Презентация, доклад Духовное развитие личности на уроках литературы.

Содержание

Что такое духовностьДуховностьБольшой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М1. Устремление человека к высшей реальности, связь с нею через реализацию божественной внутренней природы человека, его высшего «Я» и реализация этих высших принципов в повседневной жизни.

Слайд 1Духовное развитие личности на уроках литературы




Человек сам по себе глубок прежде

всего собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей.»
В. Распутин
Духовное развитие личности на уроках литературыЧеловек сам по себе глубок прежде всего собственной жизнью. Он иногда даже

Слайд 2Что такое духовность



Духовность
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
1.

Устремление человека к высшей реальности, связь с нею через реализацию божественной внутренней природы человека, его высшего «Я» и реализация этих высших принципов в повседневной жизни. 2. Состояние души человека, характеризуемое усвоением лучших достижений культуры и...
Духовность
Философский словарь
- Способность человека понимать других людей и проникаться к ним сочувствием. Духовность связана с ориентацией человека на высшие общечеловеческие ценности: любовь, доброту, сострадание, милосердие…, укоренение их в своей повседневной жизни.
Духовность
Философский словарь
нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность, наполненность духом творчества; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека.
Духовность
Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведова
- Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.


Что такое духовностьДуховностьБольшой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М1. Устремление человека к высшей реальности, связь

Слайд 3 Духовный опыт художественной литературы






Детство


Книги

Лучшие минуты жизни


Дневники


Духовный опыт


Письма


Природа

Духовный опыт художественной литературы         Детство КнигиЛучшие минуты

Слайд 4 Духовный опыт детства

Духовный опыт детства

Слайд 5 Мой сверстник в Великой Отечественной войне (по стихотворениям А.Т. Твардовского «Рассказ

танкиста» и К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»)

I. Звучит песня на стихи участника Великой Отечественной войны – А. Суркова «В землянке».
II. Беседа по вопросам.
- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Какая память о войне сохранилась в вашей семье?
Сочинения детей.
Просмотр документального фильма «Дети войны».
Чтение и анализ стихотворения «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского.
Каким чувством проникнуты строчки вступления о мальчишках на войне?
Как вы понимаете слово «бедовый»?
В каких строчках рассказано о подвиге мальчишки? Испытывал ли он страх?
Почему лирический герой – танкист испытывает чувство вины перед мальчонкой?

Мой сверстник в Великой Отечественной войне (по стихотворениям А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М. Симонова

Слайд 6
Чтение и анализ стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

- Какая картина мысленно встает перед нашим взором при чтении этого стихотворения?
- Что мы узнаем из стихотворения о судьбе мальчишки и его отца?
- Какими мыслями и чувствами проникнут этот рассказ?
- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Сообщения ребят, сопровождаемые презентацией «Пионеры- герои Великой Отечественной войны»

Чтение и анализ стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»    - Какая картина

Слайд 7
«Великие читатели» (чтение как духовный акт и творчество)



Личная библиотека
Составление библиографий
Великие

читатели
Возможность выбора
«Великие читатели» (чтение как духовный акт и творчество)  Личная библиотекаСоставление библиографийВеликие читателиВозможность выбора

Слайд 8«Великие читатели» (чтение как духовный акт и творчество)
1. Представление-визитная карточка творческих

групп :
«библиофилы»,
«экскурсоводы-библиотекари»,
«философы»,
«библиографы»,
«великие читатели».
2. Создание ситуации поиска. Работа с репродукциями картин (Н. Богданов-Бельский «Ученицы», М. Суздальцев «Анюта», Б. Неменский «В школе», «В. Хабаров «Портрет девочки»).
- Что мы узнаем, глядя на картины, о душевном мире этих детей?
-Какую композиционную и смысловую нагрузку несут в картинах книги?
- Почему в духовном опыте человека книги играют особую роль?

«Великие читатели» (чтение как духовный акт и творчество)1. Представление-визитная карточка творческих групп : «библиофилы»,«экскурсоводы-библиотекари»,«философы»,«библиографы»,«великие читатели».2. Создание ситуации

Слайд 9Роль книги в духовной жизни человека
- Как входят книги в духовный

опыт человека?

3. Выступление группы «библиотекарей». Сообщения ребят о своей домашней библиотеке с показом лучших книг и презентацией.

Роль книги в духовной жизни человека- Как входят книги в духовный опыт человека?3. Выступление группы «библиотекарей». Сообщения

Слайд 10О проблемах чтения
4. Выступление группы «библиографов».
5. Диалог «философов» о проблемах

чтения, поиск ответов на поставленные вопросы.
- Можно ли прожить без чтения?
- Могут ли телевизор и компьютер заменить чтение?
- Где взять время для чтения? Когда читать? (Урок Куинджи о свободном времени для самообразования. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1990, с.89.)
-Нужно ли заставлять читать?
(«Насильно прочитанная книга, все равно, что проглоченная муха»,- говорил Е. Н. Ильин.)
- Что читать, когда мир книг огромен?
(«Интеллигентному человеку достаточно библиотеки в 100 книг, но …эти 100 книг нужно отбирать всю жизнь…» (А. Блок).
- Как читать?

