Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского»
Подготовка к
итоговому сочинению, являющимся условием допуска к государственной итоговой аттестации
учитель русского языка и литературы
Третьякова Алла Викторовна
г. Смоленск, 2019
Слайд 2Цель:
Задачи:
- продолжить знакомство с художественными произведениями, подходящими под каждое
направление
учить мыслить, анализировать и рассуждать
учить доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы
учить правильно излагать свои мысли в письменной форме
знакомство обучающихся с требованиями к итоговому сочинению по литературе
Слайд 3
Надпредметный
характер
На выявление речевой
культуры
Умение рассуждать, анализировать
Аргументировать свою точку
зрения
Литературоцентричный характер
Работа должна быть написана на литературоведческом материале
Каким должно быть сочинение
в 11 классе?
Слайд 4Экзаменационный комплект включает
5 тем сочинений из закрытого перечня
(по одной
теме от каждого открытого тематического направления).
Темы сочинений станут известны
за 15 минут до начала экзамена.
Слайд 55 открытых направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год:
«Война и
мир – к 150-летию великой книги»
«Надежда и отчаяние»
«Добро и зло»
«Гордость и смирение»
«Он и она»
Слайд 6Сочинение оценивается по пяти критериям:
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий №2 «Аргументация,
привлечение литературного материала»
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Критерий №5 «Грамотность»
Слайд 7Требования к сочинению:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов
– от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 8Ознакомление с результатами
итогового сочинения
и срок действия итогового сочинения
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться
в образовательной организации 06.12.2019.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
Слайд 9Как выбрать тему сочинения?
Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной
и понятной.
Подумайте, какие из художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, будет трудно раскрыть тему.
Подумайте, какая из тем поможет вам показать знание критической литературы, интересных интерпретаций текста, современных литературоведческих подходов.
Слайд 10Алгоритм работы над сочинением
1.Определите проблему или вопрос, который содержится в теме
сочинения.
2. Сформулируйте тезис, который раскрывает эту проблему, является ответом на поставленный вопрос.
3. Подберите произведение (я), на материале которого (ых) сможете доказать свою точку зрения.
4. Продумайте композицию работы.
5. Напишите работу на черновике.
6. Перечитайте написанное. Обратите внимание на речевое оформление текста.
7. Напишите окончательный вариант работы.
8. Перечитайте написанное, воспользуйтесь орфографическим словарем.
Слайд 11Доброта – сила человека
Проблемный вопрос:
Почему доброта – проявление силы
человека?
Работа со словарем: доброта – это «душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим», поэтому это сила человека, а не его слабость.
Кто об этом говорил?
- Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)
- Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В. Гюго)
- Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В. Ключевский)
3. Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность. (Ж. Гюйо)
4. Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит. (Ж. Ж. Руссо)
Слайд 12Опора на текст
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
А.И. Солженицын
«Матренин двор»
А. П. Платонов «Юшка»
В. Г. Распутин «Уроки французского»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.И. Куприн «Олеся»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Слайд 13Вступление и заключение
Историческое
Аналитическое
Биографическое
Цитатное
Личностное
Обобщение сказанного
Риторический вопрос
Призыв к читателю
Цитата
Вступление и заключение должно быть
не очень большим
(до 70 слов).
Вступление должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
Заключение должно быть органично связано с основной частью и носить обобщающий характер работы.
Слайд 14Вариант вступления и заключения
Вступление
Что такое доброта? Доброта – это, по словам
С.И. Ожегова, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро людям. Вот почему мы спрашиваем себя: «Можно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?» Наверное, можно. Еще в Библии сказано, что человек должен возлюбить ближнего своего. К сожалению, идеальных людей не существует: нас обижают, мы обижаем. Но, по мнению А.П. Чехова, доброму человеку «бывает стыдно даже перед собакой». Что уж говорить о тех, кто обидел. Безусловно, мы должны уметь прощать, несмотря на отношение к нам окружающих, потому что доброта вернется к нам сторицей.
Заключение
В заключение работы хочется отметить: только по-настоящему добрый человек сможет простить своего обидчика, не будет держать на него зла, поможет ему в трудную минуту жизни, несмотря ни на что. Быть добрым сегодня трудно, но, как бы то ни было, только на праведниках держится мир. А если мы все начнем мстить друг другу, станем ли от этого счастливее? Вряд ли. Вот почему доброта должна быть нравственным мерилом каждого человека.
Слайд 15Основная часть
В правильности такой точки зрения меня убеждает литература.
Вспомним произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор». Автор рассказывает нам о семье Мерцаловых, которые прозябали в нищете, еле-еле сводя концы с концами. Писатель обращает наше внимание на то, что общество повернулось спиной к этой семье: отца уволили с работы, дети голодают и болеют, но денег нет не только на лекарство, но и на еду. Отчаявшийся глава семейства решил, что самоубийство – это выход из создавшейся ситуации. Потеряв всякую надежду, он не мог больше смотреть на то, как страдают его жена и дети. Ему действительно показалось, что «рухнул мир», что не стоит ждать милости от Бога, если даже люди отвернулись от тебя. К счастью, чудеса иногда происходят. Ведь неслучайно писатель назвал рассказ «Чудесный доктор». Мерцалову повезло: на его пути повстречался замечательный врач (про таких в народе говорят – врач от Бога), который помог герою в трудную минуту. На примере этого произведения автор хочет донести до нас мысль о том, что все мы можем оказаться в подобной ситуации, но, даже если все будет очень плохо, не стоит отчаиваться: жизнь одна, другой не будет. Надо верить в чудеса, и они обязательно произойдут.
Слайд 16Какие приемы мы используем для привлечения литературного материала в работе над
сочинением?
Ссылка, указание на произведение , определенный эпизод, высказывание автора, персонажа.
Сжатый пересказ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
Цитирование.
Использование косвенной речи.
Слайд 17При проверке сочинения учитываются следующие виды ошибок:
несоответствие содержания сочинения теме или
подмена темы;
фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;
логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
грамматические ошибки;
орфографические и пунктуационные ошибки;
несоблюдение требуемого объема.