Слайд 1
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения в процессе
изучения басен
Слайд 2В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в
качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Слайд 3Проблема исследования обусловлена противоречием между
Слайд 4Цель квалификационной работы -
выявление особенностей формирования читательской компетентности младших школьников
в процессе чтения басен, описание системы изучения басен И.А. Крылова на уроках литературного чтения.
Слайд 5Объект исследования -
процесс формирования читательской компетентности младших школьников в процессе
изучения басен.
Предмет исследования –
методика изучения басенного творчества И. А. Крылова на уроках литературного чтения.
Слайд 6Задачи исследования
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по
теме исследования;
2) рассмотреть процесс формирования читательской компетенции младших школьников в современной начальной школе;
3) дать характеристику процессу и методике изучения басен по УМК «Школа России»;
4) разработать дидактический материал к урокам по басням И.А. Крылова, направленный на формирование читательской компетентности младших школьников.
Слайд 7Читательская компетенция -
это совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих процесс чтения как
вида речевой деятельности: восприятие, понимание, прогнозирование, интерпретацию, извлечение смысла информации, оценку прочитанного текста.
Слайд 8Формирование читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
Формирование навыка чтения: умение читать
вслух и про себя, владение основными видами чтения;
Начитанность;
Умение работать с книгой;
Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слов.
Слайд 9Критерии сформированности читательской компетентности:
умение читать вслух и про себя, владение основными
видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
начитанность;
умение работать с книгой;
наличие собственного интереса к читательской деятельности.
Слайд 10В качестве литературного материала для формирования читательской компетенции в нашей работе
мы выбрали жанр басни.
Слайд 11В учебно-методическом комплексе «Школа России» изучается 5 басен:
И. А. Крылов «Лебедь,
Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей» (2 класс);
И. А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица» (3 класс).
Слайд 12Актуальные технологии формирования читательской компетенции:
технология обучения в сотрудничестве;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии проблемного обучения;
проектные технологии.
Слайд 13Актуальные приёмы формирования читательской компетенции:
прием «Чтение с остановками»;
прием «Перепутанные логические цепочки»;
прием
театрализации;
прием «Ассоциация»;
работа с выставкой книг.
Слайд 14Дидактический материал по проблеме формирования читательской компетенции включает в себя:
5 конспектов
уроков по работе с баснями И.А. Крылова;
1 внеурочное занятие по работе со всеми баснями И.А. Крылова.
Слайд 151 обучающая презентация для младших школьников по знакомству с таким жанром
литературы, как басня.
Слайд 16Перечень аудиозаписей по содержанию басен И.А. Крылова:
1. Басня «Стрекоза и Муравей».
В исполнении:
• Валентина Гафта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
• А. Покровского. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://moyhit.ru
• Веры Данилиной. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://jimcifelli.com
2. Басня «Лебедь, Щука и Рак». В исполнении:
• Валентина Гафта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
• И. Ильинского. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://teatr.audio
Слайд 17Перечень видеозаписей по содержанию басен И.А. Крылова
1. Басня «Лебедь, Щука и Рак»,
постановка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
2. Басня «Мартышка и Очки», инсценировка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
3. Басня «Зеркало и Обезьяна», инсценировка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
4. Басня «Стрекоза и Муравей», постановка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
5. Басня «Ворона и Лисица», инсценировка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
6. Басня «Слон и Моська», инсценировка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
7. Басня «Квартет», инсценировка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
Слайд 18Перечень мультфильмов по содержанию басен И.А. Крылова
1. Басня «Лебедь, Щука и Рак».
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
2. Басня «Мартышка и Очки». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
3. Басня «Зеркало и Обезьяна». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
4. Басня «Стрекоза и Муравей». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
5. Басня «Ворона и Лисица». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com
Слайд 19Результат выпускной квалификационной работы
Сборник материалов по литературному чтению, способствующих формированию читательской
компетентности младших школьников в процессе изучения басен.