Презентация, доклад по литературе на тему ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А.А.ПУШКИНА И Н.В.ГОГОЛЯ

Содержание

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи: используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя; определить черты сходства и различия в изображении города у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя; установить, какие приемы используют

Слайд 1 Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя
Исследовательская работа по литературе


Выполнил:
обучающийся 24 группы
Шерстюков Игорь
Руководитель:
преподаватель русского
языка и литературы
Коденко Е.В.

Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. ГоголяИсследовательская работа по

Слайд 2Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
используя тексты художественных произведений, выявить

характерные особенности Петербурга А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя;
определить черты сходства и различия в изображении города у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя;
установить, какие приемы используют писатели в создании образа Петербурга.


Цель моей работы – проследить изменение образа Петербурга на примерах произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи: используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга А.С.Пушкина и Н.В.

Слайд 3Было два Петербурга. Один - город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой

набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью - «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. Но был и другой - «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые, Подьяческие улицы, набережные «Канавы»; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки…

Два Петербурга

Было два Петербурга. Один - город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас

Слайд 4Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его

оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту»…
Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России.

Слайд 5Едва ли найдется в России XIX и начала XX веков хоть

один выдающийся писатель, для кого Санкт–Петербург ничего бы не значил. Существует даже понятие «петербургская литература». Другое дело, что вовсе не во всех романах, рассказах и стихах бывшая столица выставлена в выгодном свете.

Петербург Пушкина

Едва ли найдется в России XIX и начала XX веков хоть один выдающийся писатель, для кого Санкт–Петербург

Слайд 6
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье.
Береговой её

гранит.

Пушкин относился к Петербургу как, наверное, никто другой:

Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье.Береговой её гранит.Пушкин относился к Петербургу как, наверное,

Слайд 7Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый

певец
На грозно спящий меж тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец.

Впервые, как цельный образ, выступает Петербург в «Оде на вольность» (1819). Из тумана вырисовывается романтический замок мальтийского рыцаря - «уверенного злодея».

Когда на мрачную НевуЗвезда полуночи сверкаетИ беззаботную главуСпокойный сон отягощает,Глядит задумчивый певецНа грозно спящий меж туманаПустынный памятник

Слайд 8Этим зловещим образом начинает свою речь о Петербурге Пушкин. Позднее в

полушутливой форме вспоминая маленькую ножку и локон золотой, поэт вновь создает безотрадный образ. Город полный двойственности. В стройной, пышной Северной Пальмире, в гранитном городе, под бледно-зеленым небом ютятся его обитатели - скованные рабы, чувствующие себя в родном городе как на чужбине, во власти скуки и холода, как физической, так и духовной - неуютности, отчужденности.
Этим зловещим образом начинает свою речь о Петербурге Пушкин. Позднее в полушутливой форме вспоминая маленькую ножку и

Слайд 9Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа «Евгений Онегин»,

- это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, исполненный красоты и добра, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной (1812 года) поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к ее спасению от абсолютной монархии, пути к парламентаризму.
Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа «Евгений Онегин», - это декабристский Петербург, Петербург высокой

Слайд 10Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод

и гранит.

Но вскоре всё изменилось. Пушкин констатировал: в новом Петербурге истреблена духовность. Вот тогда-то и появились строчки:

Город пышный, город бедный,Дух неволи, стройный вид,Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. Но вскоре всё изменилось.

Слайд 11А.С. Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как

и Петр Великий - строителем самого города. В «Медном всаднике» (1833 г.) тема Петербурга приходит к логическому завершению. Только Пушкин дает ему силу самостоятельного бытия. Его образ Петербурга есть итог работы всего предшествующего века и, вместе с тем, пророчество о судьбе.

Противоречивое отношение к столице -притягивание и отталкивание – сопровождает поэта на всём его жизненном пути.

А.С. Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как и Петр Великий - строителем самого

Слайд 12А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик;
На биржу тянется извозчик;
С

кувшином охтенка спешит;
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке не раз
Уж отворял свой вас-ис-дас.

Петербург преломляется в творчестве Пушкина в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях; у Пушкина можно найти образы праздничного города и будней.
Кто не помнит раннего зимнего петербургского утра?

А Петербург неугомонныйУж барабаном пробужден.Встает купец, идет разносчик;На биржу тянется извозчик;С кувшином охтенка спешит;Под ней снег утренний

Слайд 13Городская жизнь во всех проявлениях находит в поэзии Пушкина свое отражение.

Бытовые картины столицы сделаются на время единственной темой Петербурга, возбуждающей интерес общества, и здесь мы находим у Пушкина совершенные образы. Мотив «ненастной ночи», когда воет ветер, падает мокрый снег, и мерцают фонари, который сделается необходимым позже для Гоголя и Достоевского… набросан также Пушкиным в «Пиковой Даме».
Городская жизнь во всех проявлениях находит в поэзии Пушкина свое отражение. Бытовые картины столицы сделаются на время

Слайд 14«Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая поднималась из болот

по манию своего государя».

В сжатых и простых образах рисует Пушкин в
«Арапе Петра Великого» новый город:

«Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая поднималась из болот по манию своего государя».В сжатых и

Слайд 15В истории Петербурга одно явление природы приобрело особое значение, придавшее петербургскому

мифу совершенно исключительный интерес. Периодически повторяющиеся наводнения, напор гневного моря на дерзновенно возникший город, возвещаемый населению в жуткие осенние ночи пушечной пальбой, вызывал образы древних мифов. Хаос стремится поглотить сотворенный мир.

Петербургский миф

В истории Петербурга одно явление природы приобрело особое значение, придавшее петербургскому мифу совершенно исключительный интерес. Периодически повторяющиеся

Слайд 16В потрясенном народном сознании зародился миф о Петре, как о сверхчеловеческом

существе. Оценка его дела придавала ту или иную окраску его сверхчеловечности.

Идея потопа присуща мифотворческому сознанию большинства народов, она повторяется повсюду, часто совпадая даже в деталях.

В потрясенном народном сознании зародился миф о Петре, как о сверхчеловеческом существе. Оценка его дела придавала ту

Слайд 17Пушкин придал творимой легенде форму законченного мифа.

Для одних он явился началом

разрушительным, злой силой, антихристом. Для других — силой творческой, благою — полубогом. Последних было немного. Но среди них оказался гениальный поэт и его слово о Петре прозвучало отчетливо и властно.
Пушкин придал творимой легенде форму законченного мифа.Для одних он явился началом разрушительным, злой силой, антихристом. Для других

Слайд 18С наследием Пушкина должны были считаться все, попытавшиеся сказать свое слово

о Петербурге.

Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живет и в прошлом и будущем, но он в большей мере принадлежит предшествующему периоду, чем последующему.

С наследием Пушкина должны были считаться все, попытавшиеся сказать свое слово о Петербурге. Пушкин создал из Петербурга

Слайд 19Великое творение гения Петра I, город прекрасных дворцов, воплощающий могущество России,

- таким воспели его в поэмах XVIII - начала XIX веков.
У Гоголя был личный горький опыт покорения северной Пальмиры. Двадцатилетним юношей, приехав из Малороссии, он познакомился с жизнью столичных чиновников и петербургских художников - своих будущих персонажей.

Гоголевский Петербург

Великое творение гения Петра I, город прекрасных дворцов, воплощающий могущество России, - таким воспели его в поэмах

Слайд 20"Трудно схватить общее выражение Петербурга, потому что в городе этом царит

разобщение: как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вышел в общую залу потому только, что не было другого места".

В статье "Петербургские записки 1836 года"
Николай Васильевич признаётся:


Слайд 21В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже

целый цикл петербургских повестей.
И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины.

Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях.

В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. И везде

Слайд 22“Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на

костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”.

Владимир Набоков писал:

“Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте:

Слайд 23Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является

повесть “Ночь перед Рождеством”, вошедшая в цикл “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Петербург Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.

Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть “Ночь перед Рождеством”, вошедшая в

Слайд 24Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через

звуки и свет: стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней — просто невероятное мелькание и суета.

Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным.

Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет: стук копыт, звук

Слайд 25Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в

Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: “Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло. Дворец здесь просто сказочный” .

В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон.

Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который

Слайд 26Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности,

которая присутствует в “Ночи перед Рождеством”, это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В “Ревизоре” мы встречаем два рассказа о Петербурге — Осипа и Хлестакова.

Совсем другим выглядит Петербург
в комедии “Ревизор”.

Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в “Ночи перед Рождеством”,

Слайд 27 Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных

развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: “Галантерейное, черт возьми, обхождение!”

В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника.

Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину:

Слайд 28Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить

на широкую ногу. Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.

Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков: это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью.

Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Петербург в мечтах

Слайд 29Это город, в котором “маленькие люди” пропадают бесследно. В нем одновременно

существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон.

Несколько другим изображен Петербург в повести “Шинель”.

Это город, в котором “маленькие люди” пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло,

Слайд 30Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в

воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Это, как говорит почтмейстер, сказочная Шехерезада. Этот Петербург, словно центр земли: здесь как будто собрались все страны мира.

Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в “Мертвых душах”.

Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и

Слайд 31Петербург поразил Гоголя глубокими общественными противоречиями и трагическими социальными контрастами. Здесь

человеческие отношения искажены. Всё показное, фальшивое, гибнут талант и вдохновение. Все эти впечатления легли в основу "Петербургских повестей".

Петербург “Мертвых душ” — это странный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, про который написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди.

Петербург поразил Гоголя глубокими общественными противоречиями и трагическими социальными контрастами. Здесь человеческие отношения искажены. Всё показное, фальшивое,

Слайд 32Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и

мрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта.

Облик Петербурга Гоголя во многом отличен от пушкинского Петербурга - «Медного всадника» и «Пиковой дамы» - с его строгой прямолинейностью улиц и площадей, величием и красотой города, построенного дерзкой волей преобразователя России - Петра I.

Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и мрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие

Слайд 33За блестящей парадностью Невского проспекта еще сильнее и трагичнее ощущается изнанка

жизни, ее безобразные и мучительные стороны: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Невский проспект является «выставкой», местом для показа всего этого наглого, пошлого, лицемерного, что отличает обладателей чинов и богатства.

Невский проспект - это зеркало столицы, отражающее ее контрасты.

За блестящей парадностью Невского проспекта еще сильнее и трагичнее ощущается изнанка жизни, ее безобразные и мучительные стороны:

Слайд 34Гоголь создал образ жертвы огромного и холодного города, безучастного к маленьким

радостям и страданиям своих обитателей. Уже Пушкин поставил эту проблему. Вспомним «Медного всадника» Пушкина. Поэт утвердил правду «нечеловеческой личности», ее великой миссии - возглавлять Империю.

Заключение

Гоголь создал образ жертвы огромного и холодного города, безучастного к маленьким радостям и страданиям своих обитателей. Уже

Слайд 35Итак, используя тексты художественных произведений, мы выявили характерные особенности Петербурга Пушкина

и Гоголя, определили черты сходства и различия в изображении города, которые наблюдаются и в нынешнем облике Северной столицы…

Заключение

Итак, используя тексты художественных произведений, мы выявили характерные особенности Петербурга Пушкина и Гоголя, определили черты сходства и

Слайд 36Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть