Слайд 1Д.И.Фонвизин.
Комедия «недоросль»
Слайд 2Волшебный край. Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин,
друг свободы…
А. С. Пушкин
Слайд 3Родился 14 апреля 1745 г. в Москве в богатой дворянской семье.
Получил хорошее домашнее образование.
Слайд 4В 1755—1760 гг. учился в гимназии при Московском университете, затем в
течение года на философском факультете университета.
Будучи студентом, начал печататься в московских журналах, сделал перевод «Басен нравоучительных» датского драматурга, историка и философа Л. Хольберга, приступил к переводу трагедии Вольтера «Альзира».
Слайд 5В 1762 г. переехал в Петербург и занял место переводчика в
Коллегии иностранных дел.
В 1769 г. создал сатирическое произведение «Послание к слугам моим…».
Слайд 6Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией
«Бригадир» (1766— 1769 гг.; поставлена в 1770 г.).
Слайд 7В 1769 г. Фонвизин стал секретарём у главы Коллегии иностранных дел
Н. И. Панина. В 1777—1778 гг. он совершил поездку за границу; о ней рассказано в «Записках первого путешествия».
Слайд 8В 1781 г. появилось самое значительное произведение писателя — комедия «Недоросль».
Слайд 9В марте 1782 г., после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал
в отставку, решив полностью посвятить себя литературному творчеству.
В 1783 г. он опубликовал ряд сатирических сочинений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Повествование мнимого глухого и немого».
Слайд 10В 1784—1785 гг. писатель побывал в Германии и Италии, анонимно издал
на французском языке «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина», нарисовав образ идеального просвещённого вельможи.
Слайд 11Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен, но литературных занятий не
оставил — начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».
Скончался 13 декабря 1792 г. в Петербурге, похоронен в Александро-Невской лавре.
Слайд 12Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Слайд 13Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и
лучшие традиции Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Слайд 14 Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического,
наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
Слайд 15Недорослями до появления комедии Фонвизина называли всех дворянских подростков до 15
лет – это был подрастающий «ратный запас». Недоросли, достигшие 15 лет, то есть созревшие для несения «государственной ратной службы», именовались «новика́ми». Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук хотя бы в домашних условиях.
Слайд 16Вот таким дворянским недорослем в глухом углу великой Российской империи и
показан главный герой комедии Фонвизина Митрофан Простаков, «матушкин сынок». Именно его свойства сделали нейтральное слово «недоросль» чуть ли не бранным, а имя Митрофанушка приобрело такое обобщающее значение, что любой наш молодой современник может быть назван этим именем-характеристикой, если он обнаруживает сходство в поступках, рассуждениях и нравственных качествах с главным персонажем бессмертной комедии.
Слайд 17Центральный герой комедии не только «маменькин сынок», тупой и ленивый. Он
эгоистичен, жесток и хитер. Фонвизин делает Митрофана воплощением дремучего невежества и нравственной невоспитанности, поэтому он не так уж смешон.
Слайд 18Воспитание.
Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания,
которое им было получено.
Слайд 20«В комедии он делает два дела: размышляет, чтобы выпутаться из затруднений,
в которые ставит его зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои обычные чувства. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько», – писал В. О. Ключевский.
Слайд 21Сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться,
то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.