Презентация, доклад по литературе на тему Любить, но кого же?...

Содержание

Цель:Проанализировать влияние муз Лермонтова на развитие темы любви в его творчестве.Задачи:Проследить жизненный путь Лермонтова и его муз.Проанализировать стихотворения, посвященные любимым женщинам.Раскрыть отношение светского общества к чувству человеческой любви.Определить, какую роль играли музы в жизни М. Ю.

Слайд 1«Любить, но кого же?..»
Любовь в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова
1814 - 1841
Выполнила:

Светлакова Мария,
ученица 8 класса МБОУ Верхнепозимской СОШ
Руководитель: Блинова Надежда Геннадьевна
«Любить, но кого же?..»Любовь в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова1814 - 1841Выполнила: Светлакова Мария,

Слайд 2Цель:
Проанализировать влияние муз Лермонтова на развитие темы любви в его творчестве.
Задачи:
Проследить

жизненный путь Лермонтова и его муз.
Проанализировать стихотворения, посвященные любимым женщинам.
Раскрыть отношение светского общества к чувству человеческой любви.
Определить, какую роль играли музы в жизни М. Ю. Лермонтова.
Предложить учителям использовать собранный нами материал для проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Вызвать желание учащихся глубже изучать лирику Лермонтова

Методы исследования:

Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова.
Чтение и анализ стихов.
Изучение критической литературы по творчеству Лермонтова и воспоминаний современников.
Составление презентации.

Цель:Проанализировать влияние муз Лермонтова на развитие темы любви в его творчестве.Задачи:Проследить жизненный путь Лермонтова и его муз.Проанализировать

Слайд 3Ожидаемые результаты:
Проявление интереса современных школьников к творчеству М. Ю. Лермонтова;

возрождение желания

детей, подростков, молодежи к чтению произведений
русской классической литературы;

возрастание роли школы и школьной библиотеки в развитии читательского интереса школьников.
Ожидаемые результаты:Проявление интереса современных школьников к творчеству М. Ю. Лермонтова;возрождение желания детей, подростков, молодежи к чтению произведений

Слайд 4Чудо русской литературы
Пушкина убили, когда ему было меньше

38, а Лермонтова убили, когда ему не сравнялось 28… Пушкин – вечная печаль. Лермонтов – незаживающая открытая рана. Кто-то когда-то обронил, что Пушкин был дневным, а Лермонтов- ночным светилом русской поэзии. Было и такое сравнение Пушкина и его поэзии с равнинной рекой, а поэзии Лермонтова - с горной рекой, стесненной скалистыми берегами. С чистейшей небесной синевой в глубине души вступил Лермонтов на кремнистый путь своей короткой и ослепительно яркой жизни.
Чудо русской литературы   Пушкина убили, когда ему было меньше 38, а Лермонтова убили, когда ему

Слайд 5 Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова

(1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. Ранняя смерть матери, раннее вынужденное расставание с отцом могли отрицательно сказаться и на характере, и на творчестве поэта, но ведь он был под крылом своего ангела-хранителя – Елизаветы Алексеевны Столыпиной.

Юрий Петрович Лермонтов
1787 - 1831

Мария Михайловна Лермонтова (Арсеньева)
1796 - 1817

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817),

Слайд 6Любить… но кого же?
На время не стоит
труда,
А вечно любить
Невозможно…

Три раза я

любил,
Любил три раза
безнадежно…
Любить… но кого же?На время не стоиттруда,А вечно любитьНевозможно…Три раза я любил,Любил три разабезнадежно…

Слайд 7Адресаты любовной лирики Лермонтова:
Екатерина Сушкова
Варвара Лопухина
Наталья Иванова
Мария Щербатова

Екатерина Быховец

Адресаты любовной лирики Лермонтова:Екатерина СушковаВарвара ЛопухинаНаталья ИвановаМария Щербатова Екатерина Быховец

Слайд 81812 – 1868
Екатерина Александровна Сушкова

1812 – 1868Екатерина Александровна Сушкова

Слайд 9Первая любовь оказалась неразделимой, принеся юноше вместо радости боль и страдания.

Именно поэтому стихотворение проникнуто пронзительным чувством одиночества и неверием во взаимопонимание между людьми.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто- то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
Слезами горькими, с тоскою.
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
«Нищий,1830»


Первая любовь оказалась неразделимой, принеся юноше вместо радости боль и страдания. Именно поэтому стихотворение проникнуто пронзительным чувством

Слайд 10Стихотворение «Нищий» было написано Лермонтовым после того, как он увидел слепого

нищего, над которым подшучивала молодежь, кладя вместо денег камушки. В этом стихотворении юный поэт сравнивает себя с нищим, а Сушкову с молодежью, которая обманывает бедного поэта. Произведение, созданное в романтических традициях байроновского творчества и посвященное теме неразделенной любви, является биографичным. Стихотворение строится на развернутом сравнении: поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого равнодушия. Полные боли строки не только отражают разочарование и тоску героя, но и раскрывают ценность настоящего, искреннего чувства.
Стихотворение «Нищий» было написано Лермонтовым после того, как он увидел слепого нищего, над которым подшучивала молодежь, кладя

Слайд 11С Сушковой связан лирический «цикл» 1830: «К Сушковой», «Нищий», «Стансы», «Ночь»,

«Подражание Байрону», «Я не люблю тебя: страстей …»

Зови надежду сновиденьем,
Неправду – истиной зови,
Не верь хвалам и увереньям,
Но верь, о, верь моей любви!
Такой любви нельзя не верить,
Мой взор не скроет ничего;
С тобою грех мне лицемерить,
Ты слишком ангел для того.

(К***)

Но вскоре юноша разочаровывается в своей избраннице…

Так я молил твоей любви,
Слезами горькими, с тоскою .
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою.

С Сушковой связан лирический «цикл» 1830: «К Сушковой», «Нищий», «Стансы», «Ночь», «Подражание Байрону», «Я не люблю тебя:

Слайд 12Иванова Наталья Федоровна
1813 – 1875

Иванова Наталья Федоровна1813 – 1875

Слайд 13Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся,

грусть не утая,
Будить людское сожаленье.
Счастливицы, мнил я, не поймут
Того, что не разберут,
И черных дум не унесут
Ни радость дружеских минут,
Ни страстный пламень поцелуя.
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Чтобы, прочтя сии листы,
Меня бы примирила ты
С людьми и с буйными страстями…
«Н.Ф.И…. вой» 1830

Видно, что отношение Лермонтова к той, которая побудила написать это стихотворение , было искренним и серьезным.

Любил с начала жизни я Угрюмое уединенье,Где укрывался весь в себя,Бояся, грусть не утая,Будить людское сожаленье.Счастливицы, мнил

Слайд 14Лермонтов говорит о какой – то отдаленности во взглядах, которую хочет

преодолеть. Поэт искренне ищет суда, ждет его – и справедливого. Он ждет приговора о самом важном деле – своем творчестве.
Время шло, уходил из памяти образ черноокой насмешницы. В своей вере в любовь сердце отдавалось настойчивому исканию. Но он продолжает верить в суд своей избранницы, просит ее защищать, надеется, что не ошибся в выборе

В стихотворении 1831 года « Романс к И.» молодой поэт снова обращается к этой девушке, как к верному своему другу, который сумеет, по его мысли, защитить и оправдать его в глазах «бесчувственной, светской толпы:

Когда я унесу в чужбину
Под небо южной стороны
Мою жестокую кручину,
Мои обманчивые сны,
И люди с злобой ядовитой
Осудят жизнь мою порой,
Ты будешь ли моей защитой
Перед бесчувственной толпой?
Клянися в том! Чтоб вовсе радость
Не умерла в моей груди ,
Что б я сказал в земле изгнанья:
Есть сердце, лучших дней залог,
Где почтены мои страдания,
Где мир их очернить не мог!..

Лермонтов говорит о какой – то отдаленности во взглядах, которую хочет преодолеть. Поэт искренне ищет суда, ждет

Слайд 15 К ранней весне 1832 года относится большое прощальное послание «К***»,

в котором как бы подведен итог этому мучительному и напряженному чувству. С горестным упреком обратился на прощание поэт к еще недавно любимой им девушке:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Невластны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
Итак пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
Итак я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней...
…Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену? –
Ты знала: - я тебя не знал!
К ранней весне 1832 года относится большое прощальное послание «К***», в котором как бы подведен итог

Слайд 16Возвышенная любовь, ирония над пережитыми чувствами, гордое самоутверждение, мучительное воспоминание о

своей неразделенной любви выражены Лермонтовым в этом стихотворении с такой силой, с таким сознанием своего великого поэтического предназначения, что послание «К***» невольно останавливает внимание всякого, кто берет в руки томик юношеских стихотворений Лермонтова. Около двух лет мучало Лермонтова неразделенное чувство к Н.Ф.И. Стихотворениями, написанными весною 1832 года, заканчивается история юношеской любви, вдохновившей Лермонтова на создание этого «лирического дневника».

Возвышенная любовь, ирония над пережитыми чувствами, гордое самоутверждение, мучительное воспоминание о своей неразделенной любви выражены Лермонтовым в

Слайд 17Варвара Александровна Лопухина
1815 – 1851

Варвара Александровна Лопухина1815 – 1851

Слайд 18Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей

немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движения,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает
Как воспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
1832
Она не гордой красотоюПрельщает юношей живых,Она не водит за собоюТолпу вздыхателей немых.И стан ее не стан богини,И

Слайд 19 В этом стихотворении поэт создал идеальный образ возлюбленной. Произведение можно

разделить на две части. В первой перечисляются те качества внешности, которой у любимой женщины нет. Нагнетание отрицаний в описании облика героини сразу заставляет вспомнить строки из «Евгения Онегина» Пушкина, посвященные Татьяне Лариной. Лермонтов использует тот же прием контраста: неяркая внешность – внутренняя красота. Поэту важно осознать, что возлюбленная – реальная, земная женщина. Она не вызывает псевдоромантических бурных восторгов.
Вторая часть стихотворения повествует об истинных достоинствах женщины.
В этом стихотворении поэт создал идеальный образ возлюбленной. Произведение можно разделить на две части. В первой

Слайд 20 По воспоминаниям родственников поэта, чувство любви к Лопухиной он сохранил

до конца жизни. Недолгое время в Москве, когда Лермонтов учился в Московском университете, они встречались часто. Однако семья Лопухиных выступала против подобного брака. Главным противником выступал отец, Александр Николаевич Лопухин. Также против такого союза высказывалась сестра Варвары и подруга Лермонтова Мария. В 1835 году Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметьева. Ему тогда было уже 37 лет, а Варваре только 20. По свидетельству троюродного брата Лермонтова Акима Шан-Гирея, тот при известии о свадьбе Лопухиной «изменился в лице и побледнел».
В этот момент была боль, но позже появилась акварель «Испанка» и это стихотворение:

Я понял, что душа ее была
Из тех, которым рано все понятно.
Для мук и счастия, для добра и зла
В них пищи много – только невозвратно
Они идут, куда их повела случайность,
Без раскаянья, упреков и жалобы
Им в жизни нет уроков,
Их чувствам повторяться не дано…

По воспоминаниям родственников поэта, чувство любви к Лопухиной он сохранил до конца жизни. Недолгое время в

Слайд 21Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была

адресатом или прототипом как в ранних стихах : "У ног других не забывал...", 1831, "Она не гордой красотою...", 1832, и другие, так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Лиговской" (Вера).
Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних

Слайд 22Мария Алексеевна Щербатова
1820 - 1879

Мария Алексеевна Щербатова1820 - 1879

Слайд 23На светские цепи,
На блеск утомительный бала
Цветущие степи Украйны она променяла,
Но юга

родного
На ней сохранилась примета
Среди ледяного,
Среди беспощадного света.
Как ночи Украйны,
В мерцании звезд незакатанных ,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных,
Прозрачный и синий,
Как небо тех стран, ее глазки;
Как ветер пустыни
И нежат и жгут ее ласки.
И зреющей сливы
Румянец на щечках пушистых
И солнца отливы
Играют в кудрях золотисты.

На светские цепи,На блеск утомительный балаЦветущие степи Украйны она променяла,Но юга родного На ней сохранилась примета Среди

Слайд 24Поэт посвятил Марии Щербатовой стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную») и

«<М. А. Щербатовой>».
А. О. Смирнова вспоминает о том, при каких обстоятельствах написано было Лермонтовым стихотворение «Молитва»: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он <...> обещал и написал ей эти стихи: В минуту жизни трудную...».

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
«Молитва»(1839)

Поэт посвятил Марии Щербатовой стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную») и «».   А. О. Смирнова

Слайд 25В жизни поэта наступают тяжелые времена; все идет далеко не так,

как хотелось. И в эту трудную минуту автор исполняет молитву Бугу и верит, что Господь поможет ему. Молитва – путь к спасению и душевной гармонии. М. Ю. Лермонтов видит в молитве нечто особенное, даже святое, способное залечить любые душевные раны.
Все произведение – это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто – то, отрицавший веру и переживший откровение.
Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гобели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни.
Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облек их в столь искренне, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.
В жизни поэта наступают тяжелые времена; все идет далеко не так, как хотелось. И в эту трудную

Слайд 26Следует отметить, что, создавая портрет милой ему женщины, Лермонтов пользуется теми

же красками и даже образами, какие пленяют его в родимой природе. И наконец, как и Машенька Штерич, Лермонтов от дерзких взоров красавиц не воспламеняется. Вот ведь и Варвару Лопухину полюбил не скоро, а разлюбить не мог, даже сильно увлекшись молодой и прелестной вдовой…

Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю, как и для чего.
Я потерял уж это право…
И что скажу вам? –ничего!
Что помню вас? – но, боже правый,
Вы это знаете давно:
И вам, конечно, все равно.
И знать вам также нету нужды,
Где я? Что я? В какой глуши?..
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню – да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
Во-первых, потому, что много
И долго, долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил;
Потом в раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, - но вас
Забыть мне было невозможно…

Впрочем, выбирал Лермонтов не между новой влюбленностью и старой любовью. Он снова делал решительный шаг, разворачивал свою жизнь в новом направлении – и снова мучился, что приносит столько горя и беспокойства тем, кто его верно и самоотверженно любит: бабушке, Машеньке Штерич…

Следует отметить, что, создавая портрет милой ему женщины, Лермонтов пользуется теми же красками и даже образами, какие

Слайд 27Екатерина Григорьевна Быховец
1820 - 1880

Екатерина Григорьевна Быховец1820 - 1880

Слайд 28Летом 1841 года в Пятигорске Лермонтов встретил свою кузину Екатерину Григорьевну

Быховец. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину. И уже перед самой гибелью, обращаясь к кузине, искренне скажет:

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
(1841)

Идейной основой произведения является конфликт между реальностью и истинным чувством. В душе лирического героя происходит любовная трагедия. Стихотворение представляет собой душевное, полное грусти обращение взволнованного человека к любимой женщине.

Летом 1841 года в Пятигорске Лермонтов встретил свою кузину Екатерину Григорьевну Быховец. По свидетельству близких поэту людей,

Слайд 29Для лирического героя имеет значение не блистательная красота любимой, а ее

внутреннее богатство. Драматизм страдальца заключается в том, что он не намерен мириться с вечным движением времени. Поэтому он постоянно находится под властью прошлого, которое хранит в себе всю прелесть, всю чистоту и яркость «юных дней». В душе героя давно остыла любовь, оставив ему лишь воспоминания молодости.
Лирический герой словно чувствует свое одиночество и душевную пустоту. Именно поэму его мысли обращены в прошлое. Образ возлюбленной, бережно хранимый в сердце – вот единственная отрада в скучной и прозаичной действительности. Ему лучше прошлое страдание, чем пустая «красота».
Стихотворение пронизано огромным чувством неудовлетворенности лирического героя жизнью, а так же его душевным одиночеством. Напряженность и пронзительность описанной в произведении проблемы сочетается с глубокой лирикой и выразительностью поэтического языка.
Для лирического героя имеет значение не блистательная красота любимой, а ее внутреннее богатство. Драматизм страдальца заключается в

Слайд 30 27 июля 1841 года на склоне Машука, недалеко от Пятигорска,

сбылось предсказание акушерки: «Умрет не своей смертью!»…

Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно – мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом страданье,
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье..
Но в мире новом друг друга они не узнали.

Его не любили очень многие и обожали единицы, одни видели его глаза красными ( что было правдою), другие прекрасными ( что тоже было правдою), он был несносным, угрюмым, букой – он был душою общества…

Всю свою жизнь Лермонтов искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания! Но он все равно любил и надеялся!

27 июля 1841 года на склоне Машука, недалеко от Пятигорска, сбылось предсказание акушерки: «Умрет не своей

Слайд 31Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой

вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет.
Боюсь не смерти я. О, нет!Боюсь исчезнуть совершенно,Хочу, чтоб труд мой вдохновенныйКогда-нибудь увидел свет.

Слайд 32Благодарим за внимание

Благодарим за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть