский
бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.
Слайд 18
В чем различие и в чем сходство между героем С.А. Есенина
и Пугачевым в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Слайд 19В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку
трагедии С. Есенина “Пугачёв”. Это первое сценическое воплощение произведения. (Автор обращался к Мейерхольду, но постановка так и не состоялась). В роли Хлопуши выступил В. Высоцкий.
запись монолога Хлопуши в исп. В. Высоцкого.
Знаменитый монолог сопровождался броском голого тела на железную цепь, которая тут же отбрасывает его назад, на другую цепь. Это соприкосновение живой человеческой плоти с холодным металлом и есть знак трагедии. Весь монолог звучит под жуткий кандальный звон, а держат цепь не стражники, а орда вольных пугачёвских соратников.
Как можно объяснить этот режиссёрский ход?
Слайд 20В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними
сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким написана песня, соотнесённая с этой сценой.
Слайд 21Им только б здесь
Повоевать!
И главный есть -
Емелькой звать!...
- Да что ж
они –
Как мухи мрут,
Друг дружку бьют,
Калечут, жгут!...
- Ну что, Кузьма?
- А что, Максим?
- Чего стоймя
Стоим, глядим?
- Вопрос открыт:
И не смекнём,
Что за помост
И кто на нём?
Мы тоже так –
Не плачь, Кузьма, -
Кругом – бардак
И кутерьма!
И это – жисть,
Земной наш рай?!
Нет, хоть ложись
И помирай!
- Ну что, Кузьма?
- А что, Максим?
- Чего стоймя
Стоим глядим?
- Да вот глядим,
Чего орут, -
Понять хотим,
Про что поют…
- Теперь уж вовсе
Не понять:
И там висять -
И тут висять
Слайд 22Каково отношение народа (зевак) к происходящему?
Пушкин назвал бунт бессмысленным и
беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный.
Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала.
В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз вспомним, в чем она?
Можно ли есенинского Пугачёва назвать “зверским ребёнком”?
Почему гибнет Пугачёв?
Емельян предан своими казаками и казнён.
Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель?
Какова цена, которую пришлось заплатить за достижение её?
Оправдывает ли цель средства?
Слайд 23Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем
хруст ломаемых в теле костей…)
Очень значим в понимании ответа на этот вопрос монолог Бурнова:
Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть!
Эти птицы напрасно над нами вьются.
Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,
Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца.
Как же смерть?
Разве мысль эта в сердце поместится,
Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом?
Жалко солнышко мне, жалко месяц,
Жалко тополь над низким окном.
Только для живых ведь благословенны
Рощи, потоки, степи и зеленя.
Слушай, плевать мне на всю вселенную,
Если завтра здесь не будет меня!
Я хочу жить, жить, жить,
Жить до страха и боли!
Хоть карманником, хоть золоторотцем,
Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле,
Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!
Слайд 24“Роковая зацепка за жизнь” - вот та причина, которая толкнула казаков
предать своего вождя.
Презирает ли Пугачёв предавших его соратников?
Как же решается в трагедии вопрос о бунте?
“Смерть иль исцеление”?
Слайд 25
В романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем,
“что заставляет людей сжигать дома и убивать себе подобных” и, осознав закон исторической необходимости, писал:
“Мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам”.
Нет сомнения, что писатель говорит о нравственных законах. Признание ценности чужой жизни, любовь к Родине, ответственность за её судьбу – важнейшая необходимость.
Слайд 26В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего
месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.
Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь -
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
Слайд 27Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта
как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история.
Русский философ Н. Бердяев писал:
“Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”.
Слайд 28И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель - всегда презираем,
Враг
есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна -
И всегда на нее уповаем.
Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина,-
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
“Песня о времени” В. Высоцкого.
Слайд 29Заполните таблицу
Индивидуальное или парное задание: сравнить речь Пугачева в «Капитанской дочке»
Пушкина и в поэме Есенина. Сделать вывод.
Слайд 30сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
не понравилось…
меня удивило…
РЕФЛЕКСИЯ