Слайд 1РАФТ-технология как новая форма домашней работы и мотивация к письменному рассуждению
Слайд 2 Новое время требует от современного
учителя литературы и новых форм домашней
работы . Дети сегодня неохотно читают, с трудом выражают вои мысли. Нужны новые подходы, которые заставили бы учащихся иначе взгля-нуть на художественное произведение, понять его смысл,постичь всю значимость и красоту
русского слова.
Слайд 3 От того, насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и
успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников - самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.
Слайд 4 Одним из приёмов развития критического мышления является социо-игровое задание - РАФТ:
Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Основной задачей для выполняющих это социо-игровое является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Слайд 5
Начинать надо, конечно, с темы. Например: "Посетители Ильи Ильича Обломова" (по
роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Затем переходим к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не нужно забывать, что придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Нужно продумать, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выбрать аудиторию (адресат) и подумать о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории.
Роли: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Васильев , Андреев, Тарантьев.
Аудитория: случайный попутчик, Захар, Штольц, Ольга Ильинская, староста Обломовки.
Форма: монолог, письмо, страдания, частушки, докладная записка, заявление (или другая форма, предложенная самостоятельно).
Слайд 6Использование РАФТ-таблицы
на уроке литературы
Слайд 7Создание РАФТ-сочинения на уроке литературы по рассказу Тургенева «Муму»
РОль — Татьяна.
АУдитория
— соседка в деревне.
ФОрма — беседа.
ТЕма — дворник Герасим.
А знаешь, Дашенька, в молодости любил меня один человек. Давно это, правда, было, когда я в Москве ещё жила, в господском доме работала. Он там дворником был, Герасим-то. Чудной такой, добрый.
Помню, привезли его из деревни, так я поначалу чуть со страху не обмерла. Большой, бородатый, хмурый какой-то... да ещё немой. Мычит, слова сказать не может. А потом ничего, попривыкла я к его мычанию. Мужик он оказался славный, работящий, серьёзный. Я тогда прачкой состояла при барыне. Держали меня всегда в чёрном теле, работать приходилось много, а слова доброго ни от кого не услышишь. По молодости-то я красавицей слыла, да от тяжёлой работы красота-то моя быстро с меня соскочила. А тут вдруг такое ко мне внимание. Чудно... Помню, несу как-то раз барынину кофту, вдруг кто-то как схватит меня за локоть, оборачиваюсь, а это он, Герасим. Мычит что-то ласковое, улыбается... Петушка сахарного впихнул мне в руку. И потом всё подарки разные покупал: то ленту атласную, то колечко с камушком. А то возьмёт и пыль передо мной метлой расчистит. И всё улыбается мне так ласково. С тех пор уж больше никто мне ничего не дарил. Он ведь и жениться на мне хотел. Да видно не судьба... Барская воля — закон, вот и мыкаю горе со своим пьяницей, да куда ж деваться-то...
Слайд 8РОль — Капитон Климов.
АУдитория — дворецкий.
ФОрма — беседа.
ТЕма — о дворнике
Герасиме.
Жениться? На Татьяне? Барыня приказала? Да помилуйте, Гаврила Андреевич?! Ведь леший-то этот, кикимора-то степная, ведь он убьёт меня, вы же это знаете. Убьёт непременно, как муху прихлопнет, ведь он зверь какой-то, идол, даже хуже идола... осина какая-то... Ведь он глухой, бьёт и не слышит, как бьёт! Словно во сне кулачищами-то махает. Он ведь глуп, как пятка, Герасим-то этот ваш. А я натура нежная, человек образованный, столичный. А что пью... так пью с горя. Здесь один мне судья: сам Господь Бог, и больше никого, и вы мне не указ. А то ишь придумали, жениться...
Слайд 9 На уроках с использованием РАФТ были разыграны темы: «Свадьба Ромео и
Джульетты» (по трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта»), «Онегин в деревне» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»), «Плюшкин: бережливый или жадный?» (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»), «Родная Русь» (стихотворения о родине А.Блока, С.Есенина, И.Бунина), «Странный Печорин» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»), «..ведь сад мой!» (по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»).