Слайд 1 Выполнила Грошенко София,
ученица 11б класса МБОУ СОШ №1 р.п.Хор
Учитель
русского языка и литературы
Литвиненко С.Ю.
Деревенская тема в литературе xx века
Слайд 2 Деревенская тема
эта тема занимает одно из
ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в произведениях такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время.
Слайд 3
В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех
остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.
Слайд 4
Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Степан Разин, и
Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе.
Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни.
Слайд 5А в зарубежной…..
А в зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа.
Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, “портретом” каждого народа, населяющего данную местность.
Слайд 6
В странах Западной Европы крестьянство играло незначительную роль, а вся
народная жизнь кипела в городах. В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории. Не по силе власти (на- оборот — крестьяне были самыми бесправными), а по духу — крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории.
Слайд 7
Ведущее место среди писателей занимают такие писатели:В.М.Шукшин, А.И.Солженицын(«Матренин двор»),В.П.Астафьев(«Царь-рыба»),В.Г.Распутин(«Прощание с
матерой»)….
Слайд 8В. М. Шукшин
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, в селе
Сростки Алтайского края. И через всю жизнь будущего писателя красной нитью пролегла красота и суровость тех мест.
Слайд 9Творчество
С самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении
человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино (“Два Федора”), а также и в литературе (“Рассказ в телеге”). В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник — “Сельские жители”. А в 1964 году его фильм “Живет парень” удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность.
Слайд 10
И как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема -
СУДЬБА РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА. Память, размышления о жизни всегда приводили писателя в село, где он видел «острейшие схлесты и конфликты.»
Шукшин не выдумывает своего героя, он брал его из жизни. Именно по этому он непосредственный, порой непредсказуемый: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.
Писатель показывает, что главное в человеке – влечение к земле.
Слайд 11
Благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека
на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь. С самого начала творческого пути Василий Шукшин находит новые пути в изображении человека. Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту.
Слайд 12
Всеобъемлющий образ земли — Родины становятся центром тяготения всего содержания
творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.
Слайд 13
. Он считал: “Искусство — так сказать, чтобы тебя поняли...”
С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят. Ему говорят, что фильм “Живет такой парень” — это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми учеными каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью (“Монолог на лестнице”).
Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня.
Слайд 14
Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и
колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40—70-х годов — послевоенного тридцатилетия.
Слайд 15
« дом родной, пашня, степь, Родина, мать — сыра земля...»
Слайд 16
В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный,
искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется “внезапных”, “навыдуманных” рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к “неслыханной простоте”, своеобразной обнаженности — в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы — сплошное авторское слово. Интервью — обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни.
Слайд 17
“Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так Искусство должно
учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к это в добром поступке”
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин…
Слайд 18А.И. Солженицын
Александр Исаевич (р. 1918), прозаик. Родился в крестьянской семье. После
окончания школы поступил на физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Заочно учился в Московском институте философии, литературы и истории. Начавшаяся Отечественная война уводит Солженицына на фронт. С 1943 по 1945 командовал артиллерийской батареей, имел чин капитана. В 1945 был арестован и осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей "за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации".
После реабилитации работал учителем математики в Рязани.
В 1962 в журнале "Новый мир", главным редактором которого был Твардовский, был опубликован рассказ "Один день Ивана Денисовича", сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеки за ее пределами. Потом увидел свет рассказ "Матренин двор". На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР, поэтому они печатались в самиздате и за рубежом (роман "В круге первом", 1955 - 68; 1990; повесть "Раковый корпус", 1966, 1990).
В 1967 Солженицын был исключен из Союза писателей (был принят в 1962). В 1960-е работал над книгой "Архипелаг ГУЛАГ" (1964 - 1970), которую приходилось писать тайком и постоянно прятать от органов КГБ, которые бдительно следили за деятельностью писателя.
В 1970 Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.
В 1974 в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" на Западе писатель был насильственно выдворен из СССР.
Слайд 19
Сначала жил с семьей в Цюрихе, затем в Вермонте (США).
Выходят: его статьи в сборнике "Из-под глыб" (1974), статьи "В Советском Союзе", 1969 - 1974, "На Западе", 1974 - 1980.
В 1969 - 88 пишет восьмитомную эпопею "Красное колесо", состоящую из романов - "Август Четырнадцатого", "Октябрь Шестнадцатого", "Март Семнадцатого".
В 1991 написал книгу "Бодался теленок с дубом", очерки о советской литературной жизни 1967 - 74. Его работа "Как нам обустроить Россию" вызвала многочисленные дискуссии.
Вернувшись в Россию в 1994, А.Солженицын живет и работает в Москве.
Слайд 20«Матренин двор-как одно из произведений о русской деревне….»
Слайд 21
"Коллективизация без прикрас", образ русской, а точнее советской, колхозной деревни
показан Солженицыным в рассказе "Матренин двор". Как и многие другие произведения автора, рассказ "Матренин двор" основывается на фактах из биографии писателя.
Данное произведение написано целиком о женщине. Несмотря на множество, не связанных с нею событий, она - крестьянка, простая русская женщина - является главным действующим лицом рассказа. Ее ставит автор в центр сюжета.
Слайд 22
Действие рассказа происходит в 1956 году в обычной русской деревне,
коих очень много - таких же бедных, разрозненных. Мы видим жизнь деревни, самой Матрены, ее избу глазами молодого учителя, поселившегося у нее. Бедно и убого жила крестьянка. Об этом очень много говорят такие детали как, ветхость избы - \"этот старый серый изгнивающий дом..., под которым бегали мыши", ее колченогая кошка, которая вызывает жалость, впрочем, как и сама Матрена.
Односельчане ее живут так же бедно, не имея ни хорошо налаженного хозяйства, ни стремления завести таковое. Неужели в пятидесятые годы, когда позади осталась коллективизация, разрушительная война, крестьяне жили так бедно? У главной героини рассказа нет даже огорода или хотя бы палисадника. Все ее скудное хозяйство складывается из одной козы грязно-белого цвета, да кошки, хромающей на одно ногу.
Слайд 23
Жизнь Матрены очень тяжела, а судьба трагична: в молодости не
довелось испытать счастья, да и в старости нет покоя. Болезнь, изнутри точившая Матрену, не поддавалась лечению. посещения врача приносили ей больше неудобства, чем помогали. Работать в колхозе на благо государства, подымать страну из разрухи она не могла, потому как тяжело болела. Инвалидом ее никто не признавал, а потому и пенсия ей не полагалась. Считалось, что она иждивенка. Пенсию за умершего мужа она тоже не могла получить - слишком много учреждений и волокиты нужно было вынести...
Слайд 24
Матрена: она верит в Бога, тогда как большинство односельчан его
не признают. Своей христианской добротой, духовной чистотой Матрена разительно отличается от других Она очень добра и отзывчива к чужим бедам: живет не для себя, а для других; всем соседним старухам копает картошку. Помогая другим, зачастую и во вред себе, она не замечает откровенной людской наглости, насмешек и грубости. Такой образ праведницы Солженицын ввел не зря. Зачем он это сделал? Какую истину пытался он донести до читателя? Именно на таких как эта женщина-крестьянка и держится мир от окончательного саморазрушения, вызванного алчностью и иными пороками; от падения в бездну. Такие как она - "опора" и "столпы", держащие мир на себе.
Злость и жадность окружающих в итоге погубили крестьянку. Во время перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и Матрена. Ее гибель, вернее то, что осталось от нее после смерти свидетельствует об особой ее отмеченности Богом.
Слайд 25
Все тело превращается в кровавое месиво, и только лицо и
правая рука чудом уцелели. \"Ручку то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться", - замечает одна из женщин.
Жестокий, злой мир без нравственности и морали показал Александр Солженицын. Люди, которых "перековала" жизнь, разрушительная война и само государство, перестали быть добрыми, отзывчивыми, нравственно и духовно богатыми. Образ праведницы Матрены показателен. В таких людях как она автор видит спасение от неминуемой катастрофы. Нужно жить по законам христианской морали, по заповедям Христа, нести веру в своем сердце, лишь тогда мы сможем спастись от мира злобы, отчаяния и зла, - так считает Солженицын.
Слайд 26В.Распутин
«Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым
касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали...»
Н. Рубцов
Слайд 27
Родился В. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области,
в посёлке Усть - Уда
Сознательное детство его, тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году.
Слайд 28
Творчество известного русского писателя, нашего современника, Валентина Распутина большей частью
посвящено проблемам деревни. Он из тех русских мыслителей, которые не без основания считают деревню центром нашего “национального космоса”, узлом множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем…
Слайд 29
-Уже после выхода в свет его первой повести “Деньги для
Марии” он попал в поле зрения серьезной литературной критики и обрел широкого читателя. Далее, одна за другой, стали выходить книги: “Последний срок”, “Прощание с Матерой”, “Живи и помни”, “Пожар”, которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны.
-Повести Распутина “Последний срок”, “Прощание с Матерой”, “Пожар” как бы составляют трилогию о русской деревне, о гибели “крестьянской Атлантиды”. Мотивы катастрофы, расставания звучат в самих названиях этих повестей. К повести “Пожар” писатель взял эпиграфом слова из народной песни: “Горит, горит село родное...” Положение с деревнями в стране было такое, что данный эпиграф отражал буквально суть происходящего в них разора.
Благодаря таланту В. Распутина образы его героев-сельчан как бы вступили в борьбу за спасение деревни и всего, что связано с этой стороной жизни человека. Старуха Анна из “Последнего срока” и старуха Дарья из “Прощания с Матерой” стали воплощением народной мудрости, которая дается не столько чтением книг, сколько жизненным опытом, трудом.
Слайд 30
Идея повести разрабатывается и углубляется автором в новых произведениях. Много
героев, страдающих и думающих о судьбе русской деревни, много разных ситуаций и обстоятельств пройдут перед читателем, если он откроет другие книги этого замечательного русского писателя, но одно в них будет неизменным — мысль, что человеку невозможно гармонично прожить жизнь, оторвавшись от своих корней.
В этом смысле деревенская тема всегда будет актуальной и жизненно необходимой для нашего общества.
Слайд 31«Последний срок»
Перед читателем встает образ простой русской женщины, прожившей трудную жизнь,
потерявшей мужа и детей, но сохранившей нравственную чистоту души. Нравственная связь с родными корнями помогает ей выстоять в тяжелейших условиях. Вся родня Анны — из деревни. Они накрепко усвоили те строгие моральные заповеди, которые передавались из поколения в поколение и которым Анна следовала всю жизнь. Заповеди просты: работать не покладая рук, держать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми.
Анна умирает. В деревне остается один Михаил, без родни его жизнь становится вялой. Остальные, покинув навсегда деревню, не находят счастья в городе. Оторванные от своих корней, они потеряли нравственную силу души, которая всю жизнь помогала преодолевать трудности их матери. Повесть В. Распутина “Последний срок” я считаю программной в творчестве писателя
Слайд 32 В повести "Прощание с Матерой" писатель пишет о "малой" родине, без
которой не может быть настоящего человека. В книге "Что в слове, что за словом?" Распутин так объясняет это понятие: "Малая" родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль..."
Повесть "Прощание с Матерой" -- это крик души о загубленных, разоренных и затопленных деревнях, людях, насильно выселяемых с насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека.
Последние страницы повести символичны: заплутались люди то ли в тумане, то ли в жизни, не знают, что им надо и где верный путь. Так кто дал им право распоряжаться великой природой, если, в своей жизни не могут разобраться?
Прощание с Матерой
Слайд 33 Носительницей многовековых традиций видит Распутин свою героиню Дарью. Она никак не.
может да и не хочет покинуть обжитое место, переселиться пусть в благоустроенный, но не одухотворенный поколениями поселок. В этой избе жили еще родители ее родителей, здесь провела она счастливые годы замужества и материнства, здесь и горе мыкала во время войны. А теперь надо все бросить и ехать "на материк". Старухи, живущие на Матере, сравнивают себя со старыми деревьями, которые вдруг вздумали пересаживать. "Кто же старое дерево пересаживает?!", "Всех нас, девка, пересаживают, не одну тебя..."
Понимая неизбежность расставания, Дарья, покидая родную избу, моет и обряжает ее, как покойника перед погребением. "Побелить избу всегда считалось праздником. Но теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет. Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут -- так принято. А как можно отдавать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю без малого жизнь, отказав ей в том же обряженье?.. Она проводит ее как следует..."
Слайд 34 Тяжело старому человеку видеть, непонятно, ради какой "высшей цели" надо разорять
и уничтожать веками складывавшуюся жизнь, хозяйство, а главное -- могилы предков. За какие грехи затопляют кладбище, уничтожая саму память о людях, некогда живших здесь?
Дарья да листвень -- хранители традиций и самой Матеры -- матери-земли, уничтожаемой временщиками ради сиюминутной выгоды. "Царственный листвень" назвали пожогщики "неповалимым". "Один выстоявший непокорный... продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто".
Природа не так беззащитна, как может показаться на первый взгляд. Она жестоко мстит людям, уничтожающим ее. Гордо и величаво стоит листвень, не поддающийся ни топору, ни огню, ни пиле. Он уйдет только вместе с землей, породившей его таким могучим и красивым.
Слайд 35В. П. Астафьев
АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая
1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).
Слайд 36
В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В
это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.
В 1969 - 79 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как "Печальный детектив" (1986), рассказ "Людочка" (1989), публицистические - "Всему свой час" (1985), "Зрячий посох" (1988). В 1980 была написана драма "Прости меня".
В последние годы писателем созданы роман "Прокляты и убиты" (начало публикации - 1992), вторая книга романа - "Плацдарм" (1994), повесть "Так хочется жить" (1995). В. Астафьев последние годы жил и работал в Красноярске.
Слайд 37 Творчество
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы
советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
Слайд 38«Царь-рыба»
Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976;
Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю.
Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.