О проблемах чтения4. Выступление группы «библиографов». 5. Диалог «философов» о проблемах чтения, поиск ответов на поставленные вопросы.-

Слайд 11Великие читатели
Выставка читательских дневников учащихся (или выставка дневников разных периодов жизни

учителя).
6. Рассказы «великих читателей» о способах работы с книгой, о домашних библиотеках выдающихся людей.
Александр Сергеевич Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров. Книги были на 14 языках. «Я разоряюсь на книги, как стекольщик на алмазы», — смеясь, говаривал Пушкин своим друзьям. 
– художественная проза и поэзия – 517 названий.  – народная словесность – 27.  – критика и история литературы – 86,  – история – 412 – (почти треть библиотеки!);  – философия и религия – 47;  – юриспруденция – 20;  – география, статистика, путешествия – 125,  – естествознание и медицина – 16.
Самая   старая   книга   библиотеки - парижское   издание  «Божественной   комедии»  Данте   1596  г. 
В путешествия Пушкин всегда брал с собою запас книг. В его библиотеке было много книг карманного формата. Он любил их  за удобство, за то, что они сопутствовали в дороге, на почтовых станциях в ожидании перекладных.


Великие читатели Выставка читательских дневников учащихся (или выставка дневников разных периодов жизни учителя).6. Рассказы «великих читателей» о

Слайд 12 Как надо читать книгу
• Читай внимательно, вдумчиво,

не спеша – лучше поймешь книгу.  • Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии – пища для ума, а рассказы, стихи и сказки – пища для души.  • Посмотри сначала на титульную сторону обложки: ты узнаешь имя автора, название книги, где и когда она издана.  • Не забывай прочитать вступительную (предисловие) и заключительную (послесловие) статьи. они расскажут много интересного об авторе книги, об истории её написания и т.д.  • Пользуйся оглавлением.  • Обращай внимание на иллюстрации: они помогают полнее раскрыть содержание книги.  • Не пропускай в книге описания природы, интерьера: они помогут лучше понять характер героя, ход событий.  • Значения неизвестных тебе слов ищи в словарях, энциклопедиях.  • Хочешь больше узнать – читай с карандашом, делай для себя выписки. 


Как надо читать книгу     • Читай внимательно, вдумчиво,

Слайд 13Писатель и библиофил Андре Моруа о книге и чтении
7. Выступление «библиофилов».

Формирование культуры чтения.
-Выделить и подчеркнуть в каждом высказывании опорные слова.
1. Есть только одно средство стать культурным человеком - чтение.
2. Книга остается спутником всей нашей жизни. Монтень говорил, что ему необходимы три вида общения с людьми: любовь, дружба и чтение книг.
3. Книга - это средство перешагнуть любые границы. Ни у кого не хватит личного опыта, чтобы по-настоящему понять других людей, да и себя самого. Мы все ощущаем свое одиночество перед лицом огромного и недоступного мира. Мы страдаем от этого одиночества. Книги открывают нам, что другие люди, более умные, терпели такие же беды и жаждали того же, чего жаждем мы. Книги - это двери, распахнутые в чужие души…
4. Мы ищем в книгах способ выйти за пределы собственной жизни и понять жизнь других. 
5. Хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каков он был до знакомства с ними. Читая их, он сам становится лучше.

Писатель и библиофил Андре Моруа о книге и чтении7. Выступление «библиофилов». Формирование культуры чтения.-Выделить и подчеркнуть в

Слайд 14 Письмо любимому литературному герою.
1. Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение Я. Акима. Какова

его основная мысль?
...А листок в конверте чист,
Нет на нём ни букв, ни строчек.
С дерева опавший лист.
Пахнет осенью листочек –

Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
 
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Письмо любимому литературному герою. 1. Речевая разминка.- Прочитайте стихотворение Я. Акима. Какова

Слайд 15Что такое письмо?
2. - Что такое письмо? Зачем людям письмо?

Письмо – один из древнейших жанров письменной речи. Слово «письмо» происходит от греческого «эпистола». А стиль, которым пишут письма, называется эпистолярным.
- С какой целью пишут письма?
1. Письмо считается важнейшим средством общения.
2. Письма пишут с целью сообщить информацию, обменяться мыслями, чувствами.
- Какие требования предъявляются к письму?
- Как называют человека, которому адресовано письмо? (адресат)
- Как называют автора письма? (адресант)
- Из каких основных частей состоит письмо?

Что такое письмо?2. - Что такое письмо? Зачем людям письмо?     Письмо – один

Слайд 16Письма в жизни выдающихся людей.

Письмо А.М.Горького –сыну.

Здравствуй ,сын !
Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут . Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее-цветы.
Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее-цветы, мысли, славные воспоминания о тебе-легка и приятна была бы твоя жизнь.
Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.
Ну, всего хорошего, Максим!.
Письмо Л.Пантелеева Марине.
Дорогая Марина!
Есть люди,которые не умеют читать. Кто же виноват в том, что у людей нет вкуса к чтению.
По-моему,очень большой вред приносит неумелое и неумеренное пользование телевизором. Вероятно, и ты знаешь немало ребят, которые все свободное время просиживают перед голубым экраном. Сколько драгоценных часов и минут это бездумное гляденье отнимает у книги,у литературы! Я, милая,Марина,понимаю, что нельзя в твоем возрасте читать одни сказки, как нельзя человеку всю жизнь питаться, скажем, одним медом или земляникой. Уметь читать-это искусство. И вот тебе мой совет, юная читательница.
Продолжай читать сказки.Затем бери такие книги, как “Хижина дяди Тома” Бичер-Стоу, “Каштанка” Чехова. А дальше , я уверен, ты уже сама будешь ориентироваться в том огромном , безбрежном океане, который называется Мировая Литература.
Желаю тебе, Марина, успехов!.
Л.Пантелеев..

Письма в жизни выдающихся людей.Письмо А.М.Горького –сыну.

Слайд 17Структура письма и речевые формулы, используемые в них

Структура письма и речевые формулы, используемые в них

Слайд 18Письмо как средство характеристики героев
В каких литературных произведениях встречаются такие письма

и записки? Кто их написал?

- Ага, - сказал Кролик, снова приходя в
хорошее настроение. - Мне опять письмо!
Вот что там говорилось:
Ушол щасвирнус
занит щасвирнус
К.Р.


Письмо как средство характеристики героевВ каких литературных произведениях встречаются такие письма и записки? Кто их написал?

Слайд 19

Мои папа

и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор - тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп.
Мои папа и мама!   Я живу

Слайд 20



Колобок прочитал, не отрываясь
от увеличительного стекла:
«ПАЛАЖИТЕ ШЕСТ КАТЛЕТ ТРИ
ПАКЕТ МАЛАКА И ОДИН ВИЛК НА
БЕЛ. ПЛ. ОКОЛО НОВ. ГОР., А ТО
ВАШЕМУ РИБЕНКУ БУДИТ ПЛ.»


Слайд 21
Весь вечер трудился Иван над заявлением. Вот что

у него получилось:
Вминистерство.Учительница Меня Мучеит. За каждую ашипку ставит пару. Прашу принятмеру и асвабадит Меня атучебы. Спасибо. Хачю палучит пеньсию. За это квам опять спасибо и привет.

Весь вечер трудился Иван над заявлением. Вот что у него получилось:   Вминистерство.Учительница

Слайд 22 Правила для пишущего письмо, составленные госпожой Шапокляк.
- Бумага для письма должна

быть грязной, помятой.
-Не стоит употреблять вежливые обращения.
- Побольше употребляй шаблонных безвкусных выражений: «Добрый день, а, может, час. Что ты делаешь сейчас?», «Жду ответа, как соловей лета».
-Письмо должно содержать как можно больше ошибок, исправлений, помарок.
-Писать только неразборчивым, небрежным почерком.
-Знаки препинания ставить строго воспрещается.
- Тон письма должен быть предельно развязным, грубым.
- Дату и подпись не ставить.

Правила для пишущего письмо, составленные госпожой Шапокляк. - Бумага для письма

Слайд 23Письмо литературному герою
Вывод. Письмо - величайшее достижение человечества. Письмо раскрывает характер

автора письма, позволяет определить личностные качества, является одним из средств самовыражения, способов развития речи.
Письмо литературному героюВывод. Письмо - величайшее достижение человечества. Письмо раскрывает характер автора письма, позволяет определить личностные качества,

Слайд 24 «Самая чистая радость- это радость природы» (Л.Н.Толстой)
Цель: осмыслить свое отношение к

природе, как к источнику духовных сил, осмыслить ее роль в жизни человека.

ВПрогулки





Воспоминания

Экскурсии

Мгновнеия

Прогулки

музыка

живопись

слово



Э. Фромм «Иметь или быть?»
Сорвать цветок или им полюбоваться?

«Самая чистая радость- это радость природы» (Л.Н.Толстой) Цель: осмыслить свое отношение

Слайд 25Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи.
1. Речевая разминка.
- Прочитайте

стихотворение С. Махотина про себя. О чем оно? О каких дневниках в нем идет речь?
- Какое настроение чувствуется в начале стихотворения? Какие слова его создают?
- Каким настроением проникнута вторая часть стихотворения?
Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи. 1. Речевая разминка.- Прочитайте стихотворение С. Махотина про себя.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть