Слайд 1Дидактический материал
к уроку литературы в 7 классе
Анализ стихотворения
Н.А. Некрасова
«В полном разгаре страда деревенская»
Автор: Морозова Алла Станиславовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Слайд 2Цели:
проверить уровень знания и понимания учениками стихотворения Н.А. Некрасова
«В полном разгаре страда деревенская», способствовать развитию навыка анализа поэтического текста на основе целостного восприятия.
Слайд 3Н.А. Некрасов (1821-1877)
Николай Алексеевич Некрасов — «любимейший русский
поэт, — писал Добролюбов о Некрасове, — представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». В стихах Некрасова действительно были и «жизнь и сила». И конечно, женщины: труженицы, работницы, матери. Творил ли кто из поэтов столь много о женщине-матери?
Слайд 4Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...» рассказывает о трудной доле
русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья.
Слайд 5
В полном разгаре страда деревенская...
В
полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки, -
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..
1862
Слайд 6Объясните смысл названия стихотворения
Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда
деревенская...” названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне.
Слайд 7Какова тема стихотворения?
Тема стихотворения – страдания русской женщины.
«Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!»
Слайд 8Какое ощущение вызывает описание пейзажа?
Описание пейзажа, как это
часто бывает у Некрасова, не привлекает внимание красотой видов. Оно вызывает ощущение какой-то гнетущей внешней силы, переданное в словах «всевыносящего», «многострадальная», напряжение достигает высшей точки в словах «зной нестерпимый», «солнце нещадно палит».
Слайд 9Кто является главной героиней стихотворения?
Автор постепенно переходит от
собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней «колыхается» целый столб насекомых. Глаголы «жалит, щекочет, жужжит» добавляют напряжения. Само звучание этих слов действует подавляюще.
Слайд 10Найдите в стихотворении сцену, созвучную данной иллюстрации, опишите её.
Слайд 11Данной иллюстрации соответствует сцена: крестьянка, порезавшись косой, не успевает унять кровь
и бежит к заплакавшему ребёнку.
Вместо высоких и пафосных слов мы видим такие просторечные слова, как «баба», «косуля», «ноженька». Сама ситуация, когда женщина трудится в поте лица, выбиваясь из сил, а её ребёнок (несмотря на всё это) недоедает или, как в данном случае, в такую жару лежит «у соседней полосыньки», вызывает жалость и сострадание у читателей.
Слайд 12
И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию?
Что это – прославление выносливости или скрытое осуждение терпения и покорности?
Слайд 13
«Что же ты встала над ним в отупении? // Пой ему
песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать!..»– горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Вместо «бедной бабы» вновь появляется «мать», и последние две строчки вновь пафосны и сопровождаются поэтическим взлётом с ударением на последнем, ключевом слове «мать». В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа (вспомним одноимённое стихотворение Некрасова).
Слайд 14Можно ли сказать, что в последних двух четверостишиях изображён собирательный образ
русской женщины?
В последних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимается как вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана, затыкающегося грязной тряпицей, а с другой – как собирательный образ русской женщины, все слёзы и пот, все страдания и труды которой «канут... всё равно».
Слайд 15Поговорим о форме стихотворения. Каким стихотворным размером оно написано?
Стихотворение состоит из семи трёхстиший и двух четверостиший. Таким образом, вступление с сюжетной частью отделяются по построению от концовки. Стихотворение написано дактилем с его характерной интонацией причитания (один из излюбленных некрасовских размеров). Первые две рифмующиеся строки трёхстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом. Создаётся впечатление, что каждое трёхстишие (соответственно, пара строк четверостиший) – это новый вздох, полный горестных образов и мыслей.
Слайд 16С помощью каких средств автор передал искреннее сострадание русской женщине?
Автор использует в стихотворении
- обилие эпитетов («многострадальная мать», «бедная баба», «терпеливая мать», «зной нестерпимый», «равнина безлесная»),
- смешение пафосных и просторечных слов (оно создаёт особое ощущение надрыва),
- повторы («доля» – «долюшка», «пой» - «пой» , «терпении» - «терпеливая», «мать» - «мать» ),
- уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепался», «косыньки»),
- риторические вопросы и восклицания, инверсии,
- интонацию причитания.
Всё это привносит в стихотворение фольклорные черты.
Слайд 17Домашнее задание
Написать сочинение по теме «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения
«В полном разгаре страда деревенская»
Слайд 18Литература
Беленький Г.И. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений:
в двух частях. - М.: Мнемозина, 2010
Источники иллюстраций
Портрет Н.А. Некрасова: http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/9.htm
Иллюстрация к слайду 4: http://forum.vgd.ru/268/30224/20.htm
Иллюстрация к слайду 6: http://gallerix.ru/album/200-russian/pic/glrx-170147705
Иллюстрация к слайду 7 и 8: http://www.artsait.ru/foto.php?art=b/borismus/img/34
Иллюстрация к слайду 9: http://www.artsait.ru/foto.php?art=k/kulikov/img/23
Иллюстрация к слайду 10: http://www.staratel.com/pictures/modern/details.php?image_id=656&mode=search&sessionid=7fa06ba737fc7be9257568beb81ed
Иллюстрация к слайду 12: http://tradiciay.ru/poxlebka.html
Иллюстрация к слайду 13: http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-682659912
Иллюстрация к слайду 14: http://artcyclopedia.ru/krestyanka_s_kosoj_i_grablyami_(pelageya)_1824g-venecianov_aleksej_gavrilovich.htm
Иллюстрация к слайду 17: http://www.staroeradio.ru/audio/17563