Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма.
“Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, — писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения Онегина”, написанной в 1826 году, Пушкин, “цитируя” унылые предсмертные стихи Ленского, замечал:
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
Разъяснение этому ироническому замечанию поэт дал немного позднее, в 30-е годы, заявив, что романтическая литература это необязательно “все произведения, носящие на себе печать уныния и мечтательности”.
Взгляды Пушкина на романтизм можно назвать антиклассическими. Те, что писали “по всем правилам парнасского православия”, заслужили порицание поэта. Строгая система правил классицизма, считал Пушкин, слишком сковывает, не позволяет развить в достаточной мере воображение. Более того, он утверждал, что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам.
Все, о чем он пишет, близко и понятно каждому человеку - в этом и состоит уникальность его романтизма и творчества в целом: стихи Пушкина всегда наполнены его присутствием, он наставляет мудрыми советами, заставляя забыть о мирской печали. Сам поэт всегда умел находить отраду «в судьбе…унылой», горячо предавался новым страстям, и никогда надолго не погружался в отчаяние.
Поэт влюблялся страстно и отчаянно, и каждый раз это сопровождалось рождением гениальных стихотворений. Воспевая женскую красоту и страдая от неразделенных чувств, поэт искренне желает счастья своей возлюбленной (« я вас любил так искренне, так нежно - как дай вам бог любимой быть другим»).
Обладая даром тонко иронизировать и подмечать самые мелкие недостатки в людях, поэт никогда не позволяет себе проявить слабость в отношениях с женщиной.
Его герой, как и он сам, — покорный слуга прекрасной дамы, которая являет для поэта «чистейшей прелести чистейший образец». Стихи Пушкина всегда предельно искренни, какие бы чувства автор ни испытывал — страх, тревогу, сомнение, разочарование. Он делится своими переживаниями, радуется разным проявлениям жизни, печалится из-за неизбежных утрат.
Он обращается ко всем современникам с верой в торжество разума и справедливости: «Товарищ, верь! Взойдет она - звезда пленительного счастья, и на обломках самовластья напишут наши имена!». В его творчестве романтизм неразрывно связан с реализмом, и не всегда можно определить ту незримую грань, разделяющую эти направления в его поэзии.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть