Презентация, доклад по литературе на тему Любовная лирика А.С. Пушкина

Содержание

Автор работы: Назарова Алёна, ученица 9 класса МКОУ СОШ с. Парфёново, Черемховский район, Иркутская область

Слайд 1«И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не

может.»
А.С. Пушкин.

Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина.

«И сердце вновь горит и любит оттого,Что не любить оно не может.»А.С. Пушкин.Идеал в любовной лирике А.С.

Слайд 2Автор работы: Назарова Алёна, ученица 9 класса МКОУ СОШ с. Парфёново,

Черемховский район, Иркутская область
Автор работы: Назарова Алёна, ученица 9 класса МКОУ СОШ с. Парфёново, Черемховский район, Иркутская область

Слайд 3
Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?
(«Фонтану

Бахчисарайского дворца»)


Цель работы: Определить есть ли идеал в лирике А.С. Пушкина о любви.

Иль только сон воображеньяВ пустынной мгле нарисовалСвои минутные виденья,Души неясный идеал?(«Фонтану Бахчисарайского дворца»)Цель работы: Определить есть ли

Слайд 4познакомиться с адресатами любовных стихотворений поэта;
сделать выводы, кто из адресатов любовных

стихотворений поэта стал его «души неясным идеалом»;
выявить, какой он, идеал любовной лирики А.С. Пушкина.



Задачи:

познакомиться с адресатами любовных стихотворений поэта;сделать выводы, кто из адресатов любовных стихотворений поэта стал его «души неясным

Слайд 5«Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…»- так писал А.С. Пушкин

о Жуковском. Но эти строки поэта можно отнести и к его собственной поэзии. Особенное место занимает в пушкинском творчестве любовная лирика.
«Лелеющая гуманность поэзии А.С. Пушкина» необходима подрастающему поколению: в ней находит оно ответы на важные вопросы: «Что есть любовь? Каков же женский идеал красоты?»

Каждая встреча с поэзией А.С. Пушкина- радость.

«Его стихов пленительная сладостьПройдёт веков завистливую даль…»- так писал А.С. Пушкин о Жуковском. Но эти строки поэта

Слайд 6Методы исследования- анализ разных точек зрения на поиск идеала самим поэтом

в любовной лирике.
Предмет исследования- идеал в любовной лирике поэта.
Практическая значимость работы- составление словаря «Поэтические образы в любовной лирике А.С. Пушкина»

Объект исследования- лирика А.С. Пушкина о любви.

Методы исследования- анализ разных точек зрения на поиск идеала самим поэтом в любовной лирике.Предмет исследования- идеал в

Слайд 7Мне дорого любви моей мученье-
Пускай умру, но пусть умру любя!
(«Желание»)
Я верю:

я любим; для сердца нужно верить.
(«Дориде)
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(К***)
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
(«Я вас любил…»)

«…наше всё. Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного»

Мне дорого любви моей мученье-Пускай умру, но пусть умру любя!(«Желание»)Я верю: я любим; для сердца нужно верить.(«Дориде)Как

Слайд 8 Пленительные женские образы, вдохновившие поэта на гениальные

лирические строки.
Красавицам, светским львицам, хозяйкам литературных салонов посвящены многие прекрасные поэтические шедевры гения русской литературы.


«Я помню чудное мгновенье…»

Пленительные женские образы, вдохновившие поэта на гениальные лирические строки.    Красавицам,

Слайд 9 Первой любовью А.С Пушкина была Бакунина Екатерина

Павловна (1795-1869)- сестра Александра Бакунина, лицейского товарища Пушкина. Это была «первая платоническая, истинно поэтическая любовь» поэта. Екатерина всегда приезжала на лицейские балы. Она оставила след в творчестве поэта. Пушкин с чувством пламенного юноши описал ее прелести в стихотворении «К живописцу». И в романе «Евгений Онегин» он тоже вспоминает свою первую любовь:
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал.

Первая любовь Пушкина.

Первой любовью А.С Пушкина была Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869)- сестра Александра Бакунина, лицейского

Слайд 10 Волконская Мария Николаевна, урожденная Раевская(1805- 1863)-

дочь Н.Н. и С.Н. Раевских, с 11 января 1825 г. Жена С. Г. Волконского . Пушкин был знаком с семьей Раевских еще по Петербургу(1871-1820). В мае 1820г. А Екатеринославле он присоединился к семейству Раевских и совершил с ними путешествие на кавказские минеральные воды и в Крым. Общение с Марией Николаевной и семейством Раевских продолжалось в Кишиневе(июнь 1821 г.) и в Одессе. Последняя их встреча произошла в Москве 26 декабря 1826г. в доме З. Волконской. Мария Николаевна спешила в Сибирь вслед за мужем –декабристом. Мужество этой прекрасной женщины, ее высокое чувство долга произвели огромное впечатление на Пушкина. Ей он посвятил поэму «Полтава» , «На холмах Грузии лежит ночная мгла », с её именем связывают стихотворения «Редеет облаков летучая гряда …», «Таврида», «Ненастный день потух», «Буря».Когда умер вдали от матери ее малютка- сын Николай , Пушкин в 1829 году откликнулся на его смерть стихами : «В сиянье, в радостном покое/ У трона вечного творца /С улыбкой он глядит в изгнание земное,/ Благословляет мать и молвит за отца ».

Волконская Мария Николаевна.

Волконская Мария Николаевна, урожденная Раевская(1805- 1863)- дочь Н.Н. и С.Н. Раевских, с

Слайд 11Воронцова (Браницкая) Елизавета Ксаверьевна- графиня (1792-1880)- дочь польского магната и племянница

светлейшего князя Потемкина, жена новороссийского генерал- губернатора , под начальством которого Пушкин находился в Одессе. «Воронцова была одной из привлекательнейших женщин своего времени . Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною женской грацией, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин без памяти влюблялись в нее»(В. Соллогуб). Встретив Воронцову в Одессе (1823 г.)он ее страстно полюбил. На полях рукописи «Евгения Онегина» поэт рисует портреты Воронцовой. Чувство Пушкина к Воронцовой запечатлено в стихах: «Сожженное письмо», «Желанье славы», «Храни меня , мой талисман», «Прощание». Перед отъездом Пушкина из Одессы Воронцова дарит ему свой портрет в золотом медальоне и перстень – талисман с сердоликом. Пушкин им очень дорожил и всегда носил его на пальце. Талисманом он запечатывал свои письма . Сестра поэта рассказывала, что , когда ему приходило письмо с такой же печатью , как на его перстне, он запирался в своей комнате, никуда не выходил, никого не принимал. Перед женитьбой Пушкин вспоминает Воронцову в стихотворении «В последний раз твой образ милый…»

Воронцова Елизавета Ксаверьевна.

Воронцова (Браницкая) Елизавета Ксаверьевна- графиня (1792-1880)- дочь польского магната и племянница  светлейшего князя Потемкина, жена новороссийского

Слайд 12 Керн Анна Петровна (урожденная Полторацкая)(1800-1879)- племянница П.А. Осиповой.

Именно в доме Осиповой в Тригорском летом 1825 г. Пушкин встретил Анну Петровну. Он тотчас ее узнал, хотя со времени их первой встречи прошло 6 лет. Время пребывания Анны Петровны в Тригорском было веселым и занимательным – Пушкин читал своих «Цыган», был любезен и весел. А когда Анна Петровна уезжала в Ригу , он подарил ей только что вышедшую из печати первую главу «Евгения Онегина» и рукопись стихотворения « Я помню чудное мгновенье…», которое назвал К***(здесь зашифрована фамилия Керн).В ее доме в Петербурге в 1840 г. М.И. Глинка сочинил музыку на эти стихи. В письме, посланном в Ригу, Пушкин писал: «Каждый день гуляю я по саду и повторяю себе она была здесь- камень, о которой она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа, я пишу много стихов- все это, если хотите, очень похоже на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то».

К***

Керн Анна Петровна (урожденная Полторацкая)(1800-1879)- племянница П.А. Осиповой. Именно в доме Осиповой в Тригорском

Слайд 13 Пушкина- Ланская Наталья Николаевна(1812-1863)(урожденная Гончаров; в первом браке-

Пушкина(с 18 февраля 1831 г. по 29 января 1837 г. ).Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну на балу у известного московского танцмейстера Иогеля «около начала 1829 года», сразу же влюбился и через Ф.М. Толстого сделал предложение(в конце апреля 1829 г.), на которое получил от матери Натальи Николаевны неопределенный отказ. Второе предложение 6 апреля 1830г. Было принято после того, как Пушкин представил Гончаровой Натальи Ивановне требуемые ею доказательства его благонадежности. 6 мая 1830 г. состоялась помолвка ,но венчание – только 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот . Причиной задержки было нежелание тещи выдать дочь без приданного при полном отсутствии средств. Пушкин сам дал деньги на приданое якобы в долг, заложив имение. Из Болдино Пушкин писал Плетневу 9 и 29 сентября 1830г. : «Сегодня от своей получил я примиленькое письмо; обещает выйти за меня и без приданого… Зовет меня в Москву… Она меня любит…» . «Я женат и счастлив ; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь»(письмо Плетневу от 24 февраля 1831 г.).

Последняя любовь Пушкина.

Пушкина- Ланская Наталья Николаевна(1812-1863)(урожденная Гончаров; в первом браке- Пушкина(с 18 февраля 1831 г. по

Слайд 14 Письма Пушкина к жене : « С твоим

лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица»(21 августа 1833г.), «Я должен был на тебе жениться , потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив ». Пушкин посвятил ей стихотворения : «Мадона»(1830), «Нет , я не дорожу мятежным наслаждением… » (1831), «Пора, мой друг, пора…»(1834). В 1835 г. Произошло знакомство Натальи Николаевны с Дантесом . Я.Л. Левкович отмечает, что в истории дуэли Наталья играла пассивную роль: она была верной женой , хотя и увлечена была Дантесом. На дуэли Пушкина с Дантесом 27 января 1837 г., поэт был сильно ранен и через два дня отдал богу душу. Выполняя волю Пушкина («носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но за человек порядочного») Гончарова покидает Петербург. В 1844 году она второй раз вышла замуж за Петра Петровича Ланского . От первого брака у нее было четверо детей, а от второго – трое. В 1850-е годы она предоставила П.В.Анненкову два сундука рукописей Пушкина. Сохранилось 78 писем поэта в Натальи Николаевне и одно Натальи Николаевны к Пушкину.
Письма Пушкина к жене : « С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете

Слайд 15«Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал…»
Величайший взлет любви,

любви платонической к Екатерине Бакуниной («Бакунинский цикл»)
Мотивы возвышенной любви пронизывают стихи, посвященные Елизавете Алексеевне, жене императора Александра I . «Она чарует обходительностью и чистосердечием» (госпожа де Сталь)

Поиск женского идеала в лирике А.С. Пушкина

«Весь день минутной встречи ждалИ счастье тайных мук узнал…»Величайший взлет любви, любви платонической к Екатерине Бакуниной («Бакунинский

Слайд 16Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви,
И блеск очей небесный,
Лиющих огнь

в сердца.
И граций стан прелестный,
И снег ее лица.
*** *** ***
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.

О ней поэт писал:

Мой свет, мой добрый гений,Предмет моей любви,И блеск очей небесный,Лиющих огнь в сердца.И граций стан прелестный,И снег

Слайд 17 «Я, вдохновенный Аполлоном, Елисавету втайне пел.»

«Я, вдохновенный Аполлоном, Елисавету втайне пел.»

Слайд 18«…встретясь с ней, смущенный, ты Вдруг остановишься невольно… благоговея богомольно перед святыней красоты»

Все в

ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.(Это уже о другой императрице- Александре Фёдоровне)
«…встретясь с ней, смущенный, ты Вдруг остановишься невольно… благоговея богомольно перед святыней красоты»Все в ней гармония, все

Слайд 19Александра Фёдоровна-жена императора Николая 1- «святыня красоты»

Александра Фёдоровна-жена императора Николая 1- «святыня красоты»

Слайд 20 Поэту уже необходимы « не одна чувственность,


не одна страсть…но вместе с тем и глубокое целомудренное чувство, привязанность нравственная, связь духовная, любовь души к душе» (В.Г. Белинский)

«Мне грустно и легко; печаль моя светла;»

«Как дай вам Бог любимой быть другим.»

«И весь я полон был таинственной печали, И имя чуждое уста мои шептали»

Поэту уже необходимы « не одна чувственность,  не одна страсть…но вместе с

Слайд 21«гений чистой красоты»- связь женского образа с «божеством», с духовным идеалом

(Героиня, представая в обыкновенной житейской обстановке, остается возвышенно-неземной).
«чистейшей прелести чистейший образец»(Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему.)

«Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна»

«гений чистой красоты»- связь женского образа с «божеством», с духовным идеалом (Героиня, представая в обыкновенной житейской обстановке,

Слайд 221. Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике : любовь безоблачная, любовь

мечта, любовь веселье .Она- главный предмет поэзии.(традиционные образы античных богов: Амура и Венеры)
2. Романтический образ талисмана -символ любви и верности.
3. Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье»- как посвящение не только Анне Петровне Керн. « …гений чистой красоты» возник в поэзии В.А. Жуковского в стихотворении «Лалла Рук».Это имя индийской принцессы, роль которой исполняла во время костюмированного придворного праздника великая княгиня Александра Федоровна, супруга русского царя Николая I. В послании «К***» создан женский образ, который можно охарактеризовать как идеал поэта. С его появления в душе поэта воскресает прежде всего «божество», поэтому можно сказать, что идеальный образ женщины является идеалом духовным.
4. В зрелой любовной лирике за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария-дева, Матерь Господа Христа, Пречистая.

Каков же он идеал поэта?

1. Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике : любовь безоблачная, любовь мечта, любовь веселье .Она- главный предмет

Слайд 23


Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
Смысл любви (в стихах А.С. Пушкина)в том, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.


Слайд 24Начав с воспевания женственно- земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился

к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
Стихи А.С. Пушкина- вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Поэт воспел Женщину.

«Он лишь в чистые мгновенья бытия слетает к нам…» (В.А. Жуковский)

Начав с воспевания женственно- земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла.

Слайд 25Образ розы (поэтический образ этого цветка обозначал любовь)
«Роза»(1815) «Увяла роза/Дитя зари»
«Фонтану

Бахчисарайского дворца» (1824) «Фонтан любви, фонтан живой! //Принёс я в дар тебе две розы».
«Соловей и роза» (1827) «Но роза милая не чувствует, не внемлет/И под влюбленный гимн колеблется и дремлет»
«Есть роза дивная…»(1827) «Мертвит дыхание мороза,//Блестит между минутных роз/Неувядаемая роза…»
«О, дева-роза, я в оковах»(1824)

«Словарь поэтических образов в любовной поэзии А.С. Пушкина

Образ розы (поэтический образ этого цветка обозначал любовь)«Роза»(1815) «Увяла роза/Дитя зари»«Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824) «Фонтан любви, фонтан

Слайд 26
«Сожженное письмо»(1825)»Прощай, письмо любви, прощай!»

«Увы! Язык любви болтливый…»(1828) «Письмо любви

ты разорвёшь,//Но стихотворное посланье/ С улыбкой нежною прочтешь…

Письмо (романтический образ- символ любви)

«Сожженное письмо»(1825)»Прощай, письмо любви, прощай!»«Увы! Язык любви болтливый…»(1828) «Письмо любви ты разорвёшь,//Но стихотворное посланье/ С улыбкой

Слайд 27 «Ответ Ф.Т.*» «Нет, не агат в глазах у ней…»
«Ночь» (1824)

«Во тьме твои глаза блистают предо мною…»
«Её глаза» (В ответ на стихи Вяземского) (1826) «Но. Сам признайся, то ли дело/ Глаза Олениной моей!»
«Пред испанкой благородной…»(1830) «Оба смело и свободно/ В очи прямо ей глядят…»

Глаза

«Ответ Ф.Т.*» «Нет, не агат в глазах у ней…»«Ночь» (1824) «Во тьме твои глаза блистают предо

Слайд 28«Признание» (К Александре Ивановне Осиповой) (1825) «Мой ангел, как я вас

люблю!»
«Предчувствие» (1828) «…Сжать твою, мой ангел, руку/ Я спешу в последний раз».
«Ангел» (1825) «В дверях эдема ангел нежный/ Главой поникшею сиял…»

Ангел

«Признание» (К Александре Ивановне Осиповой) (1825) «Мой ангел, как я вас люблю!»«Предчувствие» (1828) «…Сжать твою, мой ангел,

Слайд 29«Цветы последние милей…»(1825)
«Цветок»(1826) «На память нежного ль свиданья,// Или разлуки роковой…»
Цветы

«Цветы последние милей…»(1825)«Цветок»(1826) «На память нежного ль свиданья,// Или разлуки роковой…»Цветы

Слайд 30«К**» (1825)»Он весь в тебя- ты мать Амура,// Ты богородица моя».
«Мадонна»

(1830) «Творец/ Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,// Чистейшей прелести чистейший образец».
«Красавица» (В альбом Г ****) (1832) «Благоговея богомольно/ Перед святыней красоты».
«К***» (1832) «Когда нечаянно пройдет передо мной /Младое, чиистое , небнсное созданье…»

Богоматерь

«К**» (1825)»Он весь в тебя- ты мать Амура,// Ты богородица моя».«Мадонна» (1830) «Творец/ Тебя мне ниспослал, тебя,

Слайд 31«К***» (1825) «Как мимолетное виденье:// Как гений чистой красоты».
«Ек. Н. Ушаковой»

(1825) «Но ты, мой злой иль добрый гений…»
«Княгине З.А. Волконской» (При посылке ей поэмы «Цыганы») (1825) «И над задумчивым челом,// Двойным увенчанным челом,// И вьется и пылает гений».

«Гений» (образ неземной красоты)

«К***» (1825) «Как мимолетное виденье:// Как гений чистой красоты».«Ек. Н. Ушаковой» (1825) «Но ты, мой злой иль

Слайд 32Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть