Слайд 1Крымский текст в русской художественно-документальной прозе конца 19 - начале 20
века (М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, С.Я.Елпатьевкий)
Слайд 2Актуальность данной работы вытекает из значимости продолжать разработку темы крымского текста
в наследии русских писателей. Данная деятельность должна способствовать прояснению не только узко литературоведческих и искусствоведческих проблем, но и обеспечить новый виток осмысления разносторонней крымской проблемы в ее политической, социологической, психологической и других сферах.
В рамках данной работы мы рассмотрим крымский текст в русской художественно-документальной прозе конца 19 - начало 20 века, в частности речь пойдет о творческом наследии М. Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна и С. Я. Елпатьевкого. Данные авторы весьма значимы для русской литературы периода конца 19 - начало 20 века, они не только создавали замечательные литературные произведения, но и в своих мемуарах, дневниках, письмах и документальной прозе пытались осознать происходящее в их время, дать этому времени оценку. Именно с этих позиций выбран перечень авторов для анализа творческого наследия в рамках исследуемого вопроса.
Слайд 3Цель работы – проанализировать специфику крымского текста в русской художественно-документальной прозе
конца 19 - начало 20 века на примере произведений Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна и С. Я. Елпатьевкого.
Объект исследования – крымский текст как литературно-культурологическое явление.
Предмет исследования - художественно-документальная проза Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна и С. Я. Елпатьевкого.
Слайд 4В связи с намеченной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть крымский текст
в научном дискурсе,
2. Проанализировать тенденции развития крымского текста в художественно-документальной прозе (на примере прозы И. А. Бунина о Крыме, М. Горького и очерков А.И.Куприна «Листригоны»,
3. Выявить специфику крымского текста в очерках С. Я. Елпатьевского о Крыме.
Слайд 5Методы исследования:
- анализ информационных источников по исходной проблеме (посредством данного
метода нами отобраны и проанализированы наиболее значимые, на наш взгляд, работы по исходной проблеме),
- описательный метод (данный метод позволит о характеризовать содержание и границы крымского текста в наследии указанных авторов),
- историко-функциональный метод (данный метод используется для того, чтобы установить роль крымского текста в формировании и отражении мировидения М. Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна и С. Я. Елпатьевкого),
- метод концептного анализа (анализ текста указанных авторов с привлечением настоящего метода предполагает выявление опорных концептов, репрезентирующих крымское художественное пространство).
Слайд 6Методологическая основа работы: труды отечественных исследователей, посвященные проблемам всестороннего изучения текста
как литературного феномена (М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова), исследования крымского текста А. П. Люсого, В. В. Курьяновой.
Научная новизна работы заключается в попытке продолжить разработку вопроса крымского текста в русской литературе, в рамках данной работы на примере русской художественно-документальной прозе конца 19 - начало 20 века.
Слайд 7В нашей работе под крымским текстом будем понимать семантически связанную с
Крымом систему представлений о человеке и мире, выраженную в художественном произведении, которая воспринимается с помощью единого интерпретирующего кода, который присущ автору произведения и его потребителю (читателю, зрителю, слушателю) как субъектам общего историко-литературного и социокультурного процесса.
Слайд 8Анализ тематики, проблематики и поэтики произведений «крымского цикла» позволяет сделать вывод
о значительном влиянии на искусство И. Бунина всего «крымского» периода. Именно в его широких, но чётких границах формировались базовые принципы творческой манеры будущего классика, складывалась его философия жизни, природы, человека; за счёт синтеза реализма с импрессионизмом обогащался арсенал художественных средств.
Слайд 9Сложно говорить о присутствии в творчестве А. М. Горького крымского текста,
но наличие в ней мотивов Крыма отрицать нельзя.
Слайд 10Касательно жанра «Листригонов», то С. А. Ташлыков обнаруживает в «Листригонах» новеллистические
черты; большинством куприноведов – в частности, В. А. Келдышем, Е. А. Дьяковой, Ю. В. Бабичевой, Л. Н. Михеевой и др., это произведение относится к очерковому жанру, а А. А. Волков называет «Листригонов» «циклом маленьких поэм в прозе», перекликаясь с Е. А. Дьяковой, которая, не ставя под сомнение очерковую природу «Листригонов», соотносит отдельные композиционные единицы цикла с «короткими стихотворениями в прозе».
Слайд 11Анализ разновременных и разножанровых его произведений показал, что в поэтике пространства
писателя постоянно используются такие приемы мифологизирования, как:
– организация пространственной картины мира в соответствии с мифологической ценностно маркированной системой оппозиций (верх/низ; север/юг; открытое/закрытое пространство и т.д.);
– мифологическое дублирования ситуаций, героев и определенных пространственных комплексов;
– аллюзивная опора на мифологический контекст и выстраивание аналогий между изображаемыми событиями и героями и их мифологическими «прототипами»;
– мифопоэтическая разработка пространственной образности при воссоздании в сюжете прозы Куприна архетипических ситуаций инициации, жертвоприношения, испытания героя.