Слайд 1Лесков Николай Семенович (1831-1895)
А силы в нем такие,
И в нем
талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.
А.Бельский.
Слайд 2 Руководитель:
учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ «Белопольная основная
общеобразовательная
школа» Адамовского района, Оренбургской области
Иртаева Ольга Михайловна
Работу выполнил ученик
МБОУ «Белопольная основная
общеобразовательная школа»
Адамовского района, Оренбургской области
Байгенжинов Нурлан Муратович
Слайд 3
Русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю
- 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.
Слайд 4«
В 1974 году дом на бывшей Третьей Дворянской улице
стал музеем
Н.С. Лескова.
В Горохове - в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, - он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, невзлюбили, и по просьбе будущего писателя бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле - в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.
Слайд 5В рабочем кабинете Лескова – многочисленные старинные часы, бесчисленные портреты, картины
в снимках и оригиналах, на столах множество ламп, масса безделушек.
В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник - муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев (1816–1884). В 1849 году Николай Лесков переехал в нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.
Слайд 6
Воспоминания о киевской жизни нашли отражение во многих его произведениях, таких
как "Импровизаторы", "Некрещеный поп", "Печерские антики", "Старинные психопаты", "Заячий ремиз".
Еще больший жизненный опыт Лесков приобрел, когда оставил государственную службу и поступил на работу к англичанину А.Я. Шкотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных, мужу своей тетки. Сопровождая переселяемых на новые земли крестьян, он много разъезжал по стране, посетил множество городов, попадая в самые отдаленные уголки России.
Слайд 7
В начале своей литературной деятельности (1860-е годы) Николай Лесков печатался под
псевдонимом М.Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, В.Пересветов, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы.
Во всей своей убогости и неприглядности быта предстают в раннем творчестве Лескова картины деревенской жизни, губительные последствия крепостнического строя.
Слайд 8
Позже Лесков уезжает за границу, сначала в Варшаву и Краков, а
затем во Францию, в Париж. Он пишет сложный по содержанию роман "Некуда" (1864), с трудом прошедший все препоны петербургской цензуры.
Произведения Лескова были удивительно проникнуты историей, внутренним миром обыкновенного человека. В начале 70-х годов выходят такие произведения, как "Запечатленный ангел", "Соборяне", "Очарованный странник", затем, несколько позже, "Павлин", "На краю света".
Слайд 9
В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела
Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.
Слайд 10
Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21
февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
Слайд 11А вокруг памятника, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских
произведений. Среди них тульский оружейник «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученьи выдраны.
:
В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.
Слайд 12
Левша» (полное название Сказ о тульском косом Левше и о
стальной блохе) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества», по словам Ю.Нагибина.
Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году
Слайд 13
При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась
предисловием:
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на ИжмеЯ не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Слайд 14
События повести начинаются приблизительно в 1815 годуСобытия повести начинаются приблизительно в
1815 году. Император Александр IСобытия повести начинаются приблизительно в 1815 году. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.
Слайд 15
Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол
Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.
Слайд 16
Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову
осуществить дипломатическую поездку на ДонГосударь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.
Слайд 17
Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во
главе с мастеровым по кличке «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.
Слайд 18
Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Через некоторое
время история стала известна англичанам, и они пригласили Левшу посетить свою страну. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.
Слайд 19На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по
которому они должны были перепить друг друга.
Слайд 20
По приезде в Петербург, полшкипера привели в чувства, а Левша, не
получив вовремя квалифицированную медицинскую помощь, скончался в простонародной Обухвинской больнице, где "неведомого сословия всех умирать принимают". Перед смертью Левша передал Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: "— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся." Но Мартын-Сольский не смог передать поручение, и по словам Лескова: "А доведи они левшины слова в своё время до государя,— в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был."
Слайд 21
Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё
Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др.
Критики отмечали, что при всей внешней лубочностиКритики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба
Слайд 22Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из
народа, мастера с золотыми руками.
Слайд 23Использованная литература:
Интернет-ресурсы