Слайд 1Пьеса А.П.Чехова «Вишнёвый сад»
Выполнила Черникова Г.В. учитель русского языка и литературы
МКОУ ВСОШ №2 при ИК с.Чугуевка Приморского края.
Слайд 2История создания, жанр, система образов пьесы «Вишнёвый сад» (1903 – 1904).
Комедия
Вишнёвый сад» создавалась в начале XX века, в пору оживления общественной жизни. В общем жизнеутверждающем тоне пьесы отразились новые настроения эпохи. Поэтому Чехов не считал возможным называть пьесу драмой и упорно настаивал, что «Вишнёвый сад» – комедия.
В этой пьесе автор воспроизводит движение жизни как закономерный и неизбежный процесс смены социальных сил. Социальное положение персонажей четко определено Чеховым уже в перечне действующих лиц в афише пьесы.
Слайд 3В основу пьесы легла мысль об общественно – историческом развитии России
во второй половине 19 – начала 20 века. Смена хозяев вишнёвого сада является своеобразным символом этого процесса.
Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама смена хозяев вишнёвого сада, сколько нечто другое: не конфликты старых и новых владельцев сада интересуют Чехова – ему хочется рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении её будущего в этом процессе.
Слайд 4Пьеса еще не была завершена, когда стала предметом острого спора: что
это – драма или комедия? Спор возник между Чеховым и Станиславским и Немировичем-Данченко, которые увидели в пьесе «Вишнёвый сад» «тяжёлую драму русской жизни». Чехов же писал из Ялты, где работал над пьесой: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс».
Спор великих художников – автора и руководителей театра – свидетельство сложности и многозначности «Вишнёвого сада».
Своеобразие всякой пьесы проявляется прежде всего в том, как развивается в ней действие: «Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» - так определял Чехов своё представление о сценическом действии - это единство внешней обыденности и внутреннего драматизма.
Житейские события, что происходят за полгода – с мая по октябрь – просты, сугубо прозаичны и очевидны с самого начала: владельцы вишнёвого сада неотвратимо теряют имение, которым распоряжались беспечно и неумело.
Слайд 6Показывая столкновение, конфликт между своими героями, как людьми различных социальных групп,
А.П.Чехов решает их в соответствии с самой историей.
Слайд 7С развитием действия всё глубже обнажается основной конфликт: между судьбой вишнёвого
сада и судьбами всех персонажей, кто с ним так или иначе связан. Вчитываясь и вдумываясь в комедию, можно заметить, что самое главное в созданных Чеховым характерах, в изображении их настоящего и будущего определяется тем, в каком положении каждый оказывается по отношению к вишнёвому саду: нежно любит и губит своими руками; приобретает, чтобы пустить под топор; покидает потому, что лишается дома; умирает вместе с ним; бросает так же легко, как и родину, не желая проститься даже с собственной матерью, оставляет с радостью, мечтая всю Россию сделать садом…
Слайд 9Старые владельцы сада.
Любовь Андреевна Раневская: когда мы впервые видим и слышим
Раневскую, всё в ней кажется нам милым и привлекательным. Её радость, её слёзы при воспоминаниях о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но Чехов несколькими штрихами даёт почувствовать и другое: переживания Раневской выражаются чуть-чуть преувеличенно, и это заставляет усомниться в их силе и глубине. Она умна и способна сказать горькую правду о себе самой. Не способна она только ничего изменить и исправить: жизнь за чужой счёт сделала её рабой обстоятельств, собственных капризов, рабой негодяя, который обманул и обобрал её.
И всё же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей её слабости, безволии в ней есть широта натуры, способность к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству.
Слайд 10Гораздо мельче Раневской её брат – Леонид Андреевич Гаев. И он
способен иногда сказать простые, искренние слова и со стыдом, хоть на мгновение, понять собственную наивность и пошлость. Но непрактичность и сентиментальность, свойственные его сестре, доходят у Гаева до карикатурных размеров. Если в Раневской чувствуется барыня, но она проста и терпима, то Гаев в собственных глазах – аристократ самого высокого круга, ему мешают «грубые» запахи, а Лопахина он старательно не замечает, стараясь поставить «этого хама» на место.
На протяжении пьесы Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд , большое душевное потрясение, лишаются семьи, дома, родины, но оказываются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, сделать что-нибудь полезное. Их эволюция на протяжении пьесы – это разорение, крах не только материальный, но и духовный.
Слайд 11Новый хозяин?
Ермолай Лопахин – может показаться явной противоположностью бывшим владельцам вишнёвого
сада. И дело тут не только в его практичности, напористости, предприимчивости. Лопахин прямой потомок тех, чьи лица «глядят с каждого вишнёвого дерева в саду». И разве он не имеет право торжествовать, купив вишнёвый сад? Все, казалось бы, здесь ясно и справедливо. Но вдумаемся, какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный сад и наживаясь на спекуляции дачными участками?!
Чехов ясно видел хищническую природу капитала и показал, как приобретательство постепенно калечит недюжинную натуру человека, становясь его второй натурой. Не зря Петя Трофимов советует Лопахину «не размахивать руками», то есть не заноситься, воображая, что всё можно купить и продать. Вообще образ Лопахина сложен: он одновременно решителен и уступчив, расчётлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток.
Слайд 12«Здравствуй, новая жизнь!»
Искренность, простота, немного наивность, отсутствие рисовки и радостное, оптимистическое
мироощущение, несмотря на все невзгоды и неприятности – такова Аня. Под влиянием Пети Трофимова она быстро растёт духовно. Как бы не казался смешон этот «облезлый барин», «вечный студент», он является настоящим авторитетом и для Ани и для других героев пьесы. При всей восторженности, даже наивности, двадцатишестилетний Петя Трофимов лучше всех разбирается в происходящем, точнее судит о людях. И когда Петя и Аня, уходя вместе из старого дома, говорят: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!» – мы надеемся и верим, что они найдут путь к правде и к счастью
Слайд 13«Озорную шутку Вы выкинули, Антон Павлович. Дали красивую лирику, а потом
звякнули со всего размаха топором по корневищам: к чёрту старую жизнь! Теперь, я уверен, ваша следующая пьеса будет революционная!»
А.М.Горький