Слайд 1Сведения по теории и истории литературы
Подготовка к ЕГЭ по литературе
Слайд 21.1. Художественная литература как искусство слова
слово
увлечь читателя
присутствие во времени
переживание судеб персонажей
Слайд 31.2. Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора
Эпические жанры: былина (песня
о богатырях), сказка (устный рассказ с установкой на вымысел), предание (устный рассказ о реальных или возможных событиях),легенда (устный рассказ, сочетающий реальное и фантастическое, сказ (повествование от лица рассказчика), пословица (краткое изречение, имеющее поучительный смысл), поговорка (яркое выражение, дающее оценку событию, поступку).
Лирические жанры: обрядовые, колыбельные, семейные, любовные песни, причитания (лиро-эпическая песни ,отражающие грустные чувства), частушки (короткие песенки, исполняющиеся быстрым темпом).
Драматические жанры: народная драма (фольклорное произведение, включающее в себя сценические элементы).
Слайд 41.3. Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном
произведении (реальность + авторская фантазия).
1.4. Содержание и форма – внутренняя и внешняя стороны произведения. Форма: организация речи (метр, ритм, интонация, рифма, композиция). Содержание: смысл речи, тема, идея, сюжет.
Содержание переходит в форму, форма – в содержание.
Слайд 51.5. Художественный вымысел – всё то, что создаётся воображением писателя. Художественное
время — воспроизведение времени в художественном произведении. Оно не тождественно времени объективному. Художественное пространство — пространственные границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие.
1.6. Литературные направления: классицизм (чистота жанра, чистота языка, герои строго делятся на положительных и отрицательных, предпочтение разуму, правило «трёх единств(место, время, действие), утверждение положительных ценностей и государственного идеала); сентиментализм ( главенство чувства , а не разума; интерес к внутреннему миру героя-простолюдина); романтизм ( «двоемирие» (реальный мир и идеальный мир), романтический герой – воплощение бунта против действительности); реализм ( жизненно-правдивое отношение к действительности, народность, историзм); модернизм (символизм – художественное выражение с помощью символов интуитивно постигаемых сущностей и идей; акмеизм – поиск ценностей в реальном мире, «прекрасная ясность»; футуризм – отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере искусства; имажинизм - создание литературных образов, для их появления обязательно использование метафоры или метафорических цепей, которые сопоставляют разнообразные элементы в прямых и переносных образах.
Слайд 6Роды художественной литературы
Слайд 81.8. Авторская позиция – отношение автора к своим героям, выраженное в
названии произведения, в портретах, композиции и т.д.
Пафос – эмоциональное одушевление.
Тема – совокупность событий , о которых рассказывается в произведении.
Идея – основная мысль произведения.
Проблематика – совокупность проблем произведения.
Сюжет – система событий, составляющая содержание произведения.
Композиция – построение художественного произведения.
Экспозиция – предыстория событий.
Завязка – событие, которое является началом действия.
Кульминация – наивысшая точка напряжения действия.
Развязка – исход событий.
Эпилог – послесловие. Заключает произведение.
Лирическое отступление – отклонения автора от основного сюжета.
Конфликт – столкновение между персонажами.
Автор-повествователь – автор, который прямо выражает ту или иную идею произведения.
Автор – создатель произведения.
Образ автора – персонаж, действующее лицо.
Персонаж – действующее лицо произведения.
Характер – образ персонажа, выполняющего определённую художественную задачу.
Тип – обобщённый художественный образ.
Лирический герой – образ поэта, лирическое «я».
Система образов – совокупность художественных образов.
Портрет – изображение внешности героя.
Пейзаж – изображение картин природы.
Мотив – постоянно повторяющийся сюжет,.
Слайд 91.9. Деталь – выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ.
Символ
– художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Подобен метафоре и аллегории.
Подтекст – не выраженный явно , скрытый смысл текста.
Слайд 101.10.
Психологизм – совокупность средств, используемых в литературных произведениях для изображения внутреннего
мира персонажа «извне» (описание героя через симптомы психологического состояния), «изнутри» (внутренний монолог, воспоминания, самоанализ, диалог с самим собой, дневники, письма, сны)
Народность – отражение в литературе жизни народа.
Историзм – способность литературы передавать живой облик исторической эпохи.
Стиль – устойчивое единство образной системы и выразительных средств писателя.
Слайд 111.11.
Хорей – стопа, состоящая из двух слогов, первый - ударный, второй
– безударный. ‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |
Ямб – Стопа, состоящая и з двух слогов, где первый – ударный, второй – безударный. U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ |
Дактиль – стопа из трёх слогов, где первый – ударный, второй и третий – безударные. ‑ UU | ‑ UU |
Амфибрахий – стопа из трёх слогов, где первый и третий – безударные, второй – ударный. ‑ U‑ | ‑ U ‑ |
Анапест – стопа из трёх слогов, где первый и второй – безударные, третий – ударный. ‑ UU | ‑ UU|
Белый стих – стих, не имеющий рифмы, но обладающий определённым размером: белый ямб и т.д.
Рифма – созвучие концов стихов.
Ритм – повторение элементов текста. Ударение.
Строфа – организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворения.