Слайд 1Подумай и, может быть, ты ещё успеешь это понять…
(Эссе)
Слайд 2Что такое эссе?
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной
композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета.
Слайд 3Что такое эссе?
Эссе (с франц. essay — попытка, проба, очерк, от
лат. exagium — взвешивание, exigo — взвешиваю) — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.
... Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Слайд 4Что такое эссе?
Эссе (с франц. essay — попытка, проба, очерк, от
лат. exagium — взвешивание, exigo — взвешиваю) — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.
... Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Слайд 5Основная цель эссе:
“Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление,
самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении” (Ванштейн О.)
Слайд 6
В 18-19 вв. Эссе - один из ведущих жанров английской журналистики.
Развитию своеобразного вида содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил. Для русской и советской литературы жанр эссе не характерен. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, В. Шкловский и К. Паустовский.
Слайд 7Из истории создания жанра
Родоначальник эссе — французский философ
Мишель Монтень (1533—1592). С издания его «Опытов» в 1580 году в словесной европейской культуре бытует этот жанр.
Слайд 8Жанр эссе предполагает свободу творчества
Вся его прелесть в том, что
автор может написать любые свои размышления на абсолютно любую тему. Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой. Поэтому в эссе допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения).
На первом плане эссе — личность автора.
Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения
Слайд 9Докажите, что сочинение на предложенные темы
может быть написано в жанре
эссе
Мое любимое стихотворение.
«...Гений и злодейство — две вещи несовместные» (А.С.Пушкин).
Мое понимание демократии.
Милосердие и жестокость в современном мире.
Что я люблю и не люблю в людях, жизни, искусстве?
«Золото убило больше душ, чем железо — тел» (В.Скотт).
Смертная казнь или право на жизнь?
Слово о любимом писателе.
Слайд 11Специфика жанра эссе:
заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы:
кроме отражения содержания работы, он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого;
Слайд 12Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:
метафоры;
аллегорические и притчевые
образы;
символы;
сравнения.
Слайд 13Прочитайте несколько данов (главок) из «Записок у изголовья» японской писательницы XI
в. Сэй Сёнагон, чьи произведения положили начало эссе в литературе Востока.
Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы
об обычных явлениях.
То, что далеко, хотя и близко
Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом.
Отношения между братьями, сестрами и другими родственниками в недружной семье.
Извилистая дорога, ведущая к храму Курама.
Последний день двенадцатой луны и первый день нового года.
Слайд 14Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы об
обычных явлениях.
То, что пролетает мимо
Корабль на всех парусах.
Годы человеческой жизни.
Весна, лето, осень, зима.
Слайд 15Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы
об
обычных явлениях.
То, что человек обычно не замечает
Дни зловещего предзнаменования.
Как понемногу стареет его мать.
Слайд 16Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы
об
обычных явлениях.
То, что нельзя сравнить между собой
Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода.
Старость и юность. Белое и черное. Любимый и ненавистный.
Он все тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется теперь! Словно два разных человека.
Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и женщина с короткими волосами.
Слайд 17Попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты по типу японских данов, используя
прием ассоциации.
«То, что близко, хотя и далеко»,
«То, что прекрасно»
«То, что вызывает уверенность»
Придумайте свои темы для аналогий.
Слайд 18Зависимость формы эссе от адресата и задач автора
Найдите верные соответствия между
адресатом эссе и литературной формой его воплощения и расположите их в нужном порядке:
Формы эссе:
1. Письмо
2.Слово
3.Открытое письмо
5.Речь
6.Очерк
Адресаты жанра:
слушатели и читатели
аудитория
близкий друг
собеседник
человек, с которым идет полемика
1-с; 2-ав; 3-е; 4 - а,в,е,д; 5 - а
Слайд 19 Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет
не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
(Краткий словарь литературоведческих терминов. –М. 1987 г.)
пахнет эта осень? Взрослые невольно начинают думать совсем над другим. Они думают: "Чем грозит эта осень?" Они наворачивают на этот вопрос свои невеселые мысли о ценах, о выборах, конфликтах.
Нюх на осень у взрослых отбит, как у собаки, всю жизнь сторожившей проходную парфюмерной фабрики. Они чувствуют тысячу искусственных запахов. Они слышат миллионы придуманных ими звуков. Есть взрослые, которые по свисту пули определяют ее калибр. Или по шуму двигателя — тип самолета. Есть даже люди, которые гордятся тем, что у них политическое чутье.
Но все эти люди не знают, чем пахнет осень...
(Семена Ария "Зеленый чай").
Слайд 21Эссе – диалог автора, прежде всего - с самим с собой
Слайд 22… во что обходится стране плохое настроение…
… грубым или даже просто
нелюбезным
поведением людей …
… каждую минуту быть начеку…
… незаслуженное оскорбление, грубость и хамство…
… внутренней деликатности и культуры…
… атрибут человеческого общества…
По ключевым словам определите, о чём пойдёт речь в тексте, который будет анализироваться на уроке
Слайд 23
НУЖНЫ ЛИ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ?
Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитать,
во что обходится стране плохое настроение, раздраженность, порождаемые грубым или даже просто нелюбезным поведением людей, они, эти машины, сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.
Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособнее того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. Хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры, - необходимый атрибут человеческого общества.
Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и взглядах человека. Что же это за основы?
Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях - убеждение, поселившееся в некоторых душах, что «все сойдет»...
Во-вторых, притупление чувства справедливости. Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывают. Ребенок с развитым чувством справедливости, по существу, овладевает очень многим. Прежде всего, он приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ перед своими товарищами. Затем он постигает полезнейшее для его дальнейшей жизни умение поставить себя на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки. Если заглянуть в душу каждого хамящего, грубящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки никогда не бывают случайными, а опираются на вполне конкретные взгляды.
Это, прежде всего, наплевательское отношение к своему ближнему и ко всему роду человеческому, к его мнению и удобствам. Твердая уверенность в том, что все другие никаких прав не имеют. И в результате - вместо веры в справедливость - убеждение: урвать от жизни как можно больше, не считаясь с чужими интересами.
Подобный взгляд на жизнь может проявляться в большом и малом. Крупные поступки, вытекающие из этой «идеологии», называются уголовными преступлениями. Мелкие - дурными манерами.
Нередко и хорошие люди обижают своих близких, и происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто - по недосмотру, недомыслию, невниманию. Потому что эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, которые при прочих равных условиях делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего коллектива. (М. Каранцева.)
Слайд 25Подумай и, может быть, ты ещё успеешь это понять…
Слайд 27«Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе
с помощью мира»
А.Эльяшевич