Презентация, доклад по литературе на тему Бородино

Содержание

М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель (1814-1841 гг.)С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне 1812 года.

Слайд 1Стихотворение
М.Ю. Лермонтова
«Бородино»
Композиция,
особенности повествования

СтихотворениеМ.Ю. Лермонтова«Бородино» Композиция,особенности повествования

Слайд 2М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель (1814-1841 гг.)

С детских лет Лермонтов воспитывался

в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне 1812 года.

М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель  (1814-1841 гг.)С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об

Слайд 3 Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны

1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино»


Герои Бородинской битвы

Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то

Слайд 4Стихотворение «Бородино»
Стихотворение «Бородино» написано М.Ю. Лермонтовым к
25-летию Бородинского сражения

Бородинская битва – одно из величайших сражений Отечественной войны и всей эпохи наполеоновских войн – разыгралась 7 сентября (26 августа) в 108 верстах от Москвы по Смоленской дороге.
Стихотворение «Бородино»Стихотворение «Бородино» написано М.Ю. Лермонтовым к 25-летию Бородинского сражения  Бородинская битва – одно из величайших

Слайд 5Бородинское поле

Бородинское поле

Слайд 7Словарная работа
редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.):

мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
улан, драгун – солдаты конных полков;
басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Словарная работаредут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;картечь

Слайд 8Историческая справка
К Отечественной войне 1812 года в русской армии было 3

рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия.
Пехота делилась на лёгкую (егеря) и линейную (мушкетёры и гренадёры).
Кавалерия включала лёгкую (гусары и уланы, вооружённые саблями и пиками), среднюю (драгуны) и тяжёлую (кирасиры, вооружённые палашами).
Историческая справкаК Отечественной войне 1812 года в русской армии было 3 рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия.

Слайд 9Великий русский полководец М.И.Кутузов
Русской армией командовал
М.И. Кутузов

Великий русский полководец М.И.КутузовРусской армией командовал М.И. Кутузов

Слайд 10М.И. Кутузов на Бородинском сражении

М.И. Кутузов на Бородинском сражении

Слайд 11Иллюстрации к стихотворению М.Ю Лермонтова «Бородино»
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва,

спаленная пожаром, Французу отдана?

Поль Пети «Ветеран войны с медалью»
(2-ая половина ХIХ века).

Иллюстрации к стихотворению М.Ю Лермонтова «Бородино»- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?Поль Пети

Слайд 12Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие!

Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие!

Слайд 13 Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Слайд 14И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!

Слайд 15Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат

мусью!
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!

Слайд 16Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык

точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая

Слайд 17Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен

булатом, Он спит в земле сырой.
Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в

Слайд 18Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все

на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы

Слайд 20Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал

булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала,

Слайд 21Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Слайд 22 Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы

из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, - целых шесть. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой».

Битва

Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало

Слайд 23 В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим

глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.
Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.

Героизм русских солдат

В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть

Слайд 24Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Слайд 25Бородинское сражение в памяти поколений
Да, были люди в наше время…

Бородинское сражение в памяти поколенийДа, были люди в наше время…

Слайд 26Беседа по прочитанному стихотворению
В чем особенности построения стихотворения?
Кто участвует в разговоре?
Сколько

строф в стихотворении?
Какое количество из них отведено монологу старого солдата?
Почему автор доверил рассказ о Бородинском сражении старому солдату?
Беседа по прочитанному стихотворениюВ чем особенности построения стихотворения?Кто участвует в разговоре?Сколько строф в стихотворении?Какое количество из них

Слайд 27Домашнее задание
Выразительное чтение.
Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
Сделать рисунки к стихотворению.

Домашнее заданиеВыразительное чтение.Выучить наизусть отрывок из стихотворения.Сделать рисунки к стихотворению.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть