Презентация, доклад по литературе на тему Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Тучи (6 класс)

Содержание

Годы жизни: 1814-1841. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1831 году Лермонтов потерял отца. Это и еще ряд обстоятельств стало предметом глубоких и напряженных размышлений и, конечно же, отразилось на творчестве писателя.

Слайд 1Двадцатое ноября. Классная работа. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи».

Двадцатое ноября. Классная работа. Анализ стихотворения  М. Ю. Лермонтова «Тучи».

Слайд 2Годы жизни: 1814-1841. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1831 году

Лермонтов потерял отца. Это и еще ряд обстоятельств стало предметом глубоких и напряженных размышлений и, конечно же, отразилось на творчестве писателя.
Годы жизни: 1814-1841.  Учился в Благородном пансионе при Московском университете.  В 1831 году Лермонтов потерял

Слайд 3Избрал военное поприще. После университета поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и

кавалерийских юнкеров.
Избрал военное поприще.   После университета поступил в  Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Слайд 4Лермонтов Михаил Юрьевич
(1814-1841)

Стихотворение «Тучи» создано было в 1840 году и относится

к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой.

Лермонтов Михаил Юрьевич(1814-1841)Стихотворение «Тучи» создано было в 1840 году и относится к позднему периоду творчества поэта. Написано

Слайд 5 Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать

так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.
Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным,

Слайд 6Лермонтов Михаил Юрьевич

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто

как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Лермонтов Михаил ЮрьевичТучиТучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера

Слайд 7Воспоминания В.А.Сологуба

Стихотворение создавалось при следующих обстоятельствах: «Друзья и приятели собрались в

квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..».
Воспоминания В.А.СологубаСтихотворение создавалось при следующих обстоятельствах: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом

Слайд 8Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием. Следовательно, стихотворение построено

на сравнении.
Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием.  Следовательно, стихотворение построено на сравнении.

Слайд 9Стихотворный размер

Стихотворение „Тучи“ состоит из трех четверостиший.
Оно написано дактилем, при

этом Лермонтов употребил перекрестную рифмовку. Данный стихотворный размер в поэзии Лермонтова встречается довольно часто.
Рифма стихотворения:
жемчужную – южную,
открытая – ядовитая,
бесплодные – свободные



Стихотворный размерСтихотворение „Тучи“ состоит из трех четверостиший. Оно написано дактилем, при этом Лермонтов употребил перекрестную рифмовку. Данный

Слайд 10Тема стихотворения

Темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не

по своей воле ставшего изгнанником. Тема Родины.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения.
Образ туч – вечное движение, одиночество.
Мотив изгнания – драма «лишних людей» 1840-х годов.
Тема любви к Родине.
Тема стихотворенияТемы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником. Тема

Слайд 11Средства выразительности

Олицетворения: тучи – странники.
Анафора: «Или на вас тяготит преступление?//Или друзей

клевета ядовитая?»
Противопоставления (антитезы):
свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник,
бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя.
Риторические вопросы.
Средства выразительностиОлицетворения: тучи – странники.Анафора: «Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?»Противопоставления (антитезы): свободная природа –

Слайд 12 Антитеза – противопоставление картин, образов, настроений. Риторический вопрос – вопрос, который не

требует ответа.
Антитеза – противопоставление картин, образов, настроений.  	Риторический вопрос – вопрос, который не требует ответа.

Слайд 13
«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории.
У этого произведения

есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой.
Лермонтов понимает, что его поколение – особое.
«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории.У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в

Слайд 14Вывод:

Стихотворение Лермонтова «Тучи», равно как и другие его произведения, бессмертны. Оно

принадлежит к позднему периоду творчества поэта. Лирический герой сравнивает себя с тучами.

…Тучи, эти «вечные странники», были над головой Лермонтова в детстве, когда он лежал, сражённый болезнью, они — над его головой и в момент принудительного отъезда из Петербурга на Кавказ. Они были недалеки и во время последней дуэли поэта с Мартыновым, эти немые беспомощные свидетели кровавой расправы над великим русским поэтом.
Вывод:Стихотворение Лермонтова «Тучи», равно как и другие его произведения, бессмертны. Оно принадлежит к позднему периоду творчества поэта.

Слайд 15Домашнее задание: 1. выучить наизусть стихотворение «Тучи», 2. стр.155-156 – конспект статьи, 3.

ПРОЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЛИСТОК» (стр. 156).
Домашнее задание:   1. выучить наизусть стихотворение «Тучи», 2. стр.155-156 – конспект статьи, 3. ПРОЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть