Презентация, доклад по литературе на тему А.П.Чехов Маленькая трилогия

Содержание

«Крыжовник»Рассказ Иван Ивановича Чимши-Гималайского о своем брате, поставившем себе целью приобрести усадьбу с крыжовником и чувствующем себя счастливым, когда эта мечта осуществляется, составляет центральную часть рассказа.В нем демонстрируется проникновение футлярности в желания, мечты, цели современного человека.

Слайд 1 «Кыжовник» «О любви» «Ионыч»

«Кыжовник» «О любви» «Ионыч»

Слайд 2«Крыжовник»
Рассказ Иван Ивановича Чимши-Гималайского о своем брате, поставившем себе целью приобрести

усадьбу с крыжовником и чувствующем себя счастливым, когда эта мечта осуществляется, составляет центральную часть рассказа.

В нем демонстрируется проникновение футлярности в желания, мечты, цели современного человека.

«Крыжовник»Рассказ Иван Ивановича Чимши-Гималайского о своем брате, поставившем себе целью приобрести усадьбу с крыжовником и чувствующем себя

Слайд 3В первом рассказе мотив маленькой цели, заполняющий пустоту существования, звучал уже

в эпизоде сватовства Беликова: скучающие бездеятельные городские обыватели с большим воодушевлением занимаются осуществлением «идеи»- женить Беликова.
Чехов показывает, как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзию цели, расходуют энергию на ее выполнение.
Такие люди не видят, не понимают свое истинное предназначение в жизни.

В первом рассказе мотив маленькой цели, заполняющий пустоту существования, звучал уже в эпизоде сватовства Беликова: скучающие бездеятельные

Слайд 4В сущности, Николай Иванович не удовлетворен чиновничьей деятельностью, он обнаруживает высокое

человеческое чувство-любовь к свободе, но это чувство укладывается в футляр, вырождается в убогое желание купить маленький участок с крыжовником, и понятие о счастье человека суживается до крохотного счастья собственника.
В сущности, Николай Иванович не удовлетворен чиновничьей деятельностью, он обнаруживает высокое человеческое чувство-любовь к свободе, но это

Слайд 5На достижение этого идеала затрачивается столько энергии и сил, сколько с

избытком хватило бы для широкой разумной деятельности.
В жертву герой бросает лучшие годы молодости («жил скупо, не доедал, одевался бог знает как, все копил…женился на старой потому что у нее водились деньжонки. Жена через три года отдала богу душу»)
И вот цель достигнута: в собственном имении созревает свой крыжовник.

Тогда особенно обнажается узость цели.
На достижение этого идеала затрачивается столько энергии и сил, сколько с избытком хватило бы для широкой разумной

Слайд 6Таким образом, Чехов показывает, как достижение узенькой цели вытравило из него

все человеческое и привело к скотоподобной жизни
(и собака в его имении похожа на свинью, и сам новоявленный помещик располнел, обрюзг, щеки носы губы тянуться вперед- того и гляди хрюкнет…)
Таким образом, Чехов показывает, как достижение узенькой цели вытравило из него все человеческое и привело к скотоподобной

Слайд 7Закончив свое повествование, Иван Иванович подводит итог:
« как в

сущности много довольных счастливых людей!...», но он не принимает спокойствие с общественной жизни,
стремится услышать у слушателей дух протеста: « Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность…пьянство, лицемерие, вранье…Между тем…все тихо, спокойно…меня угнетают тишина спокойствие».
Закончив свое повествование, Иван Иванович подводит итог:  « как в сущности много довольных счастливых людей!...», но

Слайд 8Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства расплывчатую форму:


« делайте добро».

Он, как и Коваленко, не принимает футлярную норму жизни, задумывается над тем как ее разорвать.
Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства расплывчатую форму:

Слайд 9«О любви»
Алехин- слушатель в «Крыжовнике»- является рассказчиком и героем в рассказе

«О любви».

Здесь также развивается тема распространения «футлярности» на человеческие чувства.

Алехин- нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали.

«О любви»Алехин- слушатель в «Крыжовнике»- является рассказчиком и героем в рассказе «О любви». Здесь также развивается тема

Слайд 10Чехов показывает, как следование этой добропорядочности губит глубокое нежное чувство, ведет

человека к падению, опустошает его жизнь
Алехин, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает как мелко и обманчиво было все то что мешало им любить друг друга.
Чехов показывает, как следование этой добропорядочности губит глубокое нежное чувство, ведет человека к падению, опустошает его жизньАлехин,

Слайд 11Убедившись, что Анна Алексеевна его любила, он спрашивает себя:

« Куда бы я мог увезти ее?... Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?»
Убедившись, что Анна Алексеевна его любила, он спрашивает себя:   « Куда бы я мог увезти

Слайд 12По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно.
Оказалось, что

решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли…
Но нет в его жизни главного- ясной и высокой жизненной цели.
И это губит его.
По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно. Оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина

Слайд 13Показывая нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений

даже о своем личном счастье, Чехов усиливает впечатление о неумении современных людей жить: Алехин умный, добрый, чистосердечный человек, общительный, образованный, знающий языки, имеющий наклонности к «кабинетной работе», к науке и искусству, к комфорту- спит в санях, ест в людской кухне, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, хлопочет по хозяйству, к которому относится с отвращением. Живет в полном одиночестве, скучает, сохраняя и преумножая доходы имения, которое ему не нужно.
Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.
Показывая нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном счастье, Чехов

Слайд 14 Таким образом, дисгармонична не только жизнь Алехина, «упустившего» истинное

призвание и личное счастье, дисгармонична и жизнь семьи Лугановичей и красивой Пелагеи, влюбленной в человека « совсем не подходящего к ней по душевным и внешним качествам»
Таким образом, дисгармонична не только жизнь Алехина, «упустившего» истинное призвание и личное счастье, дисгармонична и

Слайд 15Для понимая глубокого подтекста рассказа большое значение имеет и картины природы.


Они оставляют впечатление величия, широты простора, гармонии в противоположность узкой футлярной действительности.
Описание природы проведено через сознание героя и оказывает влияние на его душевное состояние, настроение, заставляет его то почувствовать свою слабость, растерянность, то раскрывает лучшие стороны его души, вызывает наслаждение красоты, чувство восторга, гордости, родины.
Для понимая глубокого подтекста рассказа большое значение имеет и картины природы. Они оставляют впечатление величия, широты простора,

Слайд 16Трилогия завершается, но не кончаются раздумья о жизни и счастье, красоте

и любви, робости и смелости.
Автор завершает трилогию картиной счастливой радостной природы, но всем ходом повествования он убеждает нас в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что судьбы человеческие сложны и трудны, что надо вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, каковы они на самом деле, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо « исходить от высшего», надо бороться за красоту, любовь, свободу.
Преодоление «футлярной» жизни, «футлярного» сознания в рассказах Чехова- этапы на пути стремления человека к совершенству и будущему.

Трилогия завершается, но не кончаются раздумья о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости.Автор завершает

Слайд 17 «Ионыч»
Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовного оскудения.

Центральная тема рассказа:
протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека.
Основная идея произведения
заключается в призыве «Берегите в себе человека»
«Ионыч»Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовного оскудения.  Центральная тема рассказа:   протест

Слайд 18 Композиция рассказа (на первый взгляд проста).
Пять глав, каждая из которых имеет

свою микротему:
-жизнь интеллигенции города С. (семья Туркиных)
-трудовая деятельность Старцева
-неумолимое быстротечное время
-внутренний мир главных героев
-власть обывательщины.
Эти микротемы раскрываются
по-чеховски- повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.
Композиция рассказа  (на первый взгляд проста). Пять глав, каждая из которых имеет свою микротему:-жизнь интеллигенции

Слайд 19 1.Отыщите в тексте рассказа своеобразные вехи, по которым можно определить

рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно- его моральное и духовное опустошение.
(Чехов использует оригинальный прием- расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева.
Они идут по разным направлениям:
жизненная карьера ,
эволюция вкусов,
развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной
и жизненный путь тех людей, которые его окружают)
2. Как вы понимаете призыв «Берегите в себе человека!»

1.Отыщите в тексте рассказа своеобразные вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть