Слайд 1Демонологические образы в романе Михаила Булгакова
“Мастер и Маргарита”
Куракина Алла Юрьевна
учитель
русского языка и литературы
МОУ «СОШ №41 г. Пензы
Слайд 2Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” - замечательное творение ХХ века
Слайд 3Из истории создания романа видно, что он задуман и создавался как
«роман о дьяволе»
Слайд 4Один из самых ярких образов дьявола в русской литературе XX века
– это Воланд, один из центральных персонажей романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Он впитал в себя идеи и умонастроения Булгакова, и был создан, чтобы выразить их. Этот сложный образ обладает двойственностью: с одной стороны, он – сатана, дьявол, “князь тьмы”, а с другой – справедливый судья, воздающий каждому по заслугам. Он хром, как Мефистофель, его глаза черны и пусты, как глаза истинного дьявола, “владельца” ада, но, тем не менее, он остается вечным жизненным принципом справедливости, которому подвластно все живое. Таким его создал Михаил Булгаков
Слайд 5Первым толчком к замыслу образа сатаны была музыка – опера Шарля
Гуно, написанная на сюжет И.В. Гете. Идея Воланда была взята из поэмы И.В. Гете “Фауст”, где она упоминается лишь однажды и в русских переводах опускается. Сам роман также перекликается с произведением И.В. Гете. Трагедия И.В. Гете – точка опоры, начало отсчета. Если сравнивать образ дьявола у И.В. Гете и М.А. Булгакова, станет ясно, что Воланд резко противоположен Мефистофелю, как Мастер Фаусту, и Маргарита – Гретхен. Булгаков опротестовывает мораль “Фауста” - преклонение перед активной деятельностью, перед созиданием вопреки всему и оправдывает верность любви и творчеству. Причем Мефистофель – классический сатана - искуситель, тогда как Воланда вообще трудно назвать дьяволом. Булгаков указывает на библейское происхождение Воланда и младших дьяволов
Слайд 6Идейно-художественная роль сил зла в романе
Обо всех странностях и уродствах бытия
своих современников Булгаков пишет с улыбкой, в которой, однако, легко различить и печаль, и горечь. Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично адаптировался в этих условиях и процветает: на взяточников и мошенников, начальствующих дураков и чинуш. На них писатель и напускает нечистую силу, как это было задумано им с первых дней работы над романом.
Слайд 7
Силы ада играют в “Мастере и Маргарите” несколько необычную для них
роль. Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников.
Слайд 8Воланд
Один из выразителей идеи произведения.
Он – воплощенная идеальная концепция той действительности,
которая создана автором-творцом, точно так же, как автор-творец – выразитель концепции всего произведения. И Воланд, и “автор” - единственные персоны со знанием конечной истины в пределах романа
Слайд 9Нетрадиционность Воланда в том, что он, будучи дьяволом, наделён некоторыми явными
атрибутами Бога. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла наиболее плотно раскрывается в словах Воланда, обращённых к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия “духу зла и повелителю теней” :
“Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп” .
Слайд 10У Булгакова Воланд в буквальном смысле возрождает сожженный роман Мастера; продукт
художественного творчества, сохраняющийся только в голове творца, материализуется вновь, превращается в осязаемую вещь.
Слайд 11
Воланд – носитель судьбы, это связано с давней традицией в русской
литературе, связывавшей судьбу, рок, фатум не с богом, а с дьяволом. Наиболее ярко это проявилось у Лермонтова в повести “Фаталист” (1841 г) – составной части романа “Герой нашего времени” . У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.
Слайд 12Все карательные “мероприятия” Воланда встречают понимание читателя, и направлены не столько
против тех, кто творит явно неправые дела, сколько против тех, кто хотел бы сотворить, но выжидает или боится; кто толкает на них других, оставаясь неподсудным земным юридическим законам.
Слайд 13Кто страдал и томился, встречают в Воланде всесильного покровителя. “Жертвы” Воланда
в основном люди не самые худшие, неисправимо плохих и так много
В.И. Немцев считает, что “автор” ставит вопрос не о бесконечно плохом и бесконечно хорошем. Дело идет о степени моральной ответственности за поступки, уточняются критерии нравственности
Воланд – это своего рода персонифицированный вечный жизненный принцип справедливости, которому подвластно все живое
Слайд 14Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете
дня, тайное делая явным. Но законное его время – лунные ночи, когда тени господствуют, становятся особенно причудливыми и таинственными.
Слайд 15
В такие ночи и совершается в романе все самое невероятное и
самое поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского бытия: полеты Маргариты, Великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его теперь уже не ассистентами – рыцарями туда, где ждет героев их вечный приют и покой. И кто знает, чего во всем этом больше: всемогущества сатаны или фантазии автора, которая порою сама воспринимается как некая не ведающая ни оков, ни границ демоническая сила.
Слайд 16
С помощью ассистентов Воланда Булгаков ведет свой сатирико-юмористический обзор явлений московской
жизни. Союз с Воландом необходим ему для иных, более серьезных и важных целей.
Слайд 17Воланд и его свита
образ– символ, поэтическое уподобление. В Воланде автор изобразил
какую-то частицу себя, в его мыслях легко угадываются некоторые мысли Булгакова. В образе князя тьмы – гуманистические идеалы писателя. Воланд наделен авторским всезнанием. Он знает мысли своих героев, их намерения и переживания
Слайд 18Свита дьявола
Коровьев-Фагот, Азазелло и Бегемот
Абадонна и Гелла (но они не входят
в состав его наиболее близкого окружения)
Слайд 19Историческая справка
Азазелло - имя и титулы взяты из вероисповедальных книг
Бегемот – кот-оборотень, любимый шут Воланда. Бегемот – взято также из апокрифической книги Еноха. В ветхозаветных преданиях это чудовищный зверь, который считается королем млекопитающих
Фагот-Коровьев, как и образ Бегемота и Азазелло, по мнению многих исследователей, связан с предшествующими ему литературными и демонологическими персонажами. Большое воздействие на образ оказало произведение Ренессанса – “Декамерон” Боккаччо.
Гелла – женщина-вампир, член свиты Воланда. Имя “Гелла” Булгаков почерпнул из статьи “Чародейство” Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами
Абадонна – имя восходитк древнееврейскому Аввадон.так зовут падшего ангела, возглавившего восстание против Бога, сброшенного на землю и обреченного на бессмертие
Слайд 20Коровьев-Фагот
Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и
рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора.
Слайд 21Азазелло
В нем сочетаются способности к обольщению и убийству. Именно за
коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля.
Слайд 22Бегемот
Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и
запоминающийся из свиты Воланда.
Бегемот в демонологической традиции – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.
Слайд 23Гелла
Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая
сходство и с ведьмой. Характерные черты поведения вампиров – щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А. К. Толстого “Упырь” . Там девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного – отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы.
Слайд 24
Абадонна – демон войны, приближенный Воланда, выступает в качестве
предвестника, носителя смерти. На это указывает последняя сцена жизни барона Майгеля
Слайд 25Испытания закончены, миссия Воланда завершена
Сатана и его свита, покинув Москву, возвращаются
в горные выси, ночь “разоблачает обманы” и слуги “Князя тьмы” неузнаваемо преображаются, приобретая свой настоящий вид. Таким образом, роли сыграны! “Обманы исчезли”