Слайд 1
Задача-тест по рассказу
Е. Замятина «Дракон»
Выполнила: Ершова Н. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Мысовская СОШ №56»
Слайд 2 Общая характеристика задачи
Задача построена на
основе художественных текстов, представляющих разные по жанру произведения. Чтение таких текстов требует умения выявлять их философский подтекст.
Задача ориентирована на поиск точной информации в художественном тексте;
работу с деталями;
сопоставление текстов;
выявление авторской позиции;
умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта и знаний из других предметных областей.
Источник: Замятин Е. «Дракон». Том 1 «Уездное»; М.: Изд-во «Русская книга», 2003
ДРАКОН
Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане –слева, справа, вверху, внизу –голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь –белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались к верху –пустые. И дыра в тумане: рот. Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом туман был видим и слышим:
–...Веду его: морда интеллигентная –просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!–Ну, и что же –довел?–Довел: без пересадки –в Царствие Небесное. Штыком. Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай. И вдруг –из пустых рукавов –из глубины –выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу –и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
–Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость! Дракон сбил назад картуз –и в тумане два глаза –две щелочки из бредового в человечий мир. Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были явно слова воробьенышу, но их –в бредовом мире –не было слышно. Скрежетал трамвай. –Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну ска-жи ты! Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул, и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из земного мира, трамвай.
(1918 год)
Слайд 4 Вы прочитали рассказ Е. Замятина, написанный в 1918 году.
Попробуйте
ответить на вопросы, связанные с особенностями этого рассказа.
1. Первая особенность - название «Дракон».
Прочитайте справку из словаря Т. Ф. Ефремовой : «Дракон – сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея, пожирающее людей и животных».
Сравните данные словаря с отрывком из текста Е. Замятина:
«Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь –белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане…»
Слайд 5Вопрос: как вы думаете, автор хотел:
А) передать внешнее сходство человека с
драконом
Б) отразить внутреннюю звериную сущность героя революционного времени
В) показать, как под влиянием революционных событий в душе героя происходит конфликт двух начал: звериного и человеческого
Слайд 62. Какую роль играет окружающая действительность, изображенная в рассказе?
3.Как автор
изображает мир, разделенный надвое?
4. Что связывает «земной, человеческий» мир и «бредовый, туманный, неизвестный», порожденный «люто замороженным Петербургом» ?
5. Изображая «новый» мир, автор прибегает к образным художественным средствам. Сопоставьте образы, рисующие «безумный» мир Петербурга и тропы, используемые Е. Замятиным.
Слайд 7«Люто замороженный, Петербург горел и бредил»;
«горячечное, небывалое, ледяное солнце»;
«невидимые за туманной
занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки»;
« изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки»;
« солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом»;
«Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из земного мира, трамвай»
Метафора
Эпитет
Олицетворение
Сравнение
оксюморон
Слайд 86.Сопоставьте «несущегося вон из земного мира» трамвая с «Заблудившимся трамваем» Н.
Гумилева и иллюстрацией к его стихотворению
***
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон…
В. Колбасов. Графика
«Заблудившийся трамвай»
героя нового мира
7. Перечитайте портретную характеристику представителя новой власти и ответьте на вопрос: какие детали подчеркивают значимость этого образа, а какие снижают?
«На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались к верху –пустые. И дыра в тумане: рот... из пустых рукавов –из глубины –выросли красные, драконьи лапы…Дракон сбил назад картуз –и в тумане два глаза –две щелочки из бредового в человечий мир…»
8. Что необычного, на ваш взгляд, в созданном Замятиным образе драконо-человека?
Слайд 109.Что общего в портретной характеристике героя Е. Замятина и героев поэмы
А. Блока, а также иллюстрации к поэме «12» Ю. Анненского?
«…В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!»
Ю. Анненский. «Двенадцать»
Слайд 1110.Художник -иллюстратор к английскому изданию рассказов Е. Замятина предложил свое видение
драконо-человека. Какая иллюстрация, на ваш взгляд, более убедительно показывает героя «нового» времени революционной России?
Слайд 12Речевая характеристика героя
11. Как характеризуют героя слова: «морда», «стервь», «воробьеныш»,
«трепыхнулся» и речевые обороты: «Ну скажи ты на милость», «ей-бо…», «мать ты моя!»
12. Как меняется интонация, с которой он произносит слово «стервь», сказанное им по отношению к интеллигенту (« И еще разговаривает, стервь, а?») и по отношению к воробьенышу: («Стервь этакая; будто трепыхнулся, а?»). Как проявляется при этом борьба человека и дракона в душе героя?
13. Сравните речь героя Е. Замятина с речью Петрухи из поэмы «12»: «…Ужь я времячко/ Проведу, проведу.../Ужь я темячко/Почешу, почешу.../ Ужь я семячки/Полущу, полущу.../ Ужь я ножичком/ Полосну, полосну!../Ты лети, буржуй, воробышком!/ Выпью кровушку/ За зазнобушку,/Чернобровушку...» Что объединяет психологию данных героев?
Слайд 13Винтовка как символ власти
«нового человека»
«На трамвайной площадке временно существовал дракон
с винтовкой, несясь в неизвестное…Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку…»
(Е. Замятин «Дракон»)
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»
(А. Блок «12»)
Слайд 14
Отношение к «жертве» героя рассказа
Е. Замятина
«Веду его: морда интеллигентная –просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!–Ну, и что же –довел?–Довел: без пересадки –в Царствие Небесное. Штыком…»
Слайд 15Отношение к «Жертве» героев поэмы «12»
« Что Катька, рада? —
Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!»
Иллюстрации В. Милашевского к поэме А. Блока «12»
«Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку, Чернобровушку...»
Слайд 16
14. Время создания рассказа Е. Замятина «Дракон» и поэмы А. Блока
«12»» - 1918, стихотворения Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай» – 1919. Помогают ли эти даты понять идею произведений этих авторов?
15. А.П.Чехов писал: «Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди». Можно ли отнести эти слова к авторам произведений, посвященных революции, свидетелями которой они стали?
.
Слайд 17Сравните образ «нового человека» И.
Аксенчука и А. Хржановского из фильма «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие». Какой из этих образов, на ваш взгляд, ближе герою Е. Замятина из рассказа «Дракон»?
Слайд 20Задание: напишите сочинение (на выбор):
1.Образ революционного Петербурга в рассказе Е.
Замятина «Дракон» и поэме А. Блока «12».
2. Герой революционного времени (по рассказу Е. Замятина «Дракон» и поэме А. Блока «12».
3. Совпадает ли трактовка образа красноармейца из мультфильм «Музыка революции» И. Аксенчука и поэме А. Блока «12»?