Слайд 2М.А.Шолохов- академик АН СССР(1939), дважды Герой Социалистического Труда(1967,1980), член КПСС, член
ЦК КПСС, лауреат Нобелевской премии(1965)
«Нахалёнок» (1925)
«Донские рассказы» (1926)
«Тихий Дон» (1-2 книги-1928, 3 кн.-1929-32, 4 кн.-1937-1940), Государственная премия
«Поднятая целина», (1кн-1932, 2 кн.-1959-60) Ленинская премия
«Они сражались за Родину» (1943-44)
«Судьба человека» (1957)
Слайд 3Особенности жанра романа «Тихий Дон»
«Тихий Дон»-
роман-эпопея.
Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над «Тихим Доном» его настольной книгой был роман-эпопея
«Война и мир»
Слайд 4Исследователи творчества писателя говорят об эпической природе романа, сопоставляя его с
гомеровским эпосом и шекспировской драмой
Как эпос Гомера, «Тихий Дон»- эпическое воплощение жизни народа, его культуры.
Григорий Мелехов живёт теми противоречиями и силами, которые охватывают целостность мира, стоит перед неразрешимыми вопросами, как Гамлет.
Слайд 5Вопрос об авторстве «Тихого Дона»
Поставив в один ряд с Гомером и
Шекспиром, надо отметить ещё одно соответствие. Это вопрос об авторстве.
С давних времён идут споры о том,
кто же на самом деле создал «Илиаду», кто написал «Гамлета».
С автором «Тихого Дона» такая же история.
Слайд 6 Согласно довольно
распространённой версии, Шолохов нашёл чужую готовую рукопись и опубликовал её под своим именем.
Основным поводом для оспаривания авторства Шолохова стало быстрое написание романа молодым автором (22-27 лет), не имевшим до этого значительных публикаций.
«Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу?»
Слайд 7После многолетних споров устоялись
две точки зрения
на авторство
«Тихого Дона»
Доводы Солженицына:
-23 летний дебютант создал произведение на материале далеко превосходящем его жизненный опыт и уровень образования
-Невероятно, что казак выступил против сил, губящих донские устои, казачество
-Эти литературные высоты не были подтверждены и повторены
-Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не представлены черновики и рукописи
-В романе можно обнаружить разнородность отдельных частей
Доводы В.Кожинова:
-Шолохов родился ранее официальной даты. Люди в то время формировались и взрослели рано
-Вырос в семье станичного купца. В 1923 году женился на дочери казачкого станичного атамана. В 1927г. получил отказ в принятии в комсомол.
-Пример Л.Н.Толстого- после «А.Карениной» уровень произведений менее высокий
-Обнаружились черновики романа , их обзор опубликован в журнале «Москва» №10 за 1991г.
-В любом худож.тесте можно найти несоответствия
Слайд 8Главное- роман существует и давно стал достоянием мировой культуры, и вряд
ли так уж важно, кто его автор.
Слайд 9«Тихий Дон»- прежде всего книга о донском казачестве казачестве-
сословной
группе, со своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка, некогда вольных людей, сохранивших уважение к свободе,
а затем – особой служилой категорией населения царской России, освобождённой от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряжённых за свой счёт обученных кавалеристов.
Слайд 10Шолохов стремился показать казачество как целый мир.
Но в трудных ситуациях огромных
общественно-исторических потрясений Шолохова больше всего волновало внутреннее богатство и сложность простого человека.
А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.
Слайд 11Время действия в романе
Действие «Тихого Дона» продолжается около 10 лет, с
мая 1912 по март 1922г.
Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Её начало показано в 3ч. 1кн., действие которой заканчивается в ноябре 1914г.
Между 1 и 2 кн.- временной перерыв, 4ч. Открывается словами «1916год.Октябрь.» Остаётся несколько месяцев до Февральской революции и год до Октябрьской.
Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует.
Подробнее описывается первая, неудачная , попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтёлкова, казнь подтелковцев (1918г), изображённая в конце 2кн.
В 3кн.6ч. Время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919г.- за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания».
Слайд 12Жизнь казачества
Эпизоды из жизни семей
«История Порфирия Мелехова» (ч.1 гл.1)
«Утро в
семье Мелеховых», «На рыбалке» (ч.1, гл.2)
«На сенокосе» (ч.1,гл.9)
Наказание Григория отцом за гульбу с Аксиньей (кн.1.гл.10)
Сцены сватовства Григория и Натальи (ч.1, гл.15-22)
Гульба на свадьбе (ч.1 гл.21,23)
Призыв на воинскую службу» (ч.2, гл.21)
Слайд 13«Чудовищная нелепица войны»
Война- сначала Первая мировая, потом гражданская- показана Шолоховым как
антитеза мирной жизни.
«Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом мировой истории.
Шолохов войну изображает правдиво, без прикрас, во всей её отвратительности и бесчеловечности.
Первые впечатления у людей, участвующих в боях,- изумление, разочарование, ужас.
Слайд 14Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь.
Сильнейшее потрясение вызывает
у Григория убийство им австрийца ( конец гл.5, ч.3).
Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу (ч.3 гл.10) перемены видны даже во внешности: его «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью.»
Война в изображении Шолохова начисто лишена романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига.
Слайд 15«А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие
наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».
Слайд 16Как снижается Шолоховым героический пафос? (ч.4 гл.4)
«Как солончак не впитывает воду,
так и сердце Григория не впитывало жалость.
С холодным призрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым- четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил».
Шолохов показывает: храбрость человека идет не от лучших качеств-патриотизмов, желания защитить жизнь, а от презрения к жизни, безжалостности, навязанных войной.
Слайд 17Батальные сцены неинтересны Шолохову.
Его волнует другое- что делает война с человеком.
Ярко выражен протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.
Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория.
Любовь ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию- вот сущность характера шолоховского героя.
Безумство войны, в которой погибают невинные люди- бессмысленные жертвы, положенные на алтарь чьего-то честолюбия- вот о чем задумывается герой.
Слайд 18В сцене «в госпитале у Григория проявляется гордость, независимость, злость за
все, что сделала война.
Не пощадила «чудовищная нелепица войны» и невоенных. Мелиховы получают известие о том, что Григорий «пал смертью храбрых».
Война разрушает и «незаконную» семью Григория и Аксиньи.
Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.
Слайд 19Гражданская война в изображении Шолохова.
Долгое время гражданская война была окутана ореолом
подвига, романтики.
Борис Васильевич писал об этом так: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные- мы все, весь народ, вся Россия».
Шолохов- один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддержан большой работой с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами.
Слайд 20Сцена расправы с чернецовцами (ч.5, гл.12).
Поведение Подтелкова и Чернецова наглядно воплощает
ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон.
Автор выделяет их портретами: «Поручик с красивейшими женскими глазами», «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер». Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие , абстрактные «враги»- перед нами люди. Описание казнимых офицеров психологически оправдывает поступок Григория: он вступается не за врага , а за человека.
Слайд 21Расказачивание сопровождается массовым террором, который вызывает ответную жестокость.
« Народ стравили»,- думает
Григорий о происходящем.
Григорий воспринимает казнь Подтелкова как справедливое возмездие, о чем свидетельствует его монолог, обращенный к Подтелкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли…По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!»
Слайд 22 Григорий уходит с площади, где казнят Подтелкова, не дождавшись
казни, так как для него расправа над безоружным отвратительна, чем бы она ни была вызвана.
Слайд 23Герой Шолохова не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон.
Везде- обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория.
В последнем эпизоде второй книги Шолохов рисует символические образы: старик, построивший часовню над могилой; самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь.
Здесь сталкиваются жизнь и смерть , высокое, вечное- и трагические реалии, ставшие привычными, обыденными.
Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.
Слайд 24Критика о «Тихом Доне»
Б. Васильев увидел в « Тихий Доне» отражение
главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».
От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни
Слайд 25В. Кожинов пишет о том что «Тихий Дон» чаще всего пытались
истолковать как воссоздание смертельной битвы красных и белых. Шолохов обвинялся в белогвардейщине.
Шолохов встречался и беседовал со Сталиным, который требовал « ужесточить» образ Корнилова, обвинял Шолохова в сочувствии белогвардейцам.
Ему пытались рекомендовать «перевоспитать» Григория в большевика, свести его с пролетариатом.
Но автор романа проявил стойкость и мужество, отстояв художественную и жизненную правду.
Слайд 26Судьба Григория.
Этот образ привлекает внимание самобытностью, чуткостью к новому. Но есть
в нем и проявление стихийного начала.
Книга 1
1. Предопределённость трагич. судьбы(происхождение).
2. Жизнь в доме отца. Зависимость от него
3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)
4. Стычка со Степаном
5. Сватовство и женитьба.
6. Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.
7. Призыв в армию.
8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.
9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными Григория.
10.Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.
11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.
Слайд 27Книга 2, ч.3-4
12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком»
.
13. 1915г. Спасение Степана Астахова.
14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.
15. Предчувствие беды, ранение.
16. Григорий и его дети, желание конца войны.
17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.
18. Напоминание об Аксинье.
19. Ранение. Расправа над пленными.
20. Лазарет. «к кому же прислониться?»
21. Семья. «Я- за советскую власть».
22. неудачные выборы в отрядные атаманы.
23. Последняя встреча с Подтелковым.
Слайд 28Книга 3, ч.6
24. Разговор с Петром.
25. Злоба к большевикам.
26. Ссора
с отцом из-за награбленного.
27. Самовольный отъезд домой.
28. Красные у Мелеховых.
29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».
30. Пьянство, мысли о смерти.
31. Григорий убивает матросов.
32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.
33. Встреча с Аксиньей.
Слайд 29Книга 4, ч.7
34. Григорий в семье. Дети, Наталья.
35. Сон Григория.
36. Кудинов
о невежестве Григория.
37. Ссора с Фицхалауровым.
38. Распад семьи.
39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.
40 Смерть жены.
41. Тиф и выздоровление.
42. Попытка сесть на проход в Новоросийске.
Слайд 30Часть 8.
43. Григорий у Буденного.
44. Демобилизация, разговор с Михаилом.
45. Уходи из
хутора.
46. В банде Филина, на острове.
47. Уход из банды.
48. Гибель Аксиньи.
49. В лесу.
50. Возвращение домой.
Слайд 31Проблематика «Тихого Дона» раскрывается не в характере одного, хотя бы и
основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения.
Но образ Григория как бы концентрирует в себе основной исторический и идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали сложной и противоречивой жизни многих действующих лиц, являющихся носителями определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.