Презентация, доклад по литературе на тему Демонологические образы в романе М. Булгакова Мастер и маргарита

Содержание

Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” - замечательное творение ХХ века

Слайд 1Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
Куракина Алла Юрьевна
учитель

русского языка и литературы
МОУ «СОШ №41 г. Пензы
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”Куракина Алла Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ

Слайд 2Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” - замечательное творение ХХ века

Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” - замечательное творение ХХ века

Слайд 3Из истории создания романа видно, что он задуман и создавался как

«роман о дьяволе»
Из истории создания романа видно, что он задуман и создавался как «роман о дьяволе»

Слайд 4Один из самых ярких образов дьявола в русской литературе XX века

– это Воланд, один из центральных персонажей романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Он впитал в себя идеи и умонастроения Булгакова, и был создан, чтобы выразить их. Этот сложный образ обладает двойственностью: с одной стороны, он – сатана, дьявол, “князь тьмы”, а с другой – справедливый судья, воздающий каждому по заслугам. Он хром, как Мефистофель, его глаза черны и пусты, как глаза истинного дьявола, “владельца” ада, но, тем не менее, он остается вечным жизненным принципом справедливости, которому подвластно все живое. Таким его создал Михаил Булгаков
Один из самых ярких образов дьявола в русской литературе XX века – это Воланд, один из центральных

Слайд 5Первым толчком к замыслу образа сатаны была музыка – опера Шарля

Гуно, написанная на сюжет И.В. Гете. Идея Воланда была взята из поэмы И.В. Гете “Фауст”, где она упоминается лишь однажды и в русских переводах опускается. Сам роман также перекликается с произведением И.В. Гете. Трагедия И.В. Гете – точка опоры, начало отсчета. Если сравнивать образ дьявола у И.В. Гете и М.А. Булгакова, станет ясно, что Воланд резко противоположен Мефистофелю, как Мастер Фаусту, и Маргарита – Гретхен. Булгаков опротестовывает мораль “Фауста” - преклонение перед активной деятельностью, перед созиданием вопреки всему и оправдывает верность любви и творчеству. Причем Мефистофель – классический сатана - искуситель, тогда как Воланда вообще трудно назвать дьяволом. Булгаков указывает на библейское происхождение Воланда и младших дьяволов
Первым толчком к замыслу образа сатаны была музыка – опера Шарля Гуно, написанная на сюжет И.В. Гете.

Слайд 6Идейно-художественная роль сил зла в романе
Обо всех странностях и уродствах бытия

своих современников Булгаков пишет с улыбкой, в которой, однако, легко различить и печаль, и горечь. Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично адаптировался в этих условиях и процветает: на взяточников и мошенников, начальствующих дураков и чинуш. На них писатель и напускает нечистую силу, как это было задумано им с первых дней работы над романом.
Идейно-художественная роль сил зла в романеОбо всех странностях и уродствах бытия своих современников Булгаков пишет с улыбкой,

Слайд 7
Силы ада играют в “Мастере и Маргарите” несколько необычную для них

роль. Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников.
Силы ада играют в “Мастере и Маргарите” несколько необычную для них роль. Они не столько сбивают с

Слайд 8Воланд
Один из выразителей идеи произведения.
Он – воплощенная идеальная концепция той действительности,

которая создана автором-творцом, точно так же, как автор-творец – выразитель концепции всего произведения. И Воланд, и “автор” - единственные персоны со знанием конечной истины в пределах романа
ВоландОдин из выразителей идеи произведения.Он – воплощенная идеальная концепция той действительности, которая создана автором-творцом, точно так же,

Слайд 9Нетрадиционность Воланда в том, что он, будучи дьяволом, наделён некоторыми явными

атрибутами Бога. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла наиболее плотно раскрывается в словах Воланда, обращённых к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия “духу зла и повелителю теней” :
“Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп” .

Нетрадиционность Воланда в том, что он, будучи дьяволом, наделён некоторыми явными атрибутами Бога. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра

Слайд 10У Булгакова Воланд в буквальном смысле возрождает сожженный роман Мастера; продукт

художественного творчества, сохраняющийся только в голове творца, материализуется вновь, превращается в осязаемую вещь.

У Булгакова Воланд в буквальном смысле возрождает сожженный роман Мастера; продукт художественного творчества, сохраняющийся только в голове

Слайд 11
Воланд – носитель судьбы, это связано с давней традицией в русской

литературе, связывавшей судьбу, рок, фатум не с богом, а с дьяволом. Наиболее ярко это проявилось у Лермонтова в повести “Фаталист” (1841 г) – составной части романа “Герой нашего времени” . У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.
Воланд – носитель судьбы, это связано с давней традицией в русской литературе, связывавшей судьбу, рок, фатум не

Слайд 12Все карательные “мероприятия” Воланда встречают понимание читателя, и направлены не столько

против тех, кто творит явно неправые дела, сколько против тех, кто хотел бы сотворить, но выжидает или боится; кто толкает на них других, оставаясь неподсудным земным юридическим законам.
Все карательные “мероприятия” Воланда встречают понимание читателя, и направлены не столько против тех, кто творит явно неправые

Слайд 13Кто страдал и томился, встречают в Воланде всесильного покровителя. “Жертвы” Воланда

в основном люди не самые худшие, неисправимо плохих и так много
В.И. Немцев считает, что “автор” ставит вопрос не о бесконечно плохом и бесконечно хорошем. Дело идет о степени моральной ответственности за поступки, уточняются критерии нравственности
Воланд – это своего рода персонифицированный вечный жизненный принцип справедливости, которому подвластно все живое
Кто страдал и томился, встречают в Воланде всесильного покровителя. “Жертвы” Воланда в основном люди не самые худшие,

Слайд 14Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете

дня, тайное делая явным. Но законное его время – лунные ночи, когда тени господствуют, становятся особенно причудливыми и таинственными.

Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Но законное

Слайд 15
В такие ночи и совершается в романе все самое невероятное и

самое поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского бытия: полеты Маргариты, Великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его теперь уже не ассистентами – рыцарями туда, где ждет героев их вечный приют и покой. И кто знает, чего во всем этом больше: всемогущества сатаны или фантазии автора, которая порою сама воспринимается как некая не ведающая ни оков, ни границ демоническая сила.
В такие ночи и совершается в романе все самое невероятное и самое поэтичное, что противостоит безрадостной прозе

Слайд 16
С помощью ассистентов Воланда Булгаков ведет свой сатирико-юмористический обзор явлений московской

жизни. Союз с Воландом необходим ему для иных, более серьезных и важных целей.

С помощью ассистентов Воланда Булгаков ведет свой сатирико-юмористический обзор явлений московской жизни. Союз с Воландом необходим ему

Слайд 17Воланд и его свита
образ– символ, поэтическое уподобление. В Воланде автор изобразил

какую-то частицу себя, в его мыслях легко угадываются некоторые мысли Булгакова. В образе князя тьмы – гуманистические идеалы писателя. Воланд наделен авторским всезнанием. Он знает мысли своих героев, их намерения и переживания
Воланд и его свитаобраз– символ, поэтическое уподобление. В Воланде автор изобразил какую-то частицу себя, в его мыслях

Слайд 18Свита дьявола
Коровьев-Фагот, Азазелло и Бегемот
Абадонна и Гелла (но они не входят

в состав его наиболее близкого окружения)
Свита дьяволаКоровьев-Фагот, Азазелло и БегемотАбадонна и Гелла (но они не входят в состав его наиболее близкого окружения)

Слайд 19Историческая справка
Азазелло - имя и титулы взяты из вероисповедальных книг

Бегемот – кот-оборотень, любимый шут Воланда. Бегемот – взято также из апокрифической книги Еноха. В ветхозаветных преданиях это чудовищный зверь, который считается королем млекопитающих
Фагот-Коровьев, как и образ Бегемота и Азазелло, по мнению многих исследователей, связан с предшествующими ему литературными и демонологическими персонажами. Большое воздействие на образ оказало произведение Ренессанса – “Декамерон” Боккаччо.
Гелла – женщина-вампир, член свиты Воланда. Имя “Гелла” Булгаков почерпнул из статьи “Чародейство” Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами
Абадонна – имя восходитк древнееврейскому Аввадон.так зовут падшего ангела, возглавившего восстание против Бога, сброшенного на землю и обреченного на бессмертие
Историческая справкаАзазелло - имя и титулы взяты из вероисповедальных книг Бегемот – кот-оборотень, любимый шут Воланда. Бегемот

Слайд 20Коровьев-Фагот Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и

рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора.
Коровьев-Фагот  Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при

Слайд 21Азазелло
В нем сочетаются способности к обольщению и убийству. Именно за

коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля.
Азазелло В нем сочетаются способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во

Слайд 22Бегемот
Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и

запоминающийся из свиты Воланда.

Бегемот в демонологической традиции – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.

Бегемот Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Бегемот в

Слайд 23Гелла
Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая

сходство и с ведьмой. Характерные черты поведения вампиров – щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А. К. Толстого “Упырь” . Там девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного – отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы.
Гелла Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство и с ведьмой. Характерные черты

Слайд 24
Абадонна – демон войны, приближенный Воланда, выступает в качестве

предвестника, носителя смерти. На это указывает последняя сцена жизни барона Майгеля
Абадонна – демон войны, приближенный Воланда, выступает в качестве

Слайд 25Испытания закончены, миссия Воланда завершена
Сатана и его свита, покинув Москву, возвращаются

в горные выси, ночь “разоблачает обманы” и слуги “Князя тьмы” неузнаваемо преображаются, приобретая свой настоящий вид. Таким образом, роли сыграны! “Обманы исчезли”
Испытания закончены, миссия Воланда завершенаСатана и его свита, покинув Москву, возвращаются в горные выси, ночь “разоблачает обманы”

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть