Слайд 1Путь к Булгакову
Как читать роман
«Мастер и Маргарита»
Слайд 2Урок №2 или
заключительный урок
Концепция и основные этапы урока могут
быть использованы для заключительной беседы:
от читательского восприятия к осмыслению идейно-художественного своеобразия произведения
Слайд 3Урок №2
Цель:
изучение читательского восприятия произведения;
проблематика, жанровое и композиционное своеобразие романа
Слайд 11Как читать роман
Всё было переплавлено в творческом сознании автора в некое
единство, «головокружительная новизна» которого доставила много хлопот критикам, пытавшимся определить жанровую природу романа.
В. Лакшин
Слайд 12М о ё восприятие романа
А н к е т а
1. С каким чувством вы закончили читать роман?
2. Какие герои понравились, какие вызвали интерес, какие заставили сочувствовать, какие вызвали гнев, раздражение, какие показались загадочными, непонятными?
Слайд 13А н к е т а
3. Каким вы представляете себе М.А.
Берлиоза и Ивана Бездомного в момент появления Воланда на Патриарших прудах ?
4. Мастер объясняет Ивану, почему он не пытался найти Маргариту. Иван не сумел ему возразить. Хотели бы вы возразить Мастеру? Как бы вы это сделали, какие слова помогли бы вам?
Слайд 145. Как вы понимаете слова
Левия Матвея о Мастере:
«Он не заслужил
«света», он заслужил покой? Вознаграждён или наказан Мастер?
6. Почему Мастер, рассказывая о встрече с Маргаритой, сравнивает любовь с убийцей?
Слайд 157. Чем, на ваш взгляд, вызвано изменение авторской интонации во 2
части романа
по сравнению с первой ?
8. Как связаны между собой рассказ о Понтии Пилате и жизнь самого Мастера?
9. Какие вопросы возникли у вас во время чтения романа?
Слайд 16«Фантастическая симфония» Михаила Булгакова
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь мелодия…
А.С. Пушкин
«Каменный гость»
Слайд 17Словарь
Ассоциация-…
Лейтмотив – многократно повторяющийся и варьирующийся в художественном произведении образ
(слово, деталь, характеристика). В литературе xx века повышается смысловая нагрузка на лейтмотив.
Слайд 18Словарь
Феерия - …
Ирония – вид комического, выражение насмешки под маской серьёзности.
Художественное
время
Художественное пространство
Слайд 19Словарь
Гротеск - …
Мениппея (М.Бахтин) .
1.М. Пропитана карнавальной (смеховой ) культурой;
2. самая смелая и необузданная фантастика и авантюра в ней создают исключительные ситуации для испытания философской идеи...
3. Свобода вымысла, изображение необычных состояний человека – безумия, сновидений, маний…
4. М. Наполнена карнавальной эксцентрикой, гротеском, в судьбах персонажей… неожиданными поворотами
Слайд 20А С С О Ц И А Ц И И
музыкальные
Литературные
Слайд 21Мотивы
предательства
искупления
похищения
казни
судного дня
бала
продолжение бытия после смерти, но в другом качестве
Слайд 22Цель изучения произведения
НЕ решить проблему, а усугубить её
Слайд 23Роман в отечественном литературоведении
Лотман Ю.
Гаспаров Б.
Лакшин В.
Акимов В.
Слайд 24Концепция мира в романе
Ответы М. Булгакова на вопросы онтологические и этические:
что
есть добро и зло;
кто правит миром и управляет человеком;
что ожидает человека после смерти
Слайд 25Суть концепции М. Булгакова ?
Как человек расплачивается за свои ошибки, слабости
и преступления;
что есть преступление;
каков путь к «свету» ?
Возможно ли прощение и при каких условиях оно наступает ?
Слайд 26Кто же прав, по мнению автора, в споре о человеке ?
Слайд 27Михаил Булгаков – человек и писатель
« Нынче я уничтожен…»(М.Б.)
Писательское уничтожение
Булгакова приняло абсолютный характер в 1929 году и продолжалось до его смерти.