Слайд 1
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН:
ПИСАТЕЛЬ, РЕДАКТОР, ИЗДАТЕЛЬ.
«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» –
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА
Цели урока: вспомнить
основные страницы жизни и творчества писателя, сформулировать свое собственное, личное отношение к его произведениям; познакомить с художественно-политической сатирой М. Е. Салтыкова-Щедрина – «История одного города»; отметить иронию писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.
Слайд 2Самостоятельная работа по вопросам
1. Что такое юмор? сатира?
Приведите примеры из известных
вам литературных произведений.
2. Что такое гротеск? Приведите примеры гротеска из «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и сказок Салтыкова-Щедрина.
(Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.)
Слайд 3О писателе
Салтыков-Щедрин родился в дворянской семье, в селе Спас-Угол Тверской губернии.
С 10 лет он учился в привилегированном учебном заведении – московском дворянском институте, а затем в числе лучших учеников был направлен для продолжения образования в Царскосельский лицей, который при Николае I превратился в казарменное заведение, готовившее послушных чиновников.
Слайд 4О писателе
Салтыков закончил его в 1844 году, поступил служить в
канцелярию военного министерства, стал трудолюбивым и толковым чиновником, быстро продвигался по служебной лестнице. И все бы было хорошо, и мог бы Салтыков дослужиться до воинского чина, если бы не одно «но»: чиновник писал стихи, а потом начал сочинять повести, писать рецензии.
Слайд 5Работа над «Историей одного города»
– «История одного города» была написана в
1869–1870 гг. и состоит из нескольких частей. Подзаголовок гласит: «По подлинным документам издал М. Е. Салтыков-/Щедрин/».
На что настраивает читателей эта строка
(Создается впечатление, что город реально существует, архивы его попали в руки писателю, который обработал их и издал.)
Слайд 6Работа над «Историей одного города»
Мы знаем, что М. М. Карамзин до
1825 г. работал над архивами и издавал «Историю государства Российского», что Пушкин изучал архивы, собирая материал для «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки».
– Книга начинается предисловием «От издателя»:
«Давно уже имел я намерения написать историю какого-нибудь города (или края) в данный период времени, но разные обстоятельства мешали этому предприятию. Преимущественно же препятствовал недостаток в материале, сколько-нибудь достоверном и правдоподобном.
Слайд 7Работа над «Историей одного города»
Тем не менее даже по этим скудным
фактам оказывается возможным уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразнейшие перемены, одновременно происходившие в высших сферах».
Как вы понимаете выражение «уловить физиономию города»? Что хочет сказать читателю этой фразой Салтыков-Щедрин?
Слайд 8Работа над «Историей одного города»
Уже в предисловии за внешней бесстрастностью и
как бы отрешенностью повествователя мы слышим голос сатирика: время царствования русских императриц он определяет не их именами, а именами их фаворитов: «Так, например, градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина – распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского – неизвестным происхождением и рыцарскою отвагою. Все они секут обывателей
Слайд 10Каковы ваши ощущения, впечатления после первого прочтения главы?
– Что хотел сказать
Салтыков-Щедрин, живописуя легендарную историю Глупова?
– Какие параллели с современностью вы можете провести?
Слайд 11Вопросы для изучения:
1) Что является объектом сатиры Салтыкова-Щедрина в названной главе?
2)
Какой идеал противопоставляет автор действительности?
Слайд 12Сатира
Объектом сатиры отчасти являются официальные исторические сочинения. В главе «О
корени происхождения глуповцев» Салтыков-Щедрин использует данные, собранные В. И. Далем. У Даля пословицы, присловья, поговорки, часто являющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных городов и деревень, объединены в разделе «Русь – Родина».
Какова же самооценка русского народа»? Этот вопрос необыкновенно актуален и сейчас, в наши дни (вспомните монологи М. Задорнова, в которых он говорит, что русские с удовольствием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой).
Слайд 14Сатира
Обратите внимание, что Салтыков-Щедрин употребляет присловья, собранные Далем, не имея
в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это все, что можно сказать о Руси и России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотепы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении Щедрина, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает все недостатки.
Слайд 15Идеал писателя
Объектом сатиры в главе является самооценка русского народа, отсутствие навыков
самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление.
Идеалом писателя можно назвать реальную оценку народом лучших своих качеств, развитие навыков самоуправления, понимания того, что самодержавие – не панацея от всех бед: по Сеньке и шапка. Каждый народ достоин своего правителя.
Слайд 16Работа над стилем произведения
Салтыков-Щедрин вновь, как в сказках, обращается к русскому
фольклору. В начале главы писатель пародирует официальные исторические сочинения с их лексикой и стилистикой, а затем погружает читателя в фольклорную стихию. Он творчески переосмысливает русские присловья, парадоксальные прозвища и выражения, которыми жители городов награждают своих соседей, и выводит их в текст сказки-притчи, родственной басне Крылова «Лягушки, просящие Царя». Основной прием басни – аллегория (иносказание), Салтыков-Щедрин сочетает иносказания с гротеском.
Слайд 17Определение интонаций в произведении
Сказочные интонации мы слышим в этой главе.
«И повел
их вор-новотор сначала все ельничком да березничком, потом чащей дремучею, потом перелесочками, да и вывел прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь сидит».
– Найдите фразы, в которых слышатся интонации летописей, сказочные интонации
Слайд 18Стилистика
– Какой прием использует автор в предложении: «И прибых собственною
персоною в Глупов и возопи:
– Запорю!»?
(Комический эффект вызывает сочетание канцеляризма «собственною персоною» и архаичных глагольных форм: «прибых» и «возопи».)
Слайд 19Вывод:
– В чем же пафос сатиры Салтыкова-Щедрина?
(Пафос – ведущий эмоциональный настрой
произведения.)
Пафос сатиры Салтыкова-Щедрина в утверждении положительных идеалов общества через осмеяние явлений, препятствующих установлению или существованию идеала. Высмеять зло, чтобы утвердить добро.
Слайд 20Тест для самопроверки:
1. Эзопов язык – это
А)художественное преувеличение
Б)художественное сравнение
В)иносказание
2. Салтыков-Щедрин
в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа наиболее ярко проявляется
А)в психологическом изображении личности
Б)в изображении массовых сцен
В) в изображении сцен «народных бунтов»
Слайд 21Тест
3. Главным оружием Салтыкова-Щедрина является
А)яркое изображение характеров
Б)реалистическое изображение действительности
В)смех
Г)революционность
Слайд 22Тест
4. Прочитайте начало «Истории одного города». Как называется подражание художественному
произведению, жанру или стилю, с целью создания комического эффекта, которое лежит в основе истории «Одного города»?
А)пародия
Б)рецензия
В)плагиат
5. Вставьте пропущенное слово. «История одного города» написана в жанре …
Слайд 23Тест
6. Сочинение какого русского литератора и историка явилось основой для
пародии Салтыкова-Щедрина?
7. Как называется город, историю которого излагает Салтыков-Щедрин?
8. Как называется явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде с целью его осмеяния и дискредитации? (Например: «…как только простодушные соседи согласились на коварное предложение, так сейчас же головотяпы их всех, с Божьей помощью, перетяпали».)
Слайд 24Тест
9. Для придания большей достоверности повествованию летописец ссылается на
А)Библию
Б)мнение античных
историков
В) документальные свидетельства
Г)фольклорные источники
10. Зачем головотяпам нужен князь?
Слайд 25Тест
11. О каких обязательных признаках порядка и власти мечтают головотяпы?
12.
Против чего направлена сатира Салтыкова-Щедрина?
Слайд 26Ответы
1-в
2-б
3-в
4-а
5-хроники
6-Карамзин
7- «История одного города»
8-ирония
9-в
10-добивались порядка
11-солдаты и тюрьма
12- против произвола
и насилия государства
Слайд 27Домашнее задание:
Прочитать рассказ Лескова «Старый гений»
Слайд 28Использованы материалы сайтов:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD&noreask=1&lr=10822&p=4&img_url=www.art-catalog.ru%2Fdata_picture_new%2Fartist_413%2Fpicture%2Fbig_500%2Fyaroshenko_11.jpg&rpt=simage
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%