Слайд 1Иван Андреевич Крылов
(1769 - 1844)
Слайд 2 Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним
не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
М. Исаковский
Слайд 3Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье
скромного армейского офицера. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему даже учиться в школе. Малолетний Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора , который пускал Ваню в дом из милости . На десятом году жизни Крылов остался без отца, ему пришлось много работать. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самостоятельно изучал математику, итальянский и французские языки и стал для своего времени высокообразованным человеком. В 36 лет Иван Андреевич начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Первая басня была издана , когда И.А.Крылову было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.
Слайд 4 В своих баснях учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки
и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что то новое и важное о себе и людях. Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течении жизни при встрече с людскими пороками.
Слайд 5Памятник Крылову
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник,
который изображает сидящего человека с грустным, умным лицом, он смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
Это Иван Андреевич Крылов и герои его басен.
Слайд 6Что же такое басня?
Небольшой рассказ, часто стихотворный
Делится на 2 части:
основное повествование
и мораль (нравоучительный вывод),
О неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых
Персонажи (герои) – животные
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
Мораль – может быть в начале или в конце. Иногда вывод в басне отсутствует, но он все равно подразумевается.
Слайд 7 В басне действующие лица - чаще животные, птицы, насекомые, а так
же неодушевленные предметы, но нередко и люди. Басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, их мораль принадлежит всецело к области житейской мудрости.
Слайд 9Жанр басни в творчестве И.А.Крылова
Первую басню написал в 11
лет.
Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях.
Слайд 11Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
Из каких басен строки?
Слайд 12К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены
не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Слайд 13«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.» -
«Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды
нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
Слайд 14«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право
сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоту такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Слайд 16Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -
«Когда бы вверх могла
поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут!»
Слайд 17«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой!
Что там за рожа?
Какие у неё ужимки
и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.»
Слайд 18«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до
вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
Слайд 19За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит
он Кукушку.
Слайд 20Кто виноват из них, кто прав,-
Судить не нам;
Да только воз и
ныне там.
Слайд 21У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но
мы Истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Слайд 22Избави, бог, и нас от этаких судей.
Слайд 23А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не
тратить
по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Слайд 24«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на слона!»
Слайд 25И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия
рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия.
А Бестужев.
Слайд 26« Забавой он людей исправил,
Сметая с их пороков пыль;
Он баснями себя
прославил,
И эта слава наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по – русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят»
П.А. Вяземсий
Слайд 28«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Слайд 30«Мартышка и очки»
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда
про неё свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её еще и гонит.
Слайд 31«Квартет»
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
А вы друзья как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
Слайд 32
«Волк и Лисица»
Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.
Мы этой басней
поясним.
Слайд 33«Слон и Моська»
Ай, Моська!
Знать она сильна,
Что лает на слона!
Слайд 34«Стрекоза и Муравей»
Ты все пела?
Это дело:
Так пойди же,
попляши!
Слайд 35«Ворона и Лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но
только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Слайд 37 Иван Андреевич Крылов
заслужил всенародную славу и
признательность.
Созданные
им произведения
Давно вышли за пределы России,
он стал известен и в Англии, и в Америке.
Его ценят и почитают наряду с великими баснописцами древности и новых времен.