Презентация, доклад по литературе на тему А.С. Пушкин Поэма Медный всадник

Содержание

Петербург. Сенатская площадь

Слайд 1
Александр Сергеевич
Пушкин
«Медный всадник»

Александр СергеевичПушкин«Медный всадник»

Слайд 2Петербург. Сенатская площадь

Петербург. Сенатская площадь

Слайд 3Памятник Петру I

Памятник Петру I

Слайд 4 О мощный властелин судьбы!
Не так ли

ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
О мощный властелин судьбы!   Не так ли ты над самой бездной,

Слайд 6ПОЭМА А. С. ПУШКИНА
Написана в 1833 году, во «вторую»

Болдинскую осень. Начата 6 октября и завершена «31 октября 1833 г. 5ч. 5 минут утра».
Поэма не была разрешена Николаем I к печати.
Напечатана в 1837 году, после гибели писателя.


ПОЭМА    А. С. ПУШКИНАНаписана в 1833 году, во «вторую» Болдинскую осень. Начата 6 октября

Слайд 7



Композиция поэмы
Предисловие

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.
Вступление
История становления города Петербурга, величественного и роскошного; гимн городу от лица поэта: возвеличивание Петра I;
1 ч. Описание наводнения;
2 ч. Печальная повесть о бедном Евгении;
Основной композиционный приём – антитеза.
Композиция поэмы   Предисловие       Происшествие, описанное в сей повести,

Слайд 8Вопросы
Каким показан Петр I во

вступлении к поэме?
Какие средства художественной выразительности использует автор в обрисовке образа Петра I.
Вступление написано высоким «штилем» в традициях од М. В. Ломоносова. В тексте есть славянизмы (отсель, град, ветхий, порфироносная), приемы ораторского искусства. Выбранный автором жанр вступления подчеркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

Вопросы     Каким показан Петр I  во вступлении к поэме? Какие  средства

Слайд 9Конфликт
Конфликт в поэме сложен.
Это

конфликт:
природы и человека;
личности и истории;
«маленького» человека и власти,
реальности и фантастики.

Конфликт    Конфликт в поэме сложен.   Это конфликт: природы и человека;личности и истории;

Слайд 10 Идея произведения

В поэме Пушкин выразил неразрешимый конфликт, противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой этой необходимости. В поэме действует уже не сам Петр, а его «кумир», памятник. Этот образ неотделим от образа Петербурга, он является символом северной столицы

Идея произведения          В поэме Пушкин выразил

Слайд 11Вступление
А.С.Пушкина всегда интересовала личность Петра I:   зная историю своего

рода, прадеда Ганнибала, он чувствовал свою особенную связь с императором. Для него Пётр I – это
1)  – великий исторический деятель, символ преобразовательной мощи государства.
2) - сложная, противоречивая личность.

Вступление А.С.Пушкина всегда интересовала личность Петра I:   зная историю своего рода, прадеда Ганнибала, он чувствовал свою

Слайд 12На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред

ним широко Река неслася...
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася...

Слайд 13 О чём думал ПётрI?
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь

будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно,….
О чём думал ПётрI? Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложёнНазло надменному соседу.Природой здесь

Слайд 14Прошло сто лет и юный град
Полнощных стран краса и

диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво;…
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…
Прошло сто лет и юный град  Полнощных стран краса и диво,  Из тьмы лесов, из

Слайд 15То, о чем когда-то «думал он», то есть Петр, стоя на

берегу Финского залива,
свершилось.
Как выглядит теперь «Петра творенье»?

То, о чем когда-то «думал он», то есть Петр, стоя на берегу Финского залива, свершилось. Как выглядит

Слайд 24Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,


Невы державное теченье,
Береговой её гранит,…
Люблю тебя, Петра творенье,  Люблю твой строгий, стройный вид,  Невы державное теченье,  Береговой её

Слайд 27Анализ 1 части. Осмысление конфликта произведения.
Как

зовут главного героя? Что узнаём о нём из 1 части поэмы? Что значат его жизненные планы по сравнению с грандиозными замыслами Петра I?
Кто виновен в том, что планы героя о семейной жизни разрушены?
К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце 1 части?
Какой ценой «вознесся пышно, горделиво» этот город?

Анализ 1 части. Осмысление конфликта произведения.     Как зовут главного героя? Что узнаём о

Слайд 28

О чем же думал он? о том, Что был он беден, что

трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь; Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег…
Он также думал, что погода Не унималась; что река Всё прибывала; что едва ли С Невы мостов уже не сняли И что с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен.

Евгений тут вздохнул сердечно И размечтался, как поэт: «Жениться? Мне? зачем же нет? Оно и тяжело, конечно; Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов; Уж кое-как себе устрою Приют смиренный и простой И в нем Парашу успокою. Пройдет, быть может, год-другой — Местечко получу, Параше Препоручу семейство наше И воспитание ребят... И станем жить, и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба, И внуки нас похоронят...»

О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе

Слайд 29 Историческая основа поэмы
7 (19) ноября 1824 года в

Петербурге произошло самое страшное за всю историю города наводнение. Вода в реке Неве и её многочисленных каналах (рукавах) поднялась на 4,14—4,21 м. выше ординара. По оценкам, во время наводнения были разрушены 462 дома, повреждены 3681, погибли 3600 голов скота, утонули от 200 до 600 человек, многие пропали без вести, так как трупы были унесены водой в Финский залив.
Описание наводнения занимает основное место в первой части повести.


Историческая основа поэмы  7 (19) ноября 1824 года в Петербурге произошло самое страшное за всю

Слайд 31На стенах домов города имеются памятные таблички, отмечающие уровень воды при

наводнении 1824 года.
На стенах домов города имеются памятные таблички, отмечающие уровень воды при наводнении 1824 года.

Слайд 33Скульптурная группа на Заячьем острове в Петропавловской крепости «Зайцы во время наводнения».

Четверо зайцев в скульптурной группе из воды уже вылезли, теперь спасают пятого, тянут за лапки. Ещё усилие, и последний будет на берегу.
Скульптурная группа на Заячьем острове в Петропавловской крепости «Зайцы во время наводнения».  Четверо зайцев в скульптурной

Слайд 34Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней,

друзья мои, для вас
Начну своё повествованье.
Печален будет мой рассказ.
Была ужасная пора,    Об ней свежо воспоминанье…Об ней, друзья мои, для васНачну своё повествованье.Печален

Слайд 35Часть первая Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей

ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной. Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя.
Часть первая  Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды

Слайд 36Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной

дури...
Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури...

Слайд 38Тогда , на площади Петровой.
Где дом в углу вознёсся новый,
Где

над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений.

Тогда , на площади Петровой. Где дом в углу вознёсся новый,Где над возвышенным крыльцомС подъятой лапой, как

Слайд 40ДОМ со ЛЬВАМИ



ДОМ со ЛЬВАМИ

Слайд 41ДОМ со ЛЬВАМИ

ДОМ со ЛЬВАМИ

Слайд 43Часть вторая
Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь

возмущеньем И покидая с небреженьем Свою добычу….

Еще кипели злобно волны, Как бы под ними тлел огонь, Еще их пена покрывала, И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь. Евгений смотрит: видит лодку; Он к ней бежит как на находку; Он перевозчика зовет...

Часть втораяНо вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем И покидая

Слайд 44


Почти у самого залива — Забор некрашеный, да ива И ветхий домик: там

оне, Вдова и дочь, его Параша, Его мечта...
Стремглав, не помня ничего, Изнемогая от мучений, Бежит туда, где ждет его Судьба с неведомым известьем, Как с запечатанным письмом. И вот бежит уж он предместьем,

И вот залив, и близок дом... Что ж это?..          Он остановился. Пошел назад и воротился. Глядит... идет... еще глядит. Вот место, где их дом стоит; Вот ива. Были здесь вороты — Снесло их, видно. Где же дом?...
Все ходит, ходит он кругом, Толкует громко сам с собою — И вдруг, ударя в лоб рукою, Захохотал.

Почти у самого залива — Забор некрашеный, да ива И ветхий домик: там оне, Вдова и дочь,

Слайд 46Он узнал И место, где потоп играл, Где волны хищные толпились, Бунтуя злобно вкруг

него, И львов, и площадь, и того, Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался...
Он узнал И место, где потоп играл, Где волны хищные толпились, Бунтуя злобно вкруг него, И львов,

Слайд 47Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на

бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до «маленьких людей»?
Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет

Слайд 48Кульминация поэмы – вторая встреча Евгения с «горделивым истуканом»
… Он мрачен

стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!..»
И вдруг стремглав Бежать пустился.
Кульминация поэмы – вторая встреча Евгения  с «горделивым истуканом»… Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И,

Слайд 50И он по площади пустой Бежит и слышит за собой - Как будто

грома грохотанье - Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой... И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне...
И он по площади пустой Бежит и слышит за собой - Как будто грома грохотанье - Тяжело-звонкое

Слайд 53Что наводит ужас на Евгения после гибели Параши?
За что Медный

всадник
преследует его?
Какой символический смысл этой сцены?

Что наводит ужас на Евгения после гибели Параши? За что Медный всадник   преследует его? Какой

Слайд 54 Пётр уже не великий преобразователь, а

грозный и беспощадный царь, который «уздой железной Россию поднял на дыбы». Статуя как будто «оживает». Всадник срывается с пьедестала и гонится за бедным Евгением. Самодержец не может простить угрозы со стороны «маленького человека». Бунт одинокой личности против власти бесполезен и бессмыслен. Пусть цокот копыт только чудится Евгению, как и то, что Всадник преследует его по пятам, скачет по площади и улицам Петербурга.


Пётр уже не великий преобразователь, а грозный и беспощадный царь, который «уздой

Слайд 55Образ Петра I
Образ Петра I противоречив и сложен. С одной стороны,

Пётр I дан в поэме как великий государственный деятель, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного, простого человека, имеющего право на счастье. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные простые люди.
Образ Петра IОбраз Петра I противоречив и сложен. С одной стороны, Пётр I дан в поэме как

Слайд 56Удалось ли стихии уничтожить созданное народом по воле великого человека?


А.С. Пушкин утверждает бессмертие дел Петра как дела народа и государства в целом. Но, выполняя закон исторической необходимости, государство ломает судьбы простых людей, губит их, проявляя по отношению к ним государственный эгоизм.
Такова развязка событий, разрешение конфликта.

Удалось ли стихии уничтожить созданное народом по воле  великого человека?   А.С. Пушкин утверждает бессмертие

Слайд 57
Какая сила в нем сокрыта! А

в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?
Какая сила в нем  сокрыта! А в сем коне какой огонь!

Слайд 58Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия…

Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” стала вечным гимном городу-красавцу, отмеченному славными традициями, и его основателю – Петру I.
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия…       Поэма А. С.

Слайд 59Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы Карлюк Лариса Николаевна.

г. Барнаул
В презентации использованы фотографии из личного альбома автора.
Источники:
А. С. Пушкин http://blr.rs.gov.ru/sites/default/files/images/14.thumbnail.JPG
Виньетка http://i005.radikal.ru/0712/f1/2ff6d991b094.png
https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post3295621
Сайт: http://pedsovet.su/


Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы Карлюк  Лариса Николаевна.  г. БарнаулВ презентации использованы фотографии

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть