Слайд 1Русская народная лирическая песня
Слайд 2Грустно ли весело,
не будем вместе мы,
белым качну я крылом
Много
ли, мало ли,
о чём мечтали мы –
смоет осенним дождём
Мало ли, много ли
днями, тревогами
я настою на своём
Вынесу, выстою,
песню свою спою,
но не с тобою вдвоём
Сильная, смелая,
как лебедь белая
Я становлюсь на крыло
Сложно ли, просто ли,
зимами, вёснами
Всё, что болело - прошло
Из лесу, лесу темного
Вылетело стадо лебединое,
А другое гусиное.
Отставала лебедушка прочь
От стада лебединого.
Приставала лебедушка
Да к стаду до серых гусей.
Не умела лебедушка
По-гусиному кричати,
Стали гуси ее щипать и рвать.
А лебедушка просити:
Не щипите, гуси серые,
Не сама я залетела к вам,
Не своею я волею,
Занесло меня погодою.
Слайд 3Лирические песни раскрывали мироощущение человека,
выражали его чувства, мысли, впечатления, настроения.
Возникли они в большинстве своем в недрах обрядов, но уже к 15-16 веку существовали вполне самостоятельно. В них выражались переживания русского человека в разных жизненных ситуациях.
Слайд 4 «Покажите мне народ, - писал Н.В. Гоголь, - у которого бы
было больше песен. Наша Украйна звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное: дворянство и недворянство – летит под песни ямщиков. У Черного моря безбородый смуглый, с смолистыми усами казак, заряжая пищаль свою, поет старинную песню; а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьет острогой кита, затягивая песню. У нас ли не из чего составить своей оперы?»
[
Слайд 5Особая заслуга в собирании и публикации народных песен принадлежит Петру Васильевичу
Киреевскому. В 1840-50-е годы он усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 году в Московской, затем в Новгородской и Тверской губерниях. Некоторые из них (духовного содержания и свадебные) были изданы в 1847-56 годах в журналах и сборниках. Полностью изданы уже после его смерти («Песни, собранные Киреевским», вып. 1-10, 1860-74 гг., новая серия вып. 1-2, 1912-28 гг.).
Киреевский собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин. В этой работе П.В. Киреевскому помогали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.И. Даль, Аксаковы и другие единомышленники.
Слайд 6На рубеже XIX-XX веков
исследователь
А.И. Соболевский
предложил следующий вариант классификации
народных песен:
Слайд 7
Все народные песни делятся на две большие группы -
исторические
и лирические
Слайд 8Лирические песни делятся
на следующие группы:
1.Бытовые:
а) любовные
б) семейные
в) шуточные, плясовые
г) удалые.
2.Песни социального содержания:
а) разбойничьи
б) солдатские, рекрутские
в) антикрепостнического содержания.
3.Песни крестьян-отходников( тех, кто зимой уходил на заработки в город):
а) ямщицкие
б) бурлацкие.
Слайд 9Снеги белые пушисты
Принакрыли все поля,
Одного- то не покрыли
Горя лютого мово.
Как и
во поле кусточек
Одинешенек стоит,
Он не клонит к земле ветки,
И листочков нет на нем;
А я, горька, разнесчастна,
Все горюю по милом;
День горюю, ночь тоскую,
Понапрасну слезы лью.
Слайд 10НЕ ОДНА ВО ПОЛЕ ДОРОЖЕНЬКА
Не одна-то ли, да одна,
Ай,
во поле дорожка,
Во поле дороженька.
Не одна-то ли дорожка,
Ай, дорожка пролегала,
Она пролегала.
Эх, частым ельничком доро...
Ай, дорожка зарастала,
Она зарастала.
Как по той ли по дороженьке,
Ай, по той ли по дорожке
Нельзя ни проехать,
Ой, да ни проехать, ни пройти...
Слайд 11Дубровушка зеленая,
Ладу-ладу…дубровушка зеленая,
душе(ли) моё.
Что ты рано зашумела?
Ладу-ладу…Что ты рано зашумела,
душе(ли) моё.
А красная Татьянушка,
Ладу-ладу ...Что ты рано замуж идешь?
Ладу-ладу ...Не сама я замуж иду.
Ладу-ладу ...Меня батюшка выдавая,
Ладу-ладу,...А матушка собирая.
Ладу-ладу ...
Слайд 12Ты шкатулка, шкатулка моя,
Ты шкатулка новоточенная,
Ты шкатулка новоточенная,
Новоточена, золоченная.
Новоточена, золоченная,
Я давно
в тебе, шкатулка, не была.
Я давно в тебе, шкатулка, не была,
Цветно платьице не нашивала.
Цветно платьице не нашивала,
Потеряла твои золоты ключи.
Потеряла твои золоты ключи
Я со розовой со лентою.
Я со розовой со лентою,
Со фарфоровой тарелочки,
Со фарфоровой тарелочки
Кто бы, кто бы эти ключики нашел.
Кто бы, кто бы эти ключики нашел,
За того бы я взамуж пошла,
За того бы я взамуж пошла,
Целовать дружка не спряталася.
Слайд 13
Ой, со вечора, с полуночи
Головка болела.
Ой, да головка да моя
болела,
Гулять захотела.
Ой, гулять, гулять захотела
В зеленую рощу.
Я пойду ли, молоденька,
В зеленую рощу.
Я сделаю ли, молоденька,
Гусли звончатые.
Ой, заиграйте мои гусли,
Гусли звончатые.
Ой, позабавьте мово гостя,
Гостя дорогого.
Гостя-гостя дорогого,
Батюшку родного.
Ой, со вечора, с полуночи
Головка болела.
Слайд 14 На полатях, на боку
Да баба сеяла муку,
Она насеяла немного,
Растворила
ничего.
Кисни-кисни, квашня,
Хозейка в гости ушла.
Три недели квашня кисла,
Да не выкисла.
На четверту ту неделю
Стало пенитце:
Пена пенитце, тесто тенитце.
А на пяту ту неделю
Стала хлебы катать:
Она по полу катала,
По-под лавицью валяла,
На печи в углу пекла,
Да когти-локти обожгла.
Когти-локти обожгла,
Да каравая не нашла.
Вот нашла каравай –
Куды хошь его девай.
Куды хошь его девай,
Да хошь свиньям отдавай.
Свинья рыло обмарала,
Три недели прохворала,
На четверту ту неделю
Тут сама свинья пропала.
«Объелась!»
Слайд 15Черный ворон, друг ты мой залётный,
Ты летаешь далеко.
Ты принес нам, чёрный
ворон,
Руку белую с кольцом.
Вышла я, вышла я, вышла на крылечко,
Пошатнулася слегка:
По колечку сразу я узнала,
Чья у ворона рука.
А ета рука того, мово милого,
Знать, убит он на войне.
Он, убитый, лежит незарытый
В чужой, дальней стороне.
Слайд 16Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым—мало спалось,
Мне
малым—мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
Мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной,
Разыгрался, расплясался,
Ой, разрезвился подо мною.
Ой, налетели буйны ветры,
да с восточной стороны,
И сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой отгадать.
Ой, пропадет, мне говорил он,
Твоя буйна голова.
Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым — мало спалось,
Мне малым —мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
Слайд 17Поэтические особенности.
1.Сюжетность и бессюжетность в песнях.
2. Монологичность и диалогичность песен.
3.Символика образов.
4.Поэтический
параллелизм.
5.Метафоричность.
6.Использование постоянных эпитетов.
7.Использование повторов
8.Гиперболизация
9.Использование инверсии.
10.Использование приема полилогии.
11.Использование уменьшительно-
ласкательных суффиксов.
Особенности русской народной песни
Особенности исполнения.
1.Исполнение без музыкального сопровождения.
2. Подголосочная полифония.
3. Поступенное движение в мелодии.
4 Внутрислоговые распевы.
5.Вариационность развития мелодии.
6.Сольный запев.
7.Унисон в узловых местах.
8. Слогообрыв.
9.Куплетная форма.
10. Переменный размер