Слайд 1РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА
«О ЛЮБВИ» КАК ИСТОРИЯ
ОБ УПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.
Л.Н.Толстой
.
Слайд 2Цели :
расширить знания учащихся о писателе;
проследить мысли и чувства героев
рассказа «О любви», выявить философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;
воспитывать понимание значимости любви, счастья в жизни человека.
Слайд 3Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.
Л.Н.Толстой
.
Слайд 4ТРИЛОГИЯ О
«ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ»
Трилогия о «футлярной жизни» -
«Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви» -
погружает читателя именно в эту, важнейшую для Чехова, проблематику.
Эти 3 рассказа были опубликованы в 1898 году в журнале «Русская мысль»
Слайд 5Из истории создания
Рассказ был напечатан в 1898 году
в 8-м номере
журнала «Русская мысль».
Слайд 8По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа
Слайд 9«О ЛЮБВИ»
Персонажи были готовы к тому, чтобы полюбить друг друга,
они похожи в своем одиночестве и неудовлетворенности жизнью.
Автор романтизирует отношения героев, рисует их с теплым чувством, приглашает читателя к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне.
Культура XIX – начала XX века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности в подрастающем поколении.
Слайд 10Прочитайте небольшой отрывок из рассказа. Кому принадлежат эти слова? Как они
могут охарактеризовать героя?
Слайд 12Что же такое счастье?
Лат.яз- фортуна
Фр.яз.-шанс
Англ.яз- удача
Счастье
1.Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
2.Успех,удача
Толковый
словарь русского языка С.И.Ожегова
Слайд 13Пять уровней счастья
5. Удовлетворённость от деятельности по совершенствованию жизни (оставляю после себя)
4. Удовлетворённость в момент творчества (созидаю, создаю)
3. Удовлетворённость от общения с другими людьми (взаимопонимание, дружба, быть кому – либо нужным)
2. Удовлетворённость материальными благами (имею, приобрёл что – либо)
1. Состояние удовлетворённости самим фактом существования (я жив)
Слайд 14В ЧЕМ СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА?
Чехов утверждает, что человеку для счастья нужны не
три аршина земли, а весь земной шар, вся природа.
Счастье не в том, чтобы спать и есть, -
этого слишком мало для человека.
Надо делать добро, надо помогать людям…
Слайд 15Почему герои рассказа не могут быть счастливы?
Почему они не говорили друг
другу о своей любви ?
Почему не боролись за свое счастье?
Слайд 16ФУТЛЯР – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
«Футляр» - это
то, что отгораживает человека от живой стихии жизни.
Футляром может быть что угодно:
зонтик и профессия,
калоши и мировоззрение, гроб и образ жизни…
Слайд 17«О ЛЮБВИ»
А можно ли поместить в футляр
ЛЮБОВЬ?
Слайд 18Словарная работа
Футляр – чехол или коробочка с крышкой для хранения различных
предметов.
Духовный – имеющий отношение к внутреннему миру человека.
Скудный – то же, что и бедный, нищий, неимущий.
Духовное оскудение – когда человек перестаёт морально расти и развиваться и довольствуется только физиологическими потребностями.
Таким образом, человек словно создаёт футляр для своей души из совершенно не нужных ему правил и не хочет нарушать привычный уклад никакими эмоциональными потрясениями.
Слайд 20Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.
Л.Н.Толстой
.
Слайд 21От чего зависит счастье человека?
Слайд 22ЧЕХОВ О ЛЮБВИ
«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях
об этой любви нужно исходить из высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
Слайд 23ТЕСТ
1. От чьего имени ведётся повествование в рассказе?
а) Ивана Иваныча
б) Буркина
в)
Алёхина
2. Почему на имении Алёхина были большие долги?
а) Потому что его отец проиграл целое состояние
б) Потому что его отец потратился , чтобы дать сыну образование
в) Потому что его отец истратил огромные деньги на молодую жену
Слайд 24ТЕСТ
3. В какой женщине Алёхин сразу почувствовал «близкое существо»?
а) В жене
Лугановича
б) В дочери Лугановича
в) В племяннице Лугановича
4.Как звали возлюбленную Алёхина?
а) Мария Петровна
б) Анна Ивановна
в) Анна Алексеевна
Слайд 25ТЕСТ
5. Почему Лугановичи переживали за Алёхина?
а) Он пристрастился к азартным играм
б)
Он был образованным человеком, но ему приходилось жить в деревне и много работать
в) Он тяжело болел
6. Куда выбрали героя рассказа в первые годы жизни в деревне?
а) в почётные мировые судьи
б) в присяжные заседатели
в) в адвокаты
Слайд 26ТЕСТ
7. Как Анна Алексеевна относилась к Алёхину?
а) Она признавалась ему
в любви
б) Он её раздражал, и ей не терпелось от него избавиться
в)Казалось, она любит Алёхина, но она никогда ему об этом не говорила
8. Что произошло после того, как Алёхин признался Анне Алексеевне в своей любви перед перед близкой разлукой?
а) Она уехала с ним в Крым
б) Они расстались навсегда
в) Они встретились в Крыму через несколько месяцев и сбежали
Слайд 27Любовь – чувство самоотверженной привязанности.
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова
Любовью дорожить умейте,
С
годами дорожить вдвойне.
Любовь - не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет : слякоть, и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа
А песню нелегко сложить.
Слайд 28 Домашнее задание:
1. Прочитать рассказ И.А.
Бунина “Кавказ”
2. Сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина. Почему не состоялось счастье героев рассказов Чехова и Бунина?
3. В чём сходство и различие позиций авторов к вопросам любви?