Презентация, доклад по литературе на тему Данте Алигьери. К уроку-лекции.

Содержание

Литература. 9 классМатериал к уроку -лекцииШкирмонтова Л.А.,учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск)

Слайд 1 ДАНТЕ

АЛИГЬЕРИ (DANTE ALIGHIERI) 1265 - 1321


Божественная комедия

ДАНТЕ

Слайд 2Литература. 9 класс



Материал
к уроку -лекции


Шкирмонтова Л.А.,
учитель русского языка и литературы


МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск)
Литература. 9 классМатериал к уроку -лекцииШкирмонтова Л.А.,учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск)

Слайд 3О Данте

Данте -итальянский поэт. Происходил из старинного дворянс-кого рода. В наиболее

известных юношеских стихах Данте воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал её смерть

Все в памяти смущенной умирает -/Я вижу вас в сиянии зари,/И в этот миг мне бог любви вещает:/"Беги отсель иль в пламени сгори!"
Лицо мое цвет сердца отражает./Ищу опоры, потрясен внутри;/И опьяненье трепет порождает,/Мне камни, кажется, кричат. /"Умри!"И чья душа в бесчувствии застыла,
Тот не поймет подавленный мой крик.

О ДантеДанте -итальянский поэт. Происходил из старинного дворянс-кого рода. В наиболее известных юношеских стихах Данте воспевал молодую

Слайд 4Свой труд Данте назвал "комедией", согласно нормам античной

поэтики, как произведение, завершающееся благополучной и радостной развязкой.

Вершина творчества Данте - поэма "Коме-дия", названная потомками "Божественной" (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). форма поэ-мы восходит к традиционному жанру "виде-ния"; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей (кантик): "Ад", "Чистилище" и "Рай"

Свой труд Данте назвал

Слайд 5Песнь первая
1 Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу
Утратив

правый путь во тьме долины.
4 Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
7 Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

Песнь первая1 Земную жизнь пройдя до половины,Я очутился в сумрачном лесуУтратив правый путь во тьме долины.4 Каков

Слайд 6«Аллегорическое здание» «Комедии»
По форме «Божественная комедия» — загробное
видение, распространённый жанр в

средневеко-
вой литературе. Как и у поэтов той эпохи, поэма представляет собой некое аллегорическое здание.

Аллегория – изображение
отвлечённого понятия или явления
через конкретный образ
(например, сердце – аллегория
любви…)
«Аллегорическое здание» «Комедии»По форме «Божественная комедия» — загробное видение, распространённый жанр в средневеко-вой литературе. Как и у поэтов

Слайд 7

Дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ

совершенных на протяжении жизни грехов и испытыва-емых заблуждений
Дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершенных на протяжении жизни грехов и

Слайд 831 И вот, внизу крутого
косогора,
Проворная и вьющаяся
рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого

узора.
34 Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз на крутизне опасной
Возвратным следом помышлял спастись.

…Но, ужасом опять его стесня,

Навстречу вышел лев с подъятой гривой.
46 Он наступал как будто на меня,
От голода рыча освирепело
И самый воздух страхом цепеня.

49 И с ним волчица, чье худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет;
Немало душ из-за нее скорбело.

31 И вот, внизу крутогокосогора,Проворная и вьющаясярысь,Вся в ярких пятнах пестрого узора.34 Она, кружа, мне преграждала высь,И

Слайд 9Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица —

три самые сильные страсти: сладострастие, гордыня, корыстолюбие



Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: сладострастие, гордыня,

Слайд 10От зверей рассказчика спа-сает Вергилий— разум, посланный к поэту Беатриче (Беатриче

-символ божественного провидения). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории : человека от страстей спаса-ет разум, а божественная благодать (Беатриче в пер. с ит. — благодатная) ведёт к вечному блаженству.

От зверей рассказчика спа-сает Вергилий— разум, посланный к поэту Беатриче (Беатриче -символ божественного провидения). Вергилий ведёт Данте

Слайд 11Мистическое число «три». ***«Божественная комедия» распадается на три части - кантики:

«Ад», «Чистилище» и «Рай»,
каждая из которых состоит из 33 песен…
***Вся поэма написана трехстрочными строфами (терцинами), каждая часть делится на 9 отделов плюс дополнительный десятый. ***Число три символизи-рует мудрость (Отец, Сын и Святой Дух).

Поэт, входя в Чистили-ще, видит четыре звезды, символизирующие четыре «основные» или «естественные» доброде-тели (мудрость, справед-ливость, мужество и умеренность)

Мистическое число «три». ***«Божественная комедия» распадается на три части - кантики: «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из

Слайд 12 АД






По замыслу Данте, ад

ужасен не столько тяжестью своих мучений и испытаний, сколько их вечностью и отсутствием хоть малейшей надежды на прекращение действия высшей кары. Грешники навечно обречены на «тоску богооставленности».
АДПо замыслу Данте, ад ужасен не столько тяжестью своих мучений

Слайд 13Концепция ада: Ад представляет собой колоссальную воронку из концентрических кругов, сужающийся

конец которой примыкает к центру земли.
Концепция ада: Ад представляет собой колоссальную воронку из концентрических кругов, сужающийся конец которой примыкает к центру земли.

Слайд 14Песнь третья.
1Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу

к погибшим поколеньям.
4 Был правдою мой зодчий вдохновлён:
Я высшей силой, полнотой всезнанья и первою любовью сотворён.
…Входящие, оставьте упованья.
Песнь третья.1Я увожу к отверженным селеньям,Я увожу сквозь вековечный стон,Я увожу к погибшим поколеньям.4 Был правдою мой

Слайд 15Преддверие Ада -жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни

зла (Песнь третья)

61 И понял я, что здесь вопят от боли Ничтожные, которых не возьмут
Ни бог, ни супостаты божьей воли.
64 Вовек не живший, этот жалкий люд
Бежал нагим, кусаемый слепнями
И осами, роившимися тут.

Преддверие Ада -жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла (Песнь третья)61 И понял я,

Слайд 16 «…А бес Харон сзывает стаю грешных,/Вращая взор, как уголья в

золе,/И гонит их и бьет веслом неспешных» (Песнь третья)
«…А бес Харон сзывает стаю грешных,/Вращая взор, как уголья в золе,/И гонит их и бьет

Слайд 17Первый круг (лимб)- населён душами доброде-тельных язычников, не познавших истинную веру

(Песнь четвёртая)

Сквозь тьму не плач до слуха доносился,
А только вздох взлетал со всех сторон
И в вековечном воздухе струился.
Он был безбольной скорбью порожден,
Которою казалися объяты
Толпы младенцев, и мужей, и жен.

Первый круг (лимб)- населён душами доброде-тельных язычников, не познавших истинную веру (Песнь четвёртая)Сквозь тьму не плач до

Слайд 18Первый круг населён также душами «великих» , не познавших истинную (христианскую)

веру (Песнь четвёртая)

И в области, невдалеке отстоящей/ От места сна, предстал моим глазам/
Огонь, под полушарьем тьмы горящий./
…"Именем своим/Они гремят земле, и слава эта/ Угодна небу, благостному к ним»/…Гомер, превысший из певцов всех стран;/Второй - Гораций, Овидий - третий, и за ним – Лукан и др.

Первый круг населён также душами «великих» , не познавших истинную (христианскую) веру (Песнь четвёртая)И в области, невдалеке

Слайд 19Преддверие Ада для грешников. Здесь ждет Минос, оскалив страшный рот (Песнь

пятая)

Он, согрешенья
различая строго,/
Обитель Ада
назначает ей,/
Хвост обвивая
столько раз вкруг
тела,/На сколько ей спуститься ступеней.

Преддверие Ада для грешников. Здесь ждет Минос, оскалив страшный рот (Песнь пятая)Он, согрешеньяразличая строго,/Обитель Аданазначает ей,/Хвост обвиваястолько

Слайд 20Второй круг заполнен душами сладострастников (блудников и прелюбодеев). Их носит дикий

ураган (Песнь пятая)

…вот я пришел туда,/
Где плач в меня ударил многогласный./То адс-кий ветер, отдыха не зная,/ Мчит сонмы душ среди окрестной мглы/
И мучит их, крутя и истязая./Там нет надежды на смягченье мук/…Или на миг, овеянный покоем.



Второй круг заполнен душами сладострастников (блудников и прелюбодеев). Их носит дикий ураган (Песнь пятая)…вот я пришел туда,/Где

Слайд 213-й круг. Здесь страдают чревоугодники, обжоры, страдающие от дождя и града

(Песнь шестая)
Тяжелый град, и снег, и мокрый гной/Пронизывают воздух непроглядный; /Земля смердит под жидкой пеленой./
Трехзевый Цербер, хищный и громадный,/Собачьим лаем лает на народ,/
Который вязнет в этой топи смрадной.

3-й круг. Здесь страдают чревоугодники, обжоры, страдающие от дождя и града (Песнь шестая) Тяжелый град, и снег,

Слайд 22 Четвёртый круг. Ад для скупцов и расточителей, без устали катящих огромные

камни (Песнь седьмая)


Четвёртый круг. Ад для скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни (Песнь седьмая)

Слайд 23 Пятый круг. Ад для гневливых и ленивых , увязающих в болоте

(Песнь седьмая)

112 Они дрались, не
только в две руки,
Но головой, и грудью, и
ногами,
Друг друга норовя
изгрызть в клочки…

..под волнами/Есть также люди;/… "В воздухе родимом,/ Мы были скучны, полны вялым дымом;/ И вот скучаем, втиснутые в грязь".



Пятый круг. Ад для гневливых и ленивых , увязающих в болоте (Песнь седьмая) 112 Они дрались,

Слайд 24Шестой круг. Ад для еретиков и лжеучителей (Песнь девятая)
…Так их каля,

как в пламени горнила/
Железо не калилось искони./

Была раскрыта каждая могила,/
И горестный свидетельствовал стон,/
Каких она отверженцев таила
Шестой круг. Ад для еретиков и лжеучителей (Песнь девятая)…Так их каля, как в пламени горнила/Железо не калилось

Слайд 25Седьмой круг. (Песнь одиннадцатая) 1 пояс – для тиранов и разбойников 2 пояс

– для самоубийц, игроков и мотов 3 пояс – для богохульников, содомитов и лихоимцев

Но молви: те, кого объемлет ил,/И хлещет дождь, и мечет вихрь ненастный,/И те, что спорят из последних сил,/
Зачем они не в этот город красный/Заключены, когда их проклял бог?/
А если нет, зачем они несчастны?"

Ужели ты не помнишь изреченья/Из Этики, что пагубней всего/Три нена-вистных небесам вле-ченья:/Несдержность, злоба, буйное скотство?/
И что несдержность - меньший грех пред богом
И он не так карает за него?

Седьмой круг. (Песнь одиннадцатая) 1 пояс – для тиранов и разбойников 2 пояс – для самоубийц, игроков

Слайд 26 Седьмой круг. 1 пояс. Ад для тиранов и убийц, плавающих

в кипящей крови, (Песнь двенадцатая)

…Был страшен крик варившихся живьем.

…"Здесь не один тиран,
Который жаждал золота и крови:

…Все, кто насильем осквернил свой сан.

Седьмой круг. 1 пояс. Ад для тиранов и убийц, плавающих в кипящей крови, (Песнь двенадцатая)

Слайд 27 Круг седьмой. Пояс второй. (Песнь 13). Ад для самоубийц, обращённых в

растения

Еще кентавр не пересек потока,/Как мы вступили в одичалый лес,../Когда душа, ожесточась, порвет/Самоуправно оболочку тела,/Минос ее в седьмую бездну шлет./И гарпии, кормясь его лис-тами,/Боль создают и боли той окно.



Круг седьмой. Пояс второй. (Песнь 13). Ад для самоубийц, обращённых в растения Еще кентавр не пересек

Слайд 28 Круг седьмой. Пояс третий. (Песнь 14). Ад для богохульников и насильников,

сжигаемых падающим пламенем

Я видел толпы голых душ в пустыне:/Все пла-кали, в терзанье веко-вом,/Но разной обречен-ные судьбине./Кто был повержен навзничь, вверх лицом,/ Кто, съё-жившись, сидел на почве пыльной,/А кто сновал без устали кругом.

Круг седьмой. Пояс третий. (Песнь 14). Ад для богохульников и насильников, сжигаемых падающим пламенем Я видел

Слайд 29Восьмой круг. Среди нечистот место для обманувших им доверившихся (Песни 15-31)
Состоит

из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами).
1-й ров. Сводники и обольстители.
2-й ров. Льстецы.
3-й ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
4-й ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
5-й ров. Мздоимцы, взяточники.
6-й ров. Лицемеры.
7-й ров. Воры.
8-й ров. Лукавые советчики.
9-й ров. Зачинщики раздора (Магомет, Али, Дольчино и другие).
10-й ров.Алхимики,лжесвидетели,фальшивомонетчики..

Восьмой круг. Среди нечистот место для обманувших им доверившихся (Песни 15-31)Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые

Слайд 30Так возле нас кружили эти тени,/Лицом ко мне, вращая шею вспять,/
Когда

вперед стремились их колени./


…Туда взошли мы, и моим глазам/Предстали толпы влипших в кал/ зловонный,/Как будто взятый из отхожих ям.


Из каждой ямы грешник шевелил/Торчащими по голени ногами,/
А туловищем в камень уходил./..У всех огонь змеился над ступнями;/
Все так брыкались…

Так возле нас кружили эти тени,/Лицом ко мне, вращая шею вспять,/Когда вперед стремились их колени./…Туда взошли мы,

Слайд 31….Когда не хочешь нашего крюка,/ Ныряй назад в смолу". /И зубьев

до ста Вонзились тут же грешнику в бока.








Когда я взору дал по ним скользнуть,/То каждый оказался странно скру-чен/В том месте, где к ли-цу подходит грудь;/Челом к спине повернут и без-звучен,/Он, пятясь задом, направлял свой шаг…


….Когда не хочешь нашего крюка,/ Ныряй назад в смолу

Слайд 32Вдруг к одному, - он был нам всех виднее, -/Мет-нулся змей

и впился, как копье,/В то место, где сращенье плеч и шеи./
…Он вспыхнул, и сгорел, и в пепел свился,/И тело, рухнув, утерял свое./Ког-да он так упал и разва-лился,/Прах вновь сомк-нулся воедино сам/И в прежнее обличье возвра-тился…/И, встав, кругом обводит взгляд засты-лый,/Еще в себя от муки не придя…





Вдруг к одному, - он был нам всех виднее, -/Мет-нулся змей и впился, как копье,/В то место,

Слайд 33КРУГ 9. ПЕРВЫЙ ПОЯС. – ПРЕДАТЕЛИ РОДНЫХ(КАИНА). ПЕСНЬ 32.
КРУГ 9. ВТОРОЙ

ПОЯС. – ПРЕДАТЕЛИ РОДИНЫ И ЕДИНО-МЫШЛЕННИКОВ. ПЕСНЬ 33

И как лягушка выставить ловчится,/Чтобы поква-кать, рыльце из пруда,/…Так, вмерзши до таилища стыда/И аисту под звук стуча зубами,/Синели души грешных изо льда.

…и тут глазам моим
Предстали двое, в яме леденея;/Один, как шапкой, был накрыт другим./Как хлеб грызет голодный, стервенея,/Так верхний зубы нижнему вонзал/Туда, где мозг смыкаются и шея.

КРУГ 9. ПЕРВЫЙ ПОЯС. – ПРЕДАТЕЛИ РОДНЫХ(КАИНА). ПЕСНЬ 32.КРУГ 9. ВТОРОЙ ПОЯС. – ПРЕДАТЕЛИ РОДИНЫ И ЕДИНО-МЫШЛЕННИКОВ.

Слайд 34 Круг 9. четвёртый пояс. – Предатели благодетелей. Их в своих трёх

пастях грызёт Люцифер (Песнь 34)

Переднему не зубы так страшны,/Как ногти были, все одну и ту же/Сдирающие кожу со спины./"Тот, наверху, страдающий всех хуже, -/Промолвил вождь, - Иуда Искарьот;/Внутрь головой и пятками наруже./А эти - видишь - головой вперед:/Вот Брут, свисающий из черной пасти;/Он корчится - и губ не разомкнет!/Напротив - Кассий, телом коренастей.

Круг 9. четвёртый пояс. – Предатели благодетелей. Их в своих трёх пастях грызёт Люцифер (Песнь

Слайд 35Чистилище
Пройдя по узкому коридору из центра земли во второе её полушарие,

Данте и Вергилий оказываются на поверхности земли. Там, в середине острова, окружённого океаном, возвышается гора в форме усечённого конуса — Чистилище, состоящее, как и Ад, из ряда кругов, сужающихся к вершине горы. Ангел, охраняющий вход в чистилище, впускает Данте в первый круг, перед этим начертав мечом на его лбу семь P (Peccatum — грех), символизирующие семь смертных грехов.
Чистилище Пройдя по узкому коридору из центра земли во второе её полушарие, Данте и Вергилий оказываются на

Слайд 36

Чистилище. Семь букв Р

Peccatum — грех
1-й круг. Гордецы.
2-й круг. Завистники.
3-й круг. Гневные.
4-й круг. Унылые.
5-й круг. Скупцы и расточители.
6-й круг. Чревоугодники.
7-й круг. Сладострастники.

Чистилище. Семь букв РPeccatum

Слайд 37Результат путешествия Данте по Аду и Чистилищу

С прохождением каждого круга исчезает по одной букве; когда, достигнув вершины Чистилища, Данте вступает в расположенный там «земной рай», он уже свободен от начертан-ных стражем чистилища знаков. Круги послед-него населены душами грешников, искупающих свои прегрешения.
Вергилию, не узнавшему крещения, нет доступа в рай, поэтому он исчезает, доведя Данте до райских врат.
Результат путешествия Данте по Аду и Чистилищу      С прохождением каждого круга исчезает

Слайд 39
В третьей кантике поэмы Данте странствует по семи сферам рая, опоясывающим

землю и соотносимым с семью планетами (согласно принятой тогда Птолемеевой системе. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит учителей веры, мучеников за веру (их сияющие души образуют сверкающий крест); возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Творцом.

В третьей кантике поэмы Данте странствует по семи сферам рая, опоясывающим землю и соотносимым с семью планетами

Слайд 41Источники информации
***«Божественная комедия" Данте. Иллюстрации
Доре. Обсуждение на...liveinternet.ru/community/... liveinternet.ru/community/... копия

***История одного перевода «Божественной комедии» (С.М.Лозинский). biblio.wiki. Проверено 9 октября 2017.

***750 лет и 15 портретов Данте Алигьери —
СамКульт. Область культуры samcult.ru/heritage/3237 samcult.ru/heritage/3237 копия

***Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной
комедии" Данте. Ад (песни...top antropos.com/literature/item... top antropos.com/literature/item... копия
Источники информации***«Божественная комедия

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть