Выполнил:
обучающийся 24 группы
Шерстюков Игорь
Руководитель:
преподаватель русского
языка и литературы
Коденко Е.В.
Выполнил:
обучающийся 24 группы
Шерстюков Игорь
Руководитель:
преподаватель русского
языка и литературы
Коденко Е.В.
Цель моей работы – проследить изменение образа Петербурга на примерах произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Два Петербурга
Петербург Пушкина
Пушкин относился к Петербургу как, наверное, никто другой:
Впервые, как цельный образ, выступает Петербург в «Оде на вольность» (1819). Из тумана вырисовывается романтический замок мальтийского рыцаря - «уверенного злодея».
Но вскоре всё изменилось. Пушкин констатировал: в новом Петербурге истреблена духовность. Вот тогда-то и появились строчки:
Противоречивое отношение к столице -притягивание и отталкивание – сопровождает поэта на всём его жизненном пути.
Петербург преломляется в творчестве Пушкина в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях; у Пушкина можно найти образы праздничного города и будней.
Кто не помнит раннего зимнего петербургского утра?
В сжатых и простых образах рисует Пушкин в
«Арапе Петра Великого» новый город:
Петербургский миф
Идея потопа присуща мифотворческому сознанию большинства народов, она повторяется повсюду, часто совпадая даже в деталях.
Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живет и в прошлом и будущем, но он в большей мере принадлежит предшествующему периоду, чем последующему.
Гоголевский Петербург
В статье "Петербургские записки 1836 года"
Николай Васильевич признаётся:
Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях.
Владимир Набоков писал:
Петербург Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.
Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным.
В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон.
Совсем другим выглядит Петербург
в комедии “Ревизор”.
В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника.
Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков: это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью.
Несколько другим изображен Петербург в повести “Шинель”.
Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в “Мертвых душах”.
Петербург “Мертвых душ” — это странный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, про который написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди.
Облик Петербурга Гоголя во многом отличен от пушкинского Петербурга - «Медного всадника» и «Пиковой дамы» - с его строгой прямолинейностью улиц и площадей, величием и красотой города, построенного дерзкой волей преобразователя России - Петра I.
Невский проспект - это зеркало столицы, отражающее ее контрасты.
Заключение
Заключение
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть