Слайд 1Грибоедов Александр Сергеевич.
«Горе от ума»
Составила: Балкина Светлана Иосифовна,
учитель русского языка
и литературы
МКОУ Биазинская средняя школа,
Северного района, Новосибирской области
Слайд 3Нет другого писателя в русской литературе, жизнь и судьба которого были
бы так тесно связаны с драматической коллизией главного его произведения, как Александр Сергеевич Грибоедов. Засвидетельствованный Пушкиным «озлобленный ум» Грибоедова, вся его жизнь и глубоко впечатлившая всех гибель в 1829 г. (которую он предчувствовал и предсказывал) сами по себе могут составить превосходный комментарий к его комедии.
Обращает на себя внимание раннее развитие драматурга под руководством профессоров Б.И. Иона и И.Т. Буле – сначала на дому, а потом в Московском университете, где за шесть лет юноша прошёл курс трёх факультетов и особый интерес проявил к истории мировой комедии. Это раннее развитие, энтузиастическая преданность науке и устремлённость к знаниям, к художественному творчеству, к искусствам выламывали Грибоедова, отпрыска родовитой барской семьи, из социальной среды.
Отечественная война 1812 года увлекла юношу на военную службу. Добровольно он зачисляется в Московский гусарский полк. Участвовать непосредственно в боевых действиях Грибоедову не пришлось, но патриотический подъём того времени, наблюдения над характером «бодрого», но бесправного народа, напрягшего силы для отпора внешнему врагу, не прошли даром для драматурга.
Слайд 4В 1815 году Грибоедов поселяется в Петербурге. Наделённый гениальным умом, впитавший
в себя высшие достижения мировой культуры и настроенный исключительно серьёзно, Грибоедов поступил на службу в коллегию иностранных дел.
Служба в Коллегии не требовала от молодых людей из знатных фамилий слишком большого напряжения и затрат времени. Грибоедов проводит время в безумных забавах петербургской аристократической молодёжи, отдавая дань буйным пирушкам, обожанию возлюбленных актрис и разным эксцентрическим выходкам.
В ноябре 1817 года он принял участие в нашумевшей в ту пору исключительно жестокой «двойной» дуэли Завадовского с Шереметевым из-за танцовщицы Истоминой. Глубоко потрясённый случившимся, Грибоедов круто переменил жизнь: он принимает предложение об отъезде для дипломатической службы на закавказский Восток и там предаётся неусыпным литературным и научным занятиям. Историческая судьба русского народа становится с этого времени главной темой Грибоедова.
О впечатлениях московской жизни рассказывал сам Грибоедов в письме к С.Н. Бегичеву, от 18. о9 1818 года: «В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не сопряжённые ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; нив ком нет любви к чему-нибудь изящному, а притом «несть пророк без чести, токмо в отечествии своём, в сродстве и в дому своём».
Слайд 5Комедия «Горе от ума» начата Грибоедовым в Тифлисе, где он служил
с 1821 года при генерале А.П. Ермолове. Весной 1823 года с двумя первыми актами драматург едет в Москву, в следующем году – в Петербург, и к осени 1824 года текст комедии окончательно стабилизировался.
«Горе от ума» – феноменальное по существу своему и по своей историко-литературной судьбе произведение. Александр Блок определил его как «до сих пор не разгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы». Комедия Грибоедова отразила его антибюрократический, антикрепостнический политический идеал и была для своего времени, с точки зрения властей и цензуры, взрывчатым идеологическим материалом.
Не добившись ни издания своей комедии, ни постановки ее на театре, летом 1825 года Грибоедов отправляется в путешествие по югу России, через Киев и Крым он возвращается на Кавказ к Ермолову.
14 декабря 1825 года вспыхивает и жестоко подавляется царем восстание декабристов. Привлеченные к дознанию Трубецкой и Оболенский показали Следственной комиссии, что Грибоедов был принят в тайную организацию Рылеевым.
22 января 1826 года Грибоедов был арестован в крепости Грозной, 11 февраля доставлен фельдъегерем в Петербург и уже утром следующего дня предстал перед Следственной комиссией. 2 июня 1826 года Грибоедов был освобожден с «очистительным» аттестатом и вернулся на Кавказ, где в это время вновь обострилась борьба с Персией.
Слайд 610 февраля 1828 года был заключен с Персией Туркманчайский мир. Грибоедов,
участвовавший в заключении договора, сам повез трактат в петербург. Здесь его встречали с триумфом. Но ему предстояло вернуться на Восток, куда он поехал с тяжелым чувством обреченности, хотя и в качестве влиятельного «полномочного министра».
30 января 1829 года толпа мусульман, вышедшая из мечети и подстрекаемая фанатиками, ворвалась в помещение русского посольства. Весь персонал, кроме секретаря Мальцова, был перебит. Грибоедов, надев парадный мундир, мужественно защищался, но был оттеснен толпой в свою комнату и погиб только после того, как нападавшие обрушили на него потолок.
Слайд 7Комедия Грибоедова «Горе от ума» занимает исключительное место в литературе своего
времени и вообще в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи – столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями, и отразила его со всей страстностью и сатирической силой. Произведение получилось злободневным, отвечающим насущным потребностям своего времени. В ней воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря.
Комедия Грибоедова била не по одному какому-нибудь пороку общества, а по всем, вместе взятым, по всему старому обществу, по его самодержавно-бюрократической основе, которая и порождала карьеризм, бюрократию, мракобесие и невежество.
Слайд 8В пьесе Грибоедова огненными речами и всем поведением ее героя –
Чацкого не только отвергаются устаревшие формы жизни, но и пропагандируется новая идеология – дух свободомыслия, честного служения действительным потребностям русского народа. Благородная фигура Чацкого – неравнодушная, деятельная, бойцовская.
Но Чацкий в пьесе один и борется пока в одиночку.
Чацкий терпит поражение – как в личном плане (в отношении Софьи), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он Москву покидает, тем самым прекращая борьбу. Но зритель убежден в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным и в его грядущей победе.
Чацкий – полноценный художественный персонаж, тип, живое лицо, и даже, по определению Н.П. Огарева, «самый рельефный образ» «Горя от ума». Несмотря на известную литературную условность, согласно которой действие комедии протекает в течение одного дня, герой показан в развитии, в борении мыслей, страстей; он мучительно заблуждается, по-гамлетовски решает свою загадку и прозревает не сразу, что только повышает интерес к нему и привлекательность его для читателей.
Слайд 9Чацкому противопоставлен Молчалин – как иной тип поведения молодого человека: внешне
благоприличный, скромный, но в сущности подлый, подхалимствующий карьерист и лакей. Как человек ограниченный, он, однако, убежден в своем превосходстве и смотрит на Чацкого, не желающего почему-то «награжденья брать», как на неудачника – с сожалением и свысока.
Слайд 10Фамусов Павел Афанасьевич изображен как воинствующий представитель и «столп» режима.
Слайд 11Софья Павловна Фамусова – дочь Фамусова – характер не вполне ясный,
вызывающий различные трактовки. Она тоже порождение, но также и жертва реакционной среды, приходящая в конце концов к нравственной катастрофе и запоздавшему раскаянию.
Слайд 12Коллективный образ реакционного московского барства складывается не только из этих и
других главных, выведенных на сцену лиц комедии, но и из многочисленных мимолетных образов, упоминаемых в монологах и репликах: пустопорожний «писатель» Фома Фомич, барственная Татьяна Юрьевна, владелец крепостного театра, распродавший «поодиночке» всю свою крепостную труппу; «княгиня Марья Алексеевна», держащая в страхе всю Москву, - образ-символ колоссального обобщающего значения.
Слайд 13Комедия имеет оптимистическое звучание и заключает в себе идею неодолимости нового.
Историческая обреченность, бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю. Соотношение этих сил точно определил в этюде «Мильон терзаний» И.А. Гончаров, один из лучших толкователей грибоедовской пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
Комедия Грибоедова замечательна своим темпераментом, горячим лиризмом, патриотическим воодушевлением, «криком негодования» в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, против крепостничества, карьеризма реакционного мракобесия. Пьесу пронизывает идея национальной самобытности русского народа, возражение против обезличивания национальной культуры.
Слайд 14Особо отметил Пушкин язык комедии – совершенно свободный, разговорный, живой, без
какой бы то ни было нарочитости или стесненности. Речь персонажей индивидуализирована, каждый говорит соответственно своему характеру и психологии, своей социальной сущности. Вольный стих «Горе от ума» – разностопный ямб – замечательное нововведение Грибоедова, позволившее выявить в речах персонажей много различных смысловых оттенков. Афористичность и выразительность его бросались в глаза уже первым читателям комедии, и Пушкин после первого же чтения предсказал грибоедовским стихам долгую жизнь в языке народа: «половина войдет в пословицу».
Белинский ценил комедию «Горе от ума» как «благороднейшее, гуманическое произведение, энергический протест против гнусной расейской действительности…». Секрет жизненности пьесы, незаменимость ее хорошо объяснил Гончаров, заявив, что «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим». Ситуация борьбы свежей силы с косностью, столкновение Чацкого с барской Москвой типична и диалектична, вечна, как мир, и это обеспечивает комедии Грибоедова долгую жизнь.
Слайд 15Литература:
1.А.С. Грибоедов. Сочинения. Воспоминания современников. М. Издательство «Правда», 1989
Составление, вступительная статья
и комментарии А.Л. Гришунина.