Слайд 1Пространственная структура
романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Слайд 2Введение
Время начала работы над романом
«Мастер и Маргарита» точно неизвестно (1928-1929гг).
В романе используются различные жанры. Все переплетено, как в жизни.
Необычна композиция романа - это «роман в романе». Необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя»).
У романа было несколько редакций. Он имел много названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», : «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Князь тьмы».
Слайд 3Система персонажей в романе
Первая триада: Понтий Пилат, Воланд, Стравинский.
Вторая триада: Афраний,
1-й помощник Понтия Пилата; Коровьев, 1-й помощник Воланда; врач Федор Васильевич, 1-й помощник Стравинского.
Третья триада: кентурион Марк Крысобой, Азазело – демон-убийца, Арчибальд Арчибальдович – директор ресторана Дома Грибоедова.
Четвертая триада: Банга – любимый пес Пилата, Бегемот – шут Воланда, милицейский пес Тузбубен (современная копия собаки прокуратора).
Пятая триада: Низа – агент Афрания, Гелла – служанка Воланда, Наташа – служанка Маргариты.
Шестая триада: Иосиф Каиафа, исполняющий обязанности президента Синедриона, первосвященник иудейский; Берлиоз – председатель МАССОЛИТа; неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца.
Седьмая триада: Иуда из Кириафа, Барон Майгель, Алоизий Могарыч.
Восьмая триада: Левий Матвей, Иван Бездомный, Александр Рюхин.
Персонажи, составляющие диаду: Иешуа Га-Ноцри и Мастер.
Особое место Маргариты в романе.
Слайд 4Признаки дьявола
Дьявол объединяет три параллельных мира в романе: ершалаимский, московский и
потусторонний.
Общие признаки появления дьявола: палящее солнце; московская и ершалаимская грозы.
Слайд 5Узы родства в романе «Мастер и Маргарита»
Практически никто из основных персонажей
не связан между собой узами родства или брака.
Основой развития сюжета служат связи между героями, вытекающие в первую очередь из их положения в древнем, потустороннем и современном обществе.
Слайд 6Иерархичность миров
Строгая иерархичность царит и в потустороннем мире.
Воланд
Бегемот Коровьев
Азазелло
и Гелла
Четкая иерархия есть в возглавляемом Берлиозом МАССОЛИТе, в Театре Варьете, в клинике Стравинского.
Мастер не принадлежит ни к какой иерархии.
Слайд 7Три мира «Мастера и Маргариты» с точки зрения философии
Трехмирность романа можно
соотнести с взглядами известного русского религиозного философа, богослова и ученого-математика П. А. Флоренского. Он доказал, что троичность, как основную категорию бытия, невозможно логически вывести из каких – либо оснований, потому возводил ее к изначальному триединству Божественной Троицы.
Слайд 8Христианские мотивы в романе «Мастер и Маргарита»
Библейские сюжеты лежат в основе
огромного множества различных произведений искусства. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» не только использует христианские мотивы, но и видоизменяет их:
Образ Христа.
Объяснение истины.
Образ Воланда.
«Говорящий» библейский образ Понтия Пилата.
Слайд 9Заключение
Роман «Мастер и Маргарита» - вершина русской прозы XX столетия, апология
творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Мы являемся свидетелями постоянного взаимодействия, тесной взаимосвязи трех миров: творчества, обычной жизни и высших сил, или провидения.
В финале романа все три мира, достаточно четко разграниченные в начале, сливаются воедино. Это говорит о тесной и гармоничной взаимосвязи всех явлений и событий на свете.