Презентация, доклад по литературе на тему Новый мир и новый человек в произведениях о революции

Содержание

Общая характеристика задачи Задача построена на основе художественных текстов, представляющих разные по жанру произведения. Чтение таких текстов требует умения выявлять их философский подтекст. Задача ориентирована на поиск точной информации в

Слайд 1 Задача-тест по рассказу

Е. Замятина «Дракон»

Выполнила: Ершова Н. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Мысовская СОШ №56»

Задача-тест по рассказу

Слайд 2 Общая характеристика задачи
Задача построена на

основе художественных текстов, представляющих разные по жанру произведения. Чтение таких текстов требует умения выявлять их философский подтекст.
Задача ориентирована на поиск точной информации в художественном тексте;
работу с деталями;
сопоставление текстов;
выявление авторской позиции;
умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта и знаний из других предметных областей.

Источник: Замятин Е. «Дракон». Том 1 «Уездное»; М.: Изд-во «Русская книга», 2003

Общая характеристика задачи Задача построена на основе художественных текстов, представляющих разные

Слайд 3

ДРАКОН
Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане –слева, справа, вверху, внизу –голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь –белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались к верху –пустые. И дыра в тумане: рот. Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом туман был видим и слышим:
–...Веду его: морда интеллигентная –просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!–Ну, и что же –довел?–Довел: без пересадки –в Царствие Небесное. Штыком. Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай. И вдруг –из пустых рукавов –из глубины –выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу –и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
–Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость! Дракон сбил назад картуз –и в тумане два глаза –две щелочки из бредового в человечий мир. Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были явно слова воробьенышу, но их –в бредовом мире –не было слышно. Скрежетал трамвай. –Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну ска-жи ты! Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул, и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из земного мира, трамвай.
(1918 год)


Слайд 4 Вы прочитали рассказ Е. Замятина, написанный в 1918 году.
Попробуйте

ответить на вопросы, связанные с особенностями этого рассказа.
1. Первая особенность - название «Дракон».
Прочитайте справку из словаря Т. Ф. Ефремовой : «Дракон – сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея, пожирающее людей и животных».
Сравните данные словаря с отрывком из текста Е. Замятина:
«Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь –белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане…»
Вы прочитали рассказ Е. Замятина, написанный в 1918 году. Попробуйте ответить на вопросы, связанные с особенностями

Слайд 5Вопрос: как вы думаете, автор хотел:

А) передать внешнее сходство человека с

драконом

Б) отразить внутреннюю звериную сущность героя революционного времени

В) показать, как под влиянием революционных событий в душе героя происходит конфликт двух начал: звериного и человеческого



Вопрос: как вы думаете, автор хотел:А) передать внешнее сходство человека с дракономБ) отразить внутреннюю звериную сущность героя

Слайд 62. Какую роль играет окружающая действительность, изображенная в рассказе?

3.Как автор

изображает мир, разделенный надвое?

4. Что связывает «земной, человеческий» мир и «бредовый, туманный, неизвестный», порожденный «люто замороженным Петербургом» ?

5. Изображая «новый» мир, автор прибегает к образным художественным средствам. Сопоставьте образы, рисующие «безумный» мир Петербурга и тропы, используемые Е. Замятиным.
2. Какую роль играет окружающая действительность, изображенная в рассказе? 3.Как автор изображает мир, разделенный надвое?4. Что связывает

Слайд 7«Люто замороженный, Петербург горел и бредил»;
«горячечное, небывалое, ледяное солнце»;
«невидимые за туманной

занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки»;
« изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки»;
« солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом»;
«Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из земного мира, трамвай»

Метафора
Эпитет
Олицетворение
Сравнение
оксюморон

«Люто замороженный, Петербург горел и бредил»;«горячечное, небывалое, ледяное солнце»;«невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут

Слайд 86.Сопоставьте «несущегося вон из земного мира» трамвая с «Заблудившимся трамваем» Н.

Гумилева и иллюстрацией к его стихотворению

***
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон…

В. Колбасов. Графика
«Заблудившийся трамвай»

6.Сопоставьте «несущегося вон из земного мира» трамвая с «Заблудившимся трамваем» Н. Гумилева и иллюстрацией к его стихотворению***Шел

Слайд 9 Портрет

героя нового мира

7. Перечитайте портретную характеристику представителя новой власти и ответьте на вопрос: какие детали подчеркивают значимость этого образа, а какие снижают?
«На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались к верху –пустые. И дыра в тумане: рот... из пустых рукавов –из глубины –выросли красные, драконьи лапы…Дракон сбил назад картуз –и в тумане два глаза –две щелочки из бредового в человечий мир…»
8. Что необычного, на ваш взгляд, в созданном Замятиным образе драконо-человека?

Портрет героя нового мира7. Перечитайте портретную характеристику

Слайд 109.Что общего в портретной характеристике героя Е. Замятина и героев поэмы

А. Блока, а также иллюстрации к поэме «12» Ю. Анненского?

«…В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!»

Ю. Анненский. «Двенадцать»

9.Что общего в портретной характеристике героя Е. Замятина и героев поэмы А. Блока, а также иллюстрации к

Слайд 1110.Художник -иллюстратор к английскому изданию рассказов Е. Замятина предложил свое видение

драконо-человека. Какая иллюстрация, на ваш взгляд, более убедительно показывает героя «нового» времени революционной России?
10.Художник -иллюстратор к английскому изданию рассказов Е. Замятина предложил свое видение драконо-человека. Какая иллюстрация, на ваш взгляд,

Слайд 12Речевая характеристика героя
11. Как характеризуют героя слова: «морда», «стервь», «воробьеныш»,

«трепыхнулся» и речевые обороты: «Ну скажи ты на милость», «ей-бо…», «мать ты моя!»
12. Как меняется интонация, с которой он произносит слово «стервь», сказанное им по отношению к интеллигенту (« И еще разговаривает, стервь, а?») и по отношению к воробьенышу: («Стервь этакая; будто трепыхнулся, а?»). Как проявляется при этом борьба человека и дракона в душе героя?
13. Сравните речь героя Е. Замятина с речью Петрухи из поэмы «12»: «…Ужь я времячко/ Проведу, проведу.../Ужь я темячко/Почешу, почешу.../ Ужь я семячки/Полущу, полущу.../ Ужь я ножичком/ Полосну, полосну!../Ты лети, буржуй, воробышком!/ Выпью кровушку/ За зазнобушку,/Чернобровушку...» Что объединяет психологию данных героев?

Речевая характеристика героя 11. Как характеризуют героя слова: «морда», «стервь», «воробьеныш», «трепыхнулся» и речевые обороты: «Ну скажи

Слайд 13Винтовка как символ власти «нового человека»
«На трамвайной площадке временно существовал дракон

с винтовкой, несясь в неизвестное…Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку…»
(Е. Замятин «Дракон»)

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»
(А. Блок «12»)

Винтовка как символ власти  «нового человека»«На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное…Проводник

Слайд 14 Отношение к «жертве» героя рассказа

Е. Замятина


«Веду его: морда интеллигентная –просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!–Ну, и что же –довел?–Довел: без пересадки –в Царствие Небесное. Штыком…»

Отношение к «жертве» героя рассказа

Слайд 15Отношение к «Жертве» героев поэмы «12»
« Что Катька, рада? —

Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!»

Иллюстрации В. Милашевского к поэме А. Блока «12»

«Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку, Чернобровушку...»

Отношение к «Жертве» героев поэмы «12» « Что Катька, рада? — Ни гу-гу...Лежи ты, падаль, на снегу!»

Слайд 16 14. Время создания рассказа Е. Замятина «Дракон» и поэмы А. Блока

«12»» - 1918, стихотворения Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай» – 1919. Помогают ли эти даты понять идею произведений этих авторов? 15. А.П.Чехов писал: «Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди». Можно ли отнести эти слова к авторам произведений, посвященных революции, свидетелями которой они стали?

.


Слайд 17Сравните образ «нового человека» И.

Аксенчука и А. Хржановского из фильма «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие». Какой из этих образов, на ваш взгляд, ближе герою Е. Замятина из рассказа «Дракон»?
Сравните образ «нового человека»       И. Аксенчука и А. Хржановского из фильма

Слайд 20Задание: напишите сочинение (на выбор): 1.Образ революционного Петербурга в рассказе Е.

Замятина «Дракон» и поэме А. Блока «12». 2. Герой революционного времени (по рассказу Е. Замятина «Дракон» и поэме А. Блока «12». 3. Совпадает ли трактовка образа красноармейца из мультфильм «Музыка революции» И. Аксенчука и поэме А. Блока «12»?
Задание: напишите сочинение (на выбор):  1.Образ революционного Петербурга в рассказе Е. Замятина «Дракон» и поэме А.

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть