Слайд 1ЭПОХА СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
Когда веленью чувств готовы мы поддаться,
Стыдливость в том всегда мешает
нам признаться.
Умейте ж распознать за холодностью слов
Волнение души и сердца нежный зов.
Мольер
Слайд 2ГЛАВНОЕ МЕНЮ
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЖИВОПИСЬ
ЛИТЕРАТУРА
АРХИТЕКТУРА
МУЗЫКА
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
СЛОВАРЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОВЕСТИ Н.М.КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
МУЛЬТФИЛЬМ
АУДИОКНИГА
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Слайд 3Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и
искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру.
Само название указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления
(для классицистов - разум).
«Чувство» сентименталисты сознательно противопоставляют «разуму».
Слайд 4Родина – Англия.
Хронологические рамки – 20-е – 80-е годы XVIII в.
(в Европе), конец XVIII – начало XIX в. (в России).
Основная тематика – любовная.
Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества.
Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СПРАВКА
Слайд 5Особенности эпохи
Главенство чувства над разумом.
Деление героев на положительных и отрицательных по
способности к глубоким переживаниям.
Интерес к богатому внутреннему миру героев.
Преувеличенное проявление чувств.
Принципы сентиментализма
Исходит не из культа разума, а из культа чувства.
Изображение частной жизни частного человека (т.е. любовь, сердечные, душевные переживания). Объект - простой человек.
Человек понимается как личность. Пристальное внимание к внутреннему миру человека).
Восхищение красотой природы.
Слайд 6 уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке
(у классицистов – «порок» и «добродетель»);
культ чувства;
культ природы;
культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности;
утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий;
стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;
идеализация патриархального быта.
ЧЕРТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ
Слайд 7Дневники
Путевые заметки
Письма
Мемуары
Элегические послания
Повести
Романы
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ
Слайд 8ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
Англия
Л.Стерн «Сентиментальное путешествие».
Франция
Руссо «Новая Элоиза»
Россия
Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза».
В.А.Жуковский
раннее творчество
Слайд 9Отличие сентиментализма от классицизма
Классицизм
Правит рассудок
Пленяет величие
Доблесть – героическая воля
Интерес к выдающимся
людям
Сентиментализм
Правит чувство
Пленяет добродетель
Доблесть – искренность
Интерес к простому человеку
Слайд 10АРХИТЕКТУРА
Архитектура – это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато
наиболее прочно.
Л.Г.Салливан
(американский архитектор)
Слайд 11Влияние сентиментализма на архитектуру отразилось на парковых строениях, различных "гротах уединения",
таинственных беседках, скрытых в полумраке, стилизованных под "дикую" природу. Ландшафты в парковой архитектуре включают места для уединенных размышлений и переживаний (гроты, беседки). Сады и парки в сентименталистском стиле именуют «английскими», поскольку считается, что именно и преимущественно в Англии культура сентиментализма получила распространение.
Слайд 12Во второй половине XVIII в. начинает развиваться пейзажная система планировки парков
– устраиваются парки с извилистыми дорожками, с водоёмами мягких, круглых очертаний.
Как дань романтическим настроениям времени в «пейзажных парках» создавались искусственные руины, каскады, гроты.
Слайд 13Парк Павловского дворца представляет собой замечательный пример «пейзажного парка» с его
свободной планировкой, подражающей красоте естественной природы. Живописно изгибающаяся р. Славянка с искусно размещёнными на её крутых склонах парковыми постройками – один из главных элементов его композиции. Прихотливо распланированные аллеи и дорожки, тесно связанные с рельефом местности, объединяют отдельные части парка и раскрывают в различных перспективах павильоны, беседки, мостики, колоннады, монументы и другие сооружения.
Слайд 14ЖИВОПИСЬ
...живопись — это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты
лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным или ироническим.
Стендаль
Слайд 15 Сентиментализм как стиль живописи возник в середине восемнадцатого века в Англии.
Живопись сентименталистов основательно расширяет представление о душевной жизни человека, показывает ее многочисленные противоречия и неизменный процесс переживаний. Если классицизм
провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание.
Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в жанрах пейзажа и портрета. Что касается портретов детей, то они чаще всего изображались в образах мифологических героев, передавая при этом их непосредственный образ и особый склад детского характера.
А.Г.Венецианов
«Спящий пастушок»
Слайд 16 В России идеалы сентиментализма нашли выражение в творчестве В. Л. Боровиковского. Впервые в
русской живописи художник начал писать людей на лоне природы. Герои его портретов гуляют по аллеям пейзажных парков с любимой собачкой или книгой в руке, предаются поэтическим мечтам или философским размышлениям.
В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи.
Живопись сентиментализма показывала “человека чувствительного”. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.
Слайд 17 Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма открыла
не парадный, а интимный портрет.
Всмотритесь
в портрет М.И.Лопухиной,
созданный художником
В.Л.Боровиковским.
Слайд 18Это идеальный
образ человека,
наделённого чувством.
Мечтательность, задумчивость
выражения лица
молодой
женщины
гармонирует с природой,
на фоне которой
она изображена.
Эти чувства переданы
и в колорите картины –
в её голубоватых
размытых тонах.
Слайд 19Картины
В.Л.Боровиковского
Портрет
Екатерины II
на прогулке в
Царскосельском
парке
Портрет
А.Г. и
В.Г.Гагариных
Портрет
Е.Н.Арсеньевой
Слайд 20Жан Батист Грез – французский живописец. Под влиянием культа чувствительности, свойственного
сентиментализму, Грез наделяет своих героев трогательными побуждениями, проявляющимися с преувеличенным пафосом.
«Наказанный сын»
Слайд 21Томас Грейнсборо- английский живописец. Изображают самых разных людей на фоне восхитительного
пейзажа. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины.
«Сэр Эндрью с женой»
Слайд 22Жан Оноре Фрагонар – немецкий живописец. Картина «Дети фермера» является в
какой-то мере образцовой для «сентименталистского» аспекта творчества художника. Как и во многих других своих работах, Фрагонар здесь показывает возможность присутствия чудесно сакральных явлений в обыденной жизни человека.
«Дети фермера»
Слайд 23МУЗЫКА
...Музыка захватывает сильнее, чем живопись, потому что она больше сближает человека
с человеком и всегда внушает нам мысль о нам подобных..
Ж.Ж.Руссо
Слайд 24 Важное место в эстетике сентиментализма отводилось музыке как "языку чувств", способному с особенной
силой воздействовать на человеческие эмоции. Для понимания мелодии нет необходимости в специальной подготовке,
нужно только обладать душой нежной и чувствительной. Исполнитель должен сам испытывать и переживать все выражаемые музыкой чувства. Творчество целого ряда талантливых композиторов второй половины XVIII века - К.Ф.Э. Баха, А.Э.М. Гретри, Н. Пиччинни и других - связано с сентименталистским движением в искусстве.
Слайд 25Второй сын Иоганна Себастьяна Баха добился больших успехов в профессиональной деятельности.
Этот, по-видимому, самый яркий представитель сентиментализма в музыке тяготел к выражению сильных чувств, не скованных правилами. Филипп Эмануэль привнес в инструментальные жанры (особенно в клавирные) драматизм, эмоциональную насыщенность, ранее встречавшиеся только в вокальной музыке. Хотя главное место в его творчестве занимала клавирная музыка, он работал также в разных вокальных и инструментальных жанрах, исключение составляет только опера. Огромное наследие Филиппа Эмануэля включает 19 симфоний, 50 фортепианных концертов, 9 концертов для других инструментов, около 400 сочинений для клавира соло, 60 дуэтов, 65 трио, квартетов и квинтетов, 290 песен, около полусотни хоров, а также кантаты и оратории.
Карл Филипп Эмануэль Бах
(1714–1788).
Звучит соната для клавикора
К.Ф.Э.Баха.
Слайд 26ЛИТЕРАТУРА
Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое
воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей… Н.М.Карамзин
Слайд 27Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – журналист, историк, писатель, поэт, почётный член
Петербургской Академии наук, создатель «Истории государства Российского», издатель первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).
Н.М.КАРАМЗИН– ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
Слайд 30«Новый слог» в произведениях сентиментализма.
Русские сентименталисты выступили против устаревшей
стилистической теории и практики классицизма, провозгласили тезис «писать как говорят и говорить как пишут».
Освободили от архаизмов и обновили лексику литературного языка.
Карамзин начал реформу русского литературного языка, завершить которую выпало на долю Пушкину.
Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»).
Он одним из первых начал использовать букву Ё.
Памятник букве Ё в Ульяновске
Слайд 31Особенности языка произведения сентиментализма
…я поклонилась бы ему с улыбкою
и сказала
бы приветливо:
"Здравствуй, любезный пастушок!
Куда гонишь ты стадо свое?
И здесь растет зеленая трава
для овец твоих, и здесь алеют цветы,
из которых можно сплести венок для
шляпы твоей".
Эпизод из повести «Бедная Лиза»
Какие слова и выражения делают речь героини
столь поэтичной?
Специально отобраны
прекрасные предметы
и слова, несущие определённую
стилистическую и
эмоциональную окраску, -
они передают
нежное трогательное
чувство Лизы
любезный пастушок,
с улыбкою,
зелёная трава,
алеют цветы
Слайд 32Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в
тексте.
…я поклонилась бы ему с улыбкою
и сказала бы приветливо:
"Здравствуй, любезный пастушок!
Куда гонишь ты стадо свое?
И здесь растет зеленая трава
для овец твоих, и здесь алеют цветы,
из которых можно сплести венок для
шляпы твоей".
Своё стадо
Твоих овец
Твоей шляпы
Стадо своё
Овец твоих
Шляпы твоей
Сравните
Слайд 33Постарайтесь найти в отрывке примеры подчеркнутой «приятности» изложения.
Лиза спала очень
худо. Новый гость души ее,
образ Эрастов, столь живо ей
представлялся, что она почти всякую минуту
просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения
солнечного Лиза встала, сошла на берег
Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись,
смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе
и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли
на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина.
Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение:
рощи, кусточки оживились, птички
вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки,
чтобы напиться животворными лучами света.
Слайд 34На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность» изложения.
Соответственно
подбирались «приятные», «красивые» слова.
Если слово казалось недостаточно изысканным, употреблялась перифраза.
Текст насыщался сравнениями, метафорами.
Автор стремился воздействовать на читателя именно словами, словесными украшениями, пренебрегая тем, что избранные им «красивые» слова вступали в противоречие с изображаемой действительностью.
Слайд 35Что является предметом изображения в сентиментализме?
Не служение государству, а человеческие чувства,
личные переживания, любовь – главное содержание жизни, по мнению писателей-сентименталистов.
В сентиментализме нет высоких и низких жанров и отбор явлений не подчинён жанровому принципу.
Герои произведений сентиментализма – люди, которые любить умеют, будь они дворяне или крестьяне. Таковы Лиза и её мать в повести «Бедная Лиза».
Слайд 36Обобщим изученное
Повесть "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина (1792) совершила настоящий
переворот в русской литературе.
Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Автор сознательно создавал ощущение реальности описанного, он прямо обращался к читателю, видел в нем друга. Рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле.
Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей.
Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность, будит сострадание и благородные чувства у читателей.
Образ Лизы – поэтический, нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности.
Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.
Герои , как и живые люди, любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются.
Слайд 37ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Продолжите предложение.
Родина сентиментализма - ...
В России эпохой сентиментализма считается период
…
Ведущие жанры сентиментализма: …
Главой русского сентиментализма является …
Н.М.Карамзин родился в …. в … году.
Н.М.Карамзин – выходец из ….. семьи.
Будущий писатель получил образование в …
Путешествуя по Европе, Н.М.Карамзин посетил …
Главный исторический труд Н.М.Карамзина - …
Н.М.Карамзин умер в …
Англия
конец XVIII – начало XIX в.
дневники, путевые заметки, письма, мемуары, послания, повести, романы.
Н.М.Карамзин.
Симбирской губернии
1766
дворянской
Московском частном пансионе.
Германию, Швейцарию, Францию, Англию.
«История государства Российского».
1826 году в Санкт-Петербурге.
Слайд 38ПРОВЕРЬ СЕБЯ
основные черты двух направлений в литературе
(ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ)
Слайд 39ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Назовите автора и название произведения.
Ж.Б.Грез
«Наказанный
сын»
Т.Грейнсборо
«Сэр Эндрью
с
женой»
Ж.О.Фрагонар
«Дети фермера»
В.Л.Боровиковский
«Портрет
Е.Н.Арсеньевой»
Слайд 40ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Выполните тестовые задания.
1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:
А)
писатель приблизил его к живой разговорной речи;
Б) писатель использовал только «высокую» лексику;
В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.
2. Жанр «Бедной Лизы»:
А) очерк;
Б) повесть;
В) рассказ.
3. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?
А) в Петербурге и его предместье;
Б) в Москве и её предместье;
В) в Киеве и его предместье.
4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:
А) осветить события, не выражая своей позиции;
Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;
В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.
5. Портрет Эраста отражает:
А) только внешность героя;
Б) отношение автора к герою;
В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.
Слайд 41ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Выполните тестовые задания.
6. Карамзин противопоставляет главных героев – Лизу и
Эраста:
А) описывая их внешность;
Б) рассказывая об их отношении к труду;
В) повествуя об их родителях.
7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» - пишет Карамзин о Лизе:
А) как о человеке чистом душой;
Б) с иронией;
В) как о легкомысленной девушке.
8. Слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:
А) гром небесный;
Б) восхитительная музыка;
В) шелест листьев.
9. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?
А) безрассудная
Б) безграничная
В) случайная
10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:
А) проиграл в карты и остался без средств;
Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;
В) он не любил Лизу.
Слайд 42ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Выполните тестовые задания.
11. Картины природы в произведении:
А) являются фоном повествования;
Б)
показывают смену времен года;
В) передают настроение Лизы.
12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:
А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;
Б) «И крестьянки любить умеют»;
В) «Смерть за отечество не страшна…».
13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:
А) нищая;
Б) обездоленная;
В) несчастная.
14. Каково отношение автора к своей героине?
А) Автор любит Лизу, понимает её и сочувствует ей.
Б) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.
В) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.
15. Новаторство Карамзина проявилось:
А) в обличении социального неравенства героев;
Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;
В) в детальном изображении внутреннего мира героини.
Б 9. - Б
- Б 10. - А
– Б 11. - В
– В 12. - Б
– Б 13. - В
- А 14. – А
15. – В
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Слайд 44ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Напишите сочинение в жанре дневника «Мои размышления о прочитанном» (по
повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»).
Напишите письмо Лизе (Эрасту).
Создайте буктрейлер по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Напишите сочинение по метафоре* на тему «Любовь»:
цвет;
вкус;
запах;
внешность;
звук;
качество переживания.
*не забывайте, что сочинение по метафоре пишется в переносном смысле (например, любовь имеет цвет спелой вишни.)
Слайд 45Словарь
Дневни́к – жанровая разновидность прозы; форма повествования, которое ведется от первого лица, записанные реальными людьми сведения о текущих событиях своей жизни.
Классици́зм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII в.
В
основе классицизма лежат идеи рационализма.
Масо́нство — движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические (верящие в существование одного Бога) религии.
Мемуа́ры - вид эпической словесности: хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда
реально происходившие, а теперь вспоминаемые.
Перифра́з (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание») — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
(например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).
Слайд 46Словарь
Письмо́ - эпистолярный жанр литературы, стихотворное или прозаическое обращение писателя к определенному
лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом. В повести представлен ряд эпизодов из жизни героев.
Путевые заметки – жанр литературы, повествование о дорожных происшествиях, впечатлениях и наблюдениях. До середины XIX века форма путевых заметок активно использовалась в научных произведениях.
Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни.
Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру.
Элегическое послание – стихотворное письмо, проникнутое настроениями грусти и печали.
Слайд 48МУЛЬТФИЛЬМ ПО ПОВЕСТИ Н.М.КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